Судовые уборки и санитарные авралы


Категория Морская практика

Для содержания судна в чистоте и в хорошем санитарном состоянии производятся ежедневные уборки и не реже 1 раза в месяц санитарные авралы.

Порядок уборки определяет старший помощник капитана совместно с судовым врачом с учетом требований Санитарных правил для морских судов СССР. Объем работ во время уборок и количество принимающих в них участие людей зависят от назначения судна, условий плавания и численности экипажа.

Ежедневные уборки производятся лицами судового экипажа в соответствии с Уставом службы на судах ММФ.

Санитарные авралы производятся под руководством старшего помощника капитана и судового врача.

Уборку начинают с судовых помещений. Постельные принадлежности, мягкие вещи и одежду выносят на верхнюю палубу, где их чистят и проветривают. Ковровые дорожки в случае сильного загрязнения промывают растворами моющих средств и просушивают. Шкафы, рундуки и ящики очищают от ненужных предметов и мусора и протирают влажными тряпками. После этого подметают палубу. Весь сухой мусор выносят в металлические контейнеры, установленные на судне. При нахождении судна в море сухой мусор сжигается в мусоросжигательных печах, а в портах — сдается на мусоросборщики.

Мокрую уборку в помещениях начинают с мойки подволоков, переборок и обшивки бортов соответствующими моющими средствами, после чего их промывают чистой водой и протирают насухо ветошью. Одновременно моют и протирают плафоны светильников, иллюминаторы, предметы инвентаря и оборудования помещений.

После того как будет закончена уборка и все имущество с палубы занесено в каюты, приступают к мойке внешних поверхностей надстроек и рубок. Перед началом мойки рекомендуется, если возможно, закрыть пробками все шпигаты на палубе, чтобы исключить образование на бортах судна потеков грязной мыльной воды. Должны быть закрыты иллюминаторы, световые люки, капы машинного отделения и т. д.

Мойку начинают с настила верхнего мостика, а затем моют стенки рубок и надстроек. Как уже указывалось, окрашенные стальные поверхности следует мыть теплым мыльным раствором мягкими щетками, а поверхности из легких сплавов — теплой водой с добавлением моющих средств, нейтральных по отношению к сплавам. Моечный раствор надо наносить на предварительно смоченную пресной водой поверхность. Раствор наносят не на всю поверхность сразу, а на небольшие ее участки и тут же протирают их мягкими щетками. После того как вся поверхность (например, стенка рубки) будет хорошо протерта моечным раствором, ее окатывают водой из шланга и снова протирают щетками. Во избежание образования белесых потеков на деревянной или окрашенной палубе от моечного раствора надо периодически поливать водой и палубу. После удаления остатков моечного раствора со всей поверхности ее окатывают водой начисто.

Запрещается сброс за борт водных растворов с концентрацией в них сверх установленной нормы синтетических моющих средств ОП-7, ОП-Ю и др. При мойке надстроек и рубок напор воды в магистрали должен быть небольшим. Высокие лобовые поверхности надстроек моют с подвесок, соблюдая все правила техники безопасности при работах на высоте.

После окончания мойки надстроек, рубок и других конструкций, расположенных на палубе, приступают к мойке палубы. Мойка палуб во время санитарного аврала производится так же, как и при еженедельных генеральных мойках.

Если при мойке надстроек и рубок шпигаты были закрыты пробками, следует скопившийся на палубе моечный раствор разбавить водой из шланга и, открыв пробки, спустить его за борт или в процессе мойки — на расположенную ниже палубу.

После окончания мойки протирают стекла иллюминаторов снаружи, чистят все медные и никелированные детали, имеющиеся на надстройках и палубах.

Для проведения ежедневных уборок и санитарных авралов используется ручной уборочный материал: просяные голики и веники, волосяные щетки, швабры и резиновые лопатки, а также бытовые приборы — пылесосы, полотеры, механические щетки для чистки ковров и дорожек. Для мойки больших поверхностей могут использоваться краскораспылители. С их помощью моющий раствор наносят на поверхность через сопло с факелообразным распылением жидкости, а затем меняют сопло и промывают поверхность струей чистой воды из краскораспылительного бачка под давлением воздуха.


Читать далее:

Категория Морская практика