Способы защиты от обрастания


Категория Технология окраски судов

Борьба с обрастанием подводной части корпусов судов представляет сложную задачу, нерешенную окончательно и в настоящее время. Хотя теперь известно несколько способов борьбы с обрастанием, наиболее простым и чаще применяемым является окраска судов специальными необрастающими красками. Такие краски состоят из пленкообразующей основы, пигментов, наполнителей и веществ, представляющих собой соединения меди, ртути, цинка, мышьяка, олова, свинца и некоторых органических соединений, токсичных для морских животных и водорослей. Перечисленные соединения вводят в краски в различных количествах и сочетаниях.

Необрастающие краски могут быть жидкими (в них содержится значительное количество растворителя), пастообразными (с малым содержанием растворителя) или твердыми. Последний тип красок наносят только в расплавленном состоянии, поэтому вводить в них ядовитые соединения, разлагающиеся при высоких температурах (120—160 °С) недопустимо.

Токсичные компоненты необрастающих красок растворяются в морской воде. В результате этого на окрашенной поверхности образуется ядовитый слой воды, который отпугивает личинки, пытающиеся прикрепиться к корпусу судна или, если прикрепление произошло, вызывает их быструю гибель. Следовательно, для того чтобы необрастающая краска надежно защищала, из нее все время должно выделяться в воду некоторое количество ядовитых веществ.

Необрастающие краски будут эффективными только в том случае, если из них будет выделяться определенное количество ядовитых соединений. Способность красок обеспечивать необходимую скорость растворения ядов зависит от типа пленкообразующей основы и состава красок. При их правильном подборе можно получить краску, обладающую длительное время достаточной интенсивностью растворения ядовитых компонентов. Пленки таких красок во время движения судна вследствие трения о воду постепенно размываются, в результате чего обнажаются новые участки покрытия, также содержащие ядовитые компоненты (рис. 20). Это делает понятным, почему сравнительно тонкий слой краски позволяет защищать от обрастания в течение почти 24 месяцев.

На свойства необрастающих покрытий большое влияние оказывает технология окрасочных работ. Наблюдаются случаи, когда одна и та же краска в одних условиях предохраняет от обрастания в течение 20—24 месяцев, а в других после 6—8 месяцев приходит в негодность.

Причиной уменьшения срока службы необрастающей краски может быть:
— плохое перемешивание красок перед нанесением;
— чрезмерно длительная сушка поверхностей, окрашенных не-обрастающей краской (в результате верхний слой краски сильно высыхает, плохо растворяется и выделяет ядовитые компоненты в недостаточном для защиты количестве);
— спуск судна с неокрепшей, недосушенной, легко размывающейся водой пленкой краски;
— использование красок несоответствующих марок (например, суда, эксплуатирующиеся в холодных водах, окрашивают красками, предназначенными для использования в тропиках, и наоборот).

Надежная защита от обрастания невозможна без учета условий постройки и, главное, достройки судна. Если судно будут достраивать в пресноводном бассейне и его не предполагают перед сдачей вводить в док, то необходимо применить схему защиты с использованием консервирующей необрастающей краски (типа КФ-751).Пленка упомянутой краски защищает необрастающие краски обычного типа от непосредственного контакта с пресной водой, вызывающей их быстрое разрушение, а также позволяет окрасить по полной схеме весь корпус, в том числе участки, прилегающие к району переменной ватерлинии, которые по мере установки механизмов и оборудования погружаются в воду. Консервирующую краску можно применять и при достройке судов в море, в этом случае она увеличивает срок действия обычных необрастающих красок на 8—12 месяцев.

Рис. 1. Распределение токсичных компонентов в пленке необрастающей краски:
а — до начала эксплуатации судна; б — при действии на пленку морской воды.

Если необрастающую краску нанести непосредственно на сталь, то находящиеся в ней соединения меди, ртути и других металлов могут явиться причиной интенсивной коррозии корпуса судна. Поэтому такие краски следует наносить только на слой хорошего антикоррозионного покрытия. При окраске судов из легких сплавов можно несколько упростить схему окраски. Краску, если она не содержит соединений ртути и меди, можно наносить поверх слоя грунта или антикоррозионной краски. При наличии в необрастающей краске соединений меди или ртути окраску производят по полной схеме, т. е. цо грунту и антикоррозионной краске.

Корпуса судов из стеклопластика обрастают всеми видами морских организмов. При этом балянусы прикрепляются так прочно, что при удалении их повреждается стекловолокно и поверхность судна становится неровной. Для защиты стеклопластика от обрастания можно применять лакокрасочные материалы, используемые на металлических или деревянных судах. Краску наносят на слой грунта или непосредственно на стеклопластик, если пленка краски обладает высокой адгезией.

При защите от обрастания поверхностей из бетона и железобетона необрастающую краску необходимо наносить обязательно па слою щелочеустойчивого грунта или щелочеустойчивой антикоррозионной краски. При отступлении от этого требования происходит разрушение необрастающего покрытия.

Промысловые суда, находящиеся длительное время вдали от баз и проходящие докование один раз в два-три года, часто окрашивают необрастающими красками термопластичного типа.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов