Средние туристские катера


Категория Спортивные катера

Различие между коротким и широким или длинным и узким катером иллюстрируют различные по размеру туристские катера, изображенные на рис. 1. Все три катера имеют равные кубические модули. Произведение средней длины катера 41 на ширину по наружной обшивке и на высоту борта во всех трех случаях равно, как это показано ниже, 40 м3:

Поскольку на указанных катерах устанавливают равноценный энергетические установки и устройства, то при одинаковых кубических модулях должна быть также эквивалентной и стоимость их постройки. В этом есть доля истины, но при составлении подробной калькуляции стоимость длинного и узкого катера оказалась несколько выше, чем короткого и широкого.

На катерах, представленных на рис. 1, а и б, — типично американские формы и пропорции, в то время как катер, показанный на рис. 1, в, является прямой противоположностью двух предыдущих катеров и отражает европейские вкусы.

Туристский катер «Флорида» значительно превышает размеры самого большого из трех катеров «Бойеро». Имея наибольшую длину 8,5 м и ширину 3,35 м, катер располагает всем необходимым для обитания четырех человек. В носовой каюте установлены две обычные V-образные койки, далее у левого борта находится обеденный уголок, который на ночь можно преобразовать в двуспальную койку. Кроме того, на катере предусмотрены камбуз, оборудованный мойкой и холодильником, а также достаточный по размерам туалет.

Рис. 1. Три быстроходных туристских катера среднего размера:
а — «Флорида»; б — «Калифорния»; в — «Кристина»,

В передней части просторного кокпита расположен пост управления, который может быть открытым или полузакрытым. Сиденье для рулевого часто делают широким, для двух человек. Противоположное одиночное сиденье хорошо защищено от непогоды и одновременно обеспечивает отличный обзор.

Благодаря большой ширине корпуса на бортовой палубе можно высвободить место для поручней, проходящих от носа до кормы катера. Небольшой защитный тент, примыкающий к ветровому стеклу, служит необходимой опорой для того, чтобы остальную часть кокпита закрыть солнечным тентом. Кроме того, в случае надобности кокпит может быть полностью закрыт боковинами тента (например, когда запасные спальные места оборудуют на ночь) В коротком и широком катере очень много полезной жилой площади!

Следующий по размеру катер, названный «Калифорния», имеет наибольшую длину 9,5 м. Ширина его значительная — 3,03 м. Катер мало чем отличается от показанного на рис. 1, а. Увеличенная длина катера позволяет разместить шкаф остальную площадь целесообразно использовать для кокпита Несмотря на умеренную ширину катера по всему борту предусмотрено леерное ограждение, однако целесообразно снижение леера к рубке для увеличения ее ширины.

По сравнению с приведенными выше туристскими катерами катер, названный «Кристина», необычайно строен. При наибольшей длине корпуса 10,5 м ширина составляет 2,8 м. Рассмотрение чертежа производит обманчивое впечатление, потому что ширина 2,8 м обеспечивает катеру хорошую остойчивость и одновременно позволяет удобно разместить жилые помещения. Однако общее расположение стройной «Кристины» несколько изменено.

Удлиненная крыша рулевой рубки хорошо защищает кокпит от непогоды и дает возможность отказаться от устройства обеденного уголка на 4 персоны, с тем чтобы установить здесь обеденный стол на 6 или даже 7 человек. В каюте у правого борта находится диван, который на ночь раскладывается в два спальных места, расположенных одно под другим.

Многие детали трех вариантов расположения взаимозаменяемы. Сопоставим мощность и скорость этих катеров, имеющих равные объемные характеристики. Цифровые данные не должны рассматриваться как гарантированные, потому что обводы и относительная мощность различно сказываются на результатах. Так, на коротких и широких катерах часто применяют гребной винт слишком малого диаметра, чтобы исключить чрезмерный наклон двигателя. В результате энергетическая установка имеет низкий к. п. д., а это обусловливает меньшую скорость и соответственно больший расход топлива. На опасность избыточного дифферента на корму указывалось ранее.

Если вместо указанных бензиновых двигателей установить дизель, то добиться таких высоких значений скорости уже не удастся. Все же выбор легких быстроходных дизелей, которые могут быть установлены на катерах длиной менее чем 10 м, вполне достаточный. В наиболее благоприятных условиях, естественно, находится длинный катер «Кристина»; для катеров с коротким корпусом часто выбирают V-образную передачу на винт, равным образом работающую и с дизелями. При установке дизелей ожидают следующие значения скорости и расхода топлива:

Почти всегда вес более тяжелых дизелей влияет на скорость в большей степени, чем вес бензиновых двигателей. Поэтому приведенные выше значения должны приниматься в расчет только как исходные. Действительные результаты могут быть выше или ниже ожидаемых, поскольку при определении значений, указанных в таблице, не учитывали частоту вращения и коэффициенты полезного действия гребных винтов. Короткий и широкий корпус реагирует в этом отношении ощутимее, чем длинный и узкий.

Рис. 2. Короткий и широкий катер «Кариока», длинный и узкий катер «Диана». Оба катера строят в большом количестве.

Сравнение длинного и узкого катера с коротким и широким настолько важно, что представляет большой интерес сопоставить результаты испытаний катеров, изображенных на рис. 2. Более короткий катер «Кариока» выполнен с остроскулыми обводами, а длинная «Диана» — с округлыми. Следовательно, сравниваются также обводы этих катеров.

В Рио-де-Жанейро, в чудесном морском заливе Гуанабара, находится гавань для стоянки яхт и катеров. Катера, плавающие в этом необычайно привлекательном районе, должны иметь хорошие мореходные качества. С учетом этого был построен катер «Кариока» размером 8,75×3,05 м, предназначавшийся для спортивной ловли рыбы. Два бензиновых двигателя, установленных на «Кариоке», каждый по 210 л. е., обеспечивали энергетической установке необходимую мощность. Катер «Диана», более длинный и узкий, в течение нескольких лет строили сериями для обширного бассейна дельты Параны, а также Рио-де-Ла-Платы. При обычном расположении, вероятно, достаточной была бы длина катера – 8 м. Для «Дианы» характерны 10-метровая длина, острые обводы. Катера, плавающие по узким притокам Параны, не должны создавать большую волну, чтобы не подвергать опасности другие катера, ошвартованные у берегов, и не размывать укрепления берегов. Для таких условий наиболее пригодны катера с плавными округлыми обводами. Существенное преимущество этих катеров заключается в их ходкости и в уменьшенном расходе топлива. При частых переходах по Ла-Плате, чьи берега вблизи Буэнос-Айреса расходятся километров на 30, хорошие мореходные качества катеров полностью подтвердились. Несмотря на незначительную ширину

корпуса, при низком расположении составляющих веса на этих катерах можно добиться вполне приемлемой остойчивости. Чертеж общего расположения дает хорошее представление о рассматриваемом проекте 43.


Читать далее:

Категория Спортивные катера