Спуск и подъем спасательных шлюпок


Категория Морская практика

Спуск шлюпок на воду даже в самых неблагоприятных условиях должен производиться быстро. Это обеспечивается подготовкой экипажа к умелым, четким и согласованным действиям при работе со шлюпочным устройством.

Организация и подготовка экипажа к действиям по спасанию людей на море должны отвечать требованиям НБЖС. Основу организации составляют судовые расписания по шлюпочной тревоге и по тревоге «Человек за бортом». Обязанности и действия каждого члена экипажа, регламентированные расписаниями, вписываются в каютные карточки. На случай оставления судна весь экипаж расписывается по имеющимся на судне шлюпкам.. Однако в реальных условиях спасательные операции проводятся, как правило, при крене судна более 15°, т. е. когда невозможно спустить на воду спасательные шлюпки с борта, противоположного накрененному. Для того чтобы и в этом случае экипаж действовал оперативно и организованно, он расписывается одновременно в шлюпки правого и левого борта. Подготовка экипажа осуществляется планомерным проведением на судне занятий, тренировок и учебных тревог. Одна из важнейших задач учений по шлюпочной тревоге — приобретение членами экипажа необходимых практических навыков по подготовке к спуску и спуску спасательной шлюпки с посадкой в нее людей, отходу от судна, управлению шлюпкой на веслах и под парусами.

Подготовка шлюпки к спуску производится под руководством командира шлюпки, а спуск — по команде лица, осуществляющего общее руководство подготовкой и спуском на воду спасательных шлюпок. При этом все люди должны быть в спасательных жилетах.

Принцип вываливания шлюпбалок за борт и спуска шлюпки на воду изложен в § 55. Посадку людей производят обычно со шлюпочной палубы, для чего ленточным тормозом шлюпочной лебедки дают ход шлюпбалкам и шлюпке, а затем удерживают шлюпку на уровне палубы. Носовой и кормовой фалини разносят в направлении носа и кормы судна соответственно. После посадки людей продолжают вертикальный спуск шлюпки лебедкой, потравливая фалини. В момент касания шлюпкой воды фалини крепят на утках, резко травят лопари шлюп-талей и члены экипажа,, стоящие в шлюпке на блоках талей, выкладывают их из подъемных гаков шлюпки. Если судно не имеет хода, выкладывают оба блока одновременно. При движении судна вперед сначала выкладывают кормовые тали, а при движении назад — носовые. После выкладывания талей на ходу судна в такой же последовав тельности отдают носовой и кормовой фалини. Чтобы выложенные блоки шлюп-талей не нанесли травму людям, находящимся в шлюпке, и не мешали отходу ее от судна, их быстро поднимают выбиранием лопаря.

Для обеспечения безопасной посадки людей в шлюпку со шлюпочной палубы при умеренной качке и спуске шлюпки с сильно накрененного борта можно применить тросовые талрепы, основанные между двумя металлическими юферсами. Одни юферсы подсоединяются к проушинам в шлюпбалках, а вторые —- к скобам подвесок подвижных блоков талей через глаголь-гаки. Два человека, находящихся на лопарях талрепов, регулируют их натяжение при спуске шлюпки. Когда шлюпка будет застопорена ленточным стопором лебедки на уровне палубы, талрепами плотно прижимают ее к борту судна и начинают посадку людей. Закончив посадку, потравливают одновременно лопари талрепов до тех пор, пока шлюп-тали не займут отвесное положение. Затем со шлюпки отдают глаголь-гаки и продолжают ее вертикальный спуск. При незначительной качке шлюпку страхуют от ударов о борт при помощи отпорных крюков и весел, которые гребцы упирают рукоятками в борт судна.

При сильной качке предохранить шлюпку от ударов о борт судна с помощью отпорных крюков и весел практически невозможно. В этом случае можно использовать заранее изготовленный специальный подкильный конец. Он представляет собой мягкий стальной трос диаметром 12—15 мм, в середину которого вплескивается другой такой же трос — образуются усы, на концах которых заделываются огоны. Подкильный конец проводят под корпусом судна так, чтобы конец одинарной ветви шел по борту судна, противоположному тому, с которого спускается шлюпка. Его присоединяют к хват-талям, закрепленным на палубе, а шлюпку охватывают усами в носовой и кормовой частях и крепят их на палубе через глаголь-гаки, позволяющие быстро отдать усы. Для предупреждения скольжения усов по борту шлюпки за них заводят стропки из растительного троса, закрепленные за банки шлюпки.

Регулируя при помощи хват-талей натяжение подкильного конца во время спуска шлюпки, удерживают ее плотно прижатой к борту судна. Окончательно спускать шлюпку на воду надо в тот момент, когда судно накренится в сторону шлюпки, и лучше на подошву волны между двумя гребнями. Очень важно как можно быстрее выложить блоки шлюп-талей, разрезать стропки усов, освободиться от них и отойти от борта судна. Для того чтобы воспрепятствовать образованию большого гребня волны, применяют растительное масло, которое выпускают с судна по ветру в районе спуска шлюпки.

В случае необходимости спустить шлюпку при большом крене судна (до 15°) с приподнятого борта на внутреннем борту шлюпки на расстоянии, равном примерно Уз длины шлюпки, закрепляют стальные полосы — полозья с деревянными подушками, которые прижимаются к борту шлюпки. Нижние концы полозьев заводятся за киль шлюпки, а верхние — закрепляются на планшире.

При возможности спуск и подъем шлюпки в свежую погоду производят с подветренного борта. При подходе шлюпки к борту с судна подают на нее (непосредственно или при помощи бросательного конца) достаточно прочный растительный трос. На шлюпке его конец проводят через носовой рым и крепят за вторую банку шлюпочным узлом. Нередко посредством бросательного конца выбирают на борт судна закрепленный на шлюпке фалинь. Поданным тросом или выбранным фалинем подводят шлюпку под приспущенные к воде блоки шлюп-талей. Во время волнения тали закладывают на подъемные гаки тогда, когда шлюпка, поднимаясь на волне, приближается к ее гребню, после чего тали быстро выбирают. Шлюпку с людьми поднимают лебедкой до верхней палубы. Находящиеся в шлюпке люди высаживаются на палубу, а в шлюпке остаются 2—4 чел., и с ними шлюпку поднимают до места. При подходе шлюпбалки к упорам на станине на расстояние 100—150 мм останавливают лебедку и подтягивают шлюпбалку к упорам ручным приводом лебедки. Затем заводят крюки винтовых стопоров за оси наметок и вращением маховиков выбирают зазоры между поверхностями осей наметок и крюков стопоров. На стопоры набрасывают гак, заводят цепной топрик с глаголь-гаком и обтягивают стяжку талрепом. После этого лебедку растормаживают настолько, чтобы нагрузка от шлюпки перешла на подкиль-ные опоры. Затем на крюки стопоров найтовов на станине заводят шлюпочные найтовы и обтягивают их талрепами втугую. Открывают спускные отверстия для спуска воды из шлюпок, укладывают все предметы снабжения на свои места согласно схеме их размещения и зачехляют шлюпку.

Рис. 1. Использование подкильного конца для спуска шлюпки:
1 — подкильный конец; 2 — хват-тали; 3 — глаголь-гаки


Читать далее:

Категория Морская практика