Судовые средства оповещения о бедствии и организация поиска с помощью спутниковой системы


Категория Морская практика

В аварийной ситуации судовой экипаж обязан принять все меры к спасению судна и груза, используя имеющиеся в его распоряжении средства и возможности. Когда бедствующему судну требуется помощь, оно подает сигналы бедствия.

К судовым радиотехническим средствам подачи сигналов бедствия относятся судовая радиостанция, автоподатчики сигналов тревоги и бедствия (АПСТБ), а также описанная в § 66 переносная радиостанция «Призыв» для спасательных шлюпок и плотов. Для автоматической подачи сигналов бедствия широко применяются аварийные передатчики в комплекте с автоподатчиком сигналов, а для приема — приемники, настроенные на аварийные частоты. Недостатком указанных средств является то, что в силу особенностей распространения радиоволн подаваемые ими сигналы бедствия могут быть обнаружены на сравнительно небольших расстояниях. Поэтому под эгидой ИМО проводится большая работа по созданию надежной Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССББ). Важнейшими элементами этой системы являются морские аварийные радиобуи (АРБ).

Более 20 лет существует система поиска и спасения при помощи АРБ, рассчитанная на поиск места аварии с самолетов и вертолетов. Передатчики таких АРБ работают на частоте 121,5 МГц, имеют небольшую мощность и дают только сигнал пеленга для их обнаружения, что сужает сферу и возможности поиска места аварии. __

В 1982 г. в нашей стране был запущен на околоземную орбиту искусственный спутник Земли (ИСЗ) «Космос-1383», оснащенный аппаратурой для приема сигналов бедствия. Начала деист-вовать первая в мире спутниковая система поиска и спасения — Советская космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС). Она совместима с аналогичной Американо-франко-канадской системой помощи и спасения путем слежения со спутников (САРСАТ). Эти системы могут действовать самостоятельно и в то же время благодаря четкому согласованию технических параметров образуют единую систему поиска и спасения КОСПАС—САРСАТ. Спутники, работающие на эту систему, летают по почти круговым орбитам на высоте 850—1000 км. Это позволяет им принимать аварийные сигналы из района, ограниченного окружностью диаметром более 5000 км. С учетом периода обращения вокруг Земли «Космос-1383» в паре с запущенным 24 марта 1983 г. спутником «Космос-1447» осматривают всю планету в среднем за 6 ч, а в большинстве районов они засекают аварийный передатчик за 2—3 ч. Нашими спутниками совместно с двумя американскими спутниками поиска и спасения авария в любом районе земного шара может быть обнаружена не более чем за 1,5—2,0 ч.

К АРБ системы КОСПАС—САРСАТ предъявляются следующие требования: свободно всплывать с тонущего судна, а при необходимости легко сбрасываться в воду вручную; при всплытии или вручную по решению капитана при нахождении буя на борту включаться автоматически в передачу аварийной информации; передавать сообщения, включающие порядковый номер АРБ в системе КОСПАС или САРСАТ, название страны, характер и время аварии, координаты судна, если оператор ввел их в АРБ нажатием кнопки на пульте. Заложенная заранее в АРБ информация о местонахождении судна должна постоянно корректироваться датчиками, соединенными с навигационными приборами судна. Технические требования, предъявляемые к АРБ, обусловливают мощность батарей, продолжительность передачи сигналов, модуляцию и возможность идентификации их при одновременной работе передатчиков нескольких АРБ.

Конструкция АРБ спутниковой системы включает: сложный генератор сигналов, кодирующий их; запоминающее устройство; источник излучения сигналов; батареи; антенну и систему сопряжения с судовыми навигационными приборами. На ходовом мостике судна должны располагаться пульт управления и клавишный пульт для ввода в АРБ необходимой информации.

В СССР, США, Англии, Норвегии, ФРГ и Японии разработан и испытан ряд систем АРБ. Как правило, зарубежные АРБ, имеющие массу от 1,6 до 7 кг, излучают сигналы частотой 121,5 МГц и 243 МГц. В ближайшее время основной работой системы КОСПАССАРСАТ будет поиск аварийных передатчиков на частоте 121,5 МГц (АРП-121,5). Однако работа таких передатчиков имеет ряд недостатков. Прежде всего принимаемые на борту спутника сигналы- этой частоты не обрабатываются, а только усиливаются и в чистом виде ретранслируются через бортовой передатчик на наземный Приемный Пункт Информации (ППИ). На этом пункте измеряется доплеровский сдвиг частоты и вычисляются координаты АРБ. Поскольку спутник не запоминает принимаемые сигналы бедствия, то, если место аварии находится вне зоны видимости какого-либо ППИ, последний не примет сведения об аварии. В настоящее время существует пять ППИ, которые по сигналам с частотой 121,5 МГц могут узнавать об авариях, происходящих лишь на „Д поверхности земного шара. Недостатком АРП-121,5 является также то, что место аварии определяется с точностью до 20 км. К тому же на этой частоте ведется много радиопереговоров, не имеющих отношения к аварийным случаям, и в этих условиях выявить слабые сигналы бедствия очень трудно, а порой даже невозможно.

Система поиска и спасения КОСПАС—САРСАТ проявит себя в большей мере тогда, когда все морские суда будут оснащены АРБ с передатчиками, работающими на частоте 406 МГц (АРБ-406). Сигналы на этой частоте запоминаются на спутнике и во всех случаях попадают к наземным спасательным службам. На большей части обозреваемой территории координаты АРБ-406 определяются с точностью 1—2 км. Такие АРБ имеют и радиопередатчик, работающий на частоте 121,5 МГц, но он предназначен не столько для поиска со спутников, сколько для так называемого ближнего привода, когда спасатели в непогоду или в ночное время по указанию спутника выйдут в район аварии и, ориентируясь на сигналы пеленга этого передатчика, смогут довольно быстро обнаружить бедствующее судно.

Принцип работы системы с АРБ-406 следующий. В момент аварии судна АРБ-406 сбрасывается в воду вручную или автоматически. В момент соприкосновения с водой его передатчик включается и начинает непрерывно подавать сигналы бедствия на частоте 406 МГц. Каждый сигнал длительностью примерно 0,5 с с последующей паузой 50 с несет в себе всю информацию, отвечающую ранее перечисленным требованиям. На спутнике системы КОСПАС—САРСАТ постоянно включен приемник, настроенный на частоту передатчика 406 МГц. Пролетая над районом, где находится АРБ, спутник принимает сигналы и по отдельному каналу связи на частоте 1544,5 МГц передает их ближайшему ППИ. Отсюда информация поступает в Центр САРСАТ, который посылает радиоизвещения в аварийно-спасательные службы, расположенные в районе бедствия. Если координаты бедствия не были введены оператором в АРБ, то приемник спутника, регистрируя изменение частоты принимаемых сигналов, происходящее за счет эффекта Доплера, измеряет скорость приближения спутника к АРБ и по результатам измерений вычисляет его координаты. Спутник может одновременно обработать сигналы более 20 АРБ, а всего в его памяти могут храниться в ожидании передачи на Землю координаты 200 АРБ.


Читать далее:

Категория Морская практика