Сварка чугуна


Категория Ремонт судового электрооборудования

Место, подлежащее сварке, следует разделать до здорового металла путем срезания кромок абразивным кругом или другим способом. Стенки должны быть пологими, поверхность углубления не должна иметь острых углов и заусенцев. Угол разделки под шов определяют в зависимости от выбранного способа сварки, например, при ручной электросварке он должен быть не менее 60°.

Если трещина сквозная, разделку следует выполнять с двух сторон или с одной стороны, но до основания. В этом случае под место сварки необходимо подкладывать угольную, медную или графитовую прокладку. Жировые загрязнения в месте сварки удаляют ацетоном или уайт-спиритом.

При сварке чугунных изделий распространены электроды ЦЧ4 и ЦЧ4а (стальные стержни диаметром 3—6 мм с легирующим покрытием). Участки, наплавленные этими электродами, имеют свойства высоколегированной стали. Трещины толщиной менее 10 мм и длиной до 100 мм можно сваривать электродами ЦЧ4 без предварительного прогрева. При трещине более 100 мм ее следует разбить на участки 25—30 мм и сварку производить последовательно, начиная с конца разделки. При этом наплавку следует выполнять, как показано на рис. 3. После укладки одного ряда его следует освободить от шлака и внутренних напряжений путем проковки, затем укладывать следующий ряд и т. д.

Рис. 1. Схема сварки меди генератором постоянного тока

После заварки дефектного места деталь желательно поместить в сухой нагретый песок для медленного охлаждения; это исключит образование трещин в шве.

Мероприятия по ограничению деформаций при сварке можно разделить на конструктивные и технологические.

К конструктивным мероприятиям относят возможные способы размещения сварных швов. Не следует допускать скопления швов в одном месте и их пересечения. Количество швов должно быть минимальным. По возможности следует избегать применения накладок, а также сварочных швов, образующих небольшие замкнутые контуры (вставку латок, приварку усилений и т. п.); желательно применять стыковые швы. При сварке деталей разной толщины следует скашивать кромку детали большей толщины.

К технологическим мероприятиям можно отнести предварительный нагрев при сварке толстых деталей и затем медленное охлаждение; способы проведения сварочных операций (в первую очередь следует производить сварку стыковых швов, а затем — угловых).

Сварку каждого шва желательно выполнять в один проход или от середины к краям, а не от краев к середине. Для уменьшения влияния поперечной усадки следует уменьшать зазоры в стыковых швах, сварку вести быстро, с глубоким проваром корня шва, чтобы остывание по толщине и длине было равномерным.

Сварочные работы следует, по возможности, проводить в теплых помещениях. Чем равномернее и медленнее будет проходить остывание, тем в большей степени будет снижаться внутреннее напряжение. Предварительный нагрев изделия и поддержание постоянной температуры в процессе сварки также снижают внутреннее напряжение шва.

Рис. 2. Порядок наплавки металла при сварке толстых деталей


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования