Сравнительная оценка различных рулевых машин

Сравнивая различные рулевые машины и их приводы, необходимо отметить, что паровая машина, ранее имевшая наибольшее распространение, в настоящее время вытеснена электрическими и электрогидравлическими машинами. Бесспорные преимущества рулевых машин с электродвигателем очевидны, если учесть, что подготовка к действию паровой рулевой машины занимает 1—2 ч, в то время как электрическая рулевая машина практически может быть всегда готова к действию. Кроме того, электрические рулевые машины занимают меньше места по сравнению с паровыми и по массе не тяжелее их при одинаковой мощности. Электрические рулевые машины более надежны в работе, так как современные электродвигатели работают безотказно в любых условиях, а при специальном исполнении — даже в затопленном помещении. Электрические рулевые машины выгодно отличаются от паровых своей экономичностью. Сравнение затрат энергии на приведение в действие рулевых машин, развивающих одинаковый вращающий момент на баллере, показывает, что электрическая рулевая машина в 5—6 раз экономичнее паровой. Электрические рулевые машины не нуждаются в такой частой проверке их состояния, как паровые, в связи с отсутствием у них приводов в виде зубчатых колес, цепей Галля и др., износ которых может вызвать нарушение точности механической передачи, и т. д.

Электрические рулевые машины типа РЭР имеют удельные массы 100—70 кг/тс-м для моментов на баллере 2—3 тс-м и 50 кг/тс-м для моментов 15 тс-м.

Однако как паровые, так и электрические рулевые машины с механическими передачами имеют близкий по значениям к. п. д. (учитывающий потери на пути от головы баллера до вала двигателя), при полной расчетной нагрузке равный 0,25—0,4. У электрогидравлических же рулевых машин значения к. п. д. находятся в пределах 0,5—0,75. Перспективность их обусловлена также сравнительно меньшими габаритными размерами, большей надежностью, бесшумностью работы, неприхотливостью к климатическим условиям и большими значениями развиваемого вращающего момента.

Гидравлические рулевые машины в последние годы нашли широкое применение также на малых судах, поэтому отечественная промышленность выпускает их для обеспечения момента на баллере от 0,25 до 125 тс-м, а для супертанкеров — 400 тс-м и более.

Разнообразие конструкций электрогидравлических рулевых машин, находящихся в эксплуатации на современных судах, определяет необходимость в проведении их сравнительной оценки. Так, в машинах с НРП при перекладке пера руля даже на большие углы имеет место неполное использование подачи насоса. Для избежания этого применяют насосы постоянной подачи, стоимость которых к тому же в 50, а иногда и в 100 раз меньше.

Довольно сложен и ремонт электрогидравлических рулевых машин с НРП, которые в отдельных случаях и менее надежны в эксплуатации. В наиболее простых электрогидравлических рулевых машинах с НРП из-за несовершенства их конструкции происходит нагрев масла до 60—70 °С. Кроме того, в этих машинах очень высок расход энергии на холостом ходу (35% расхода полной мощности). Стоимость 1 тс-м для электрогидравлических машин с нормальным четырехплунжерным приводом и НРП отечественного производства составляет при мощности на баллере20тс-м свыше 1000 руб. и несколько снижается для более мощных машин (при 30 тс-м — около 700 руб., при 60 и 90 тс-м — около 670 руб. н#. 1 тс-м). Стоимость 1 тс-м для электрогидравлических рулевых машин с насосом постоянной подачи сравнительно меньшая: например, для РЭГ ОВИМУ-7 — 345 руб./тс-м, для машин норвежского и датского изготовл.ения 750—550 руб./тс-м.

В итоге следует отметить, что электрогидравлические рулевые машины отличаются большей живучестью, так как они обычно имеют много дублированных узлов, позволяющих продолжать работу при авариях.


Читать далее: