Стоянка лодок на берегу


Категория Катера и лодки

Лучший способ продлить жизнь лодки — поднимать ее на берег после каждого выхода. Если масса лодки не превышает 500 кг, а берег пологий, ее можно поднимать по наклонной площадке — слипу — с помощью лебедки и роликов либо тележки на колесах. Лодку типа «Прогресс» легко поднимает из воды один человек.

Простейшее устройство для подъема и хранения лодки состоит из закрепленной на берегу наклонной рамы, собранной из бревен, стальных швеллеров (№ 5—10) или угольников. Длина рамы должна быть на 0,7—1,0 м больше длины лодки, а ширина равна ширине лодки по скуле.

Из обрезков труб диаметром 40—70 мм делают вращающиеся ролики, которые закрепляют поперек рамы с учетом килеватости днища лодки. На ролики желательно надеть обрезки резинового шланга; можно также оклеить их резиновыми кольцами или плотно навить на них пеньковую веревку.

На верхнем конце рамы на стойке закрепляют простейшую ручную лебедку со стальным 3-миллиметровым тросиком.

Рис. 1. Устройство для подъема лодки на берег.

Тросик от лебедки удобнее всего зацеплять за специальный рым, укрепленный на форштевне чуть выше скулы. При диаметре барабана лебедки 50 и длине рукоятки 400 мм можно создать тягу в 250—300 кгс. Если этого недостаточно, тягу можно удвоить, проведя трос через блок, закрепленный на форштевне.

Описанное устройство является индивидуальным, изготавливаемым для каждой лодки отдельно. Естественно, что применять его возможно только в случае, если стоянка располагает достаточной длиной прибрежной полосы для базирования всех судов. Более рациональной является организация групповой стоянки с коллективными спусковыми средствами. Ими может быть рельсовый слип или спусковая рампа с тележкой — трейлером на пневматическом ходу.

Схема стоянки с рельсовым слипом и принцип устройства тележки показаны на рис. 2. Элементом такой стоянки является «елочка» — рельсовый путь с расположенными под углом к нему стояночными местами лодок. Каждое такое место оборудуется кильблоками, снабженными вращающимися роликами для облегчения перемещения по ним лодки. Спусковая тележка имеет поворотную раму, оборудованную такими же роликами. При» спуске тележка подкатывается к лодке, разворачивается по ее оси, корпус сталкивается на раму, которая разворачивается в положение для транспортировки к воде. Расположение лодок под углом к слипу позволяет уменьшить ширину прохода между рядами лодок и наиболее полно утилизировать площадь, отведенную для стоянки.

При крутом спуске к воде слип может быть оборудован на наклонном участке лебедкой, а для спуска с высокой набережной целесообразно использовать монорельс с тельфером. Для большинства отечественных мотолодок достаточна грузоподъемность тельфера всего в 500 кг, а длина монорельса — в пределах 15 м. При трех П-образных опорах конструкция получается достаточно компактной и требует не намного больших затрат металла, чем спусковой слип.

Если берег приглубый, а уровень воды колеблется в широких пределах, для спуска и подъема лодок на трейлере (или колесах, закрепляемых на бортах) удобен шарнирный плавучий слип. Две порожние бочки обеспечивают постоянное углубление конца его наклонной плавучей части, шарнирно закрепленной к горизонтальному помосту, настеленному на сваях.

У порога Зслипа прикрепляют брус — упор, ограничивающий дальнейшее движение трейлера. В средней части настила полезно набить короткие рейки (через 600—700 мм) для ног или настелить, особенно в подводной части, резиновые рубчатые коврики.

Там, где место особенно дорого, Moryj найти применение многоярусные сборные стеллажи, в которых лодка хранится каждая в своем гнезде. Конструкция стеллажей аналогична разборным металлическим лесам, применяющимся в строительстве. Установка лодок и съем их со стеллажа осуществляется электропогрузчиком с удлиненными подхватами; погрузчик же может спускать лодки на воду. .^Существуют стеллажи, рассчитанные на хранение 8-метровых катеров в четыре яруса, причем масса более тяжелых судов распределяется непосредственно на фундамент.

Рис. 2. Устройство стоянки с рельсовым слипом и поворотной тележкой.
а — схема планировки стоянки; б — спусковая тележка
1 — рама спусковой тележки; 2 — рельсовый путь; 3 — поворотная часть тележки с рукоятками для ее вращения; 4 — вращающийся ролик кильблока; 5 — лодка; 6 — рама кильблока.

Рис. 3. Применение тельфера для подъема лодок на берег.

Рис. 4. Слип для спуска лодок на тележке.

Рис. 5. Многоярусный стеллаж для хранения лодок.

Подобный способ хранения судов целесообразно рассчитывать на круглый год, помещая стеллажи в легкую постройку складского типа или сооружая над ними навес.


Читать далее:

Категория Катера и лодки