Способы успокоения качки на рыбопромысловых ботах (флоппер-стоппер)


Категория Спортивные катера

На Тихоокеанском побережье Америки впервые возникла идея использования траловых досок для борьбы с бортовой качкой на катерах. Была разработана специальная форма такой доски, соответствующая своеобразным условиям успокоения качки и шутливо названная американскими рыбаками «флоппер-стоппер» («шлепающий стопор»). Официальное название этой установки — ВМ-стабилизатор. Это небольшое устройство выполняет лишь одну работу — постоянно на ходу создает определенную силу натяжения, направленную вниз. Работает оно через две стрелы, вынесенные с обоих бортов судна. В 1964 г. капитан Роберт Биб на страницах октябрьского номера журнала «Йотинг» сообщил о своем опыте использования флоппер-стоппера во время длительного океанского перехода на моторной яхте «Пассэджмейкер».

Рис. 1. Успокоитель бортовой качки в виде траловых досок (на моторном катере):
слева — расположение несущего рангоута; справа — ВМ-стабилизатор.

Данный успокоитель изготовляют из оцинкованного стального листа. Его вид и необходимые пропорции рангоута довольно

Рис. 2. Катер «Пассэджмейкер», хорошо оборудованный для длительных океанских переходов (длина 15,25 м, ширина 4,58 м). Катер изображен с так называемым пассатным парусным вооружением, которое использовалось во время длительных переходов при попутном ветре. Главный двигатель — дизель «Форд» мощностью 96 л. с.

точно изображены на рис. 250. Длина стрел, а также угол их наклона в масштабе примерно соответствуют аналогичным параметрам устройства, примененного Бибом.

Моторная яхта «Пассэджмейкер» была построена в Сингапуре, что позволило испытать новый успокоитель на длительном переходе через Индийский океан в Грецию.

Во время упомянутого выше океанского перехода успокоители работали в течение 50% времени. Их действие было признано настолько эффективным, что яхта «Пассэджмейкер» прошла с флоп-пер-стоппером еще многие тысячи миль, включая Северную Атлантику.

Действие успокоителей основано на направленной вниз силе натяжения, которая направлена также несколько в корму. Поэтому неизбежно возникает определенная потеря скорости. Она была оценена капитаном Бибом так: «Во время ходовых испытаний на мерной миле на тихой воде катер показал скорость, равную 8 уз. После установки успокоителя бортовой качки была зафиксирована потеря скорости, равная 0,7 уз, что составило 9% скорости».

По другим источникам, ВМ-стабилизатор при скорости на волнении, равной 8 уз, дает потерю скорости, равную лишь 0,2 уз, а при скорости хода 11 уз —0,4 уз. Здесь речь идет о новом тяжелом катере типа рыболовных ботов длиной 16 м, шириной 4,42 м и осадкой 1,65 м. Владельцы моторных яхт, оборудованных ВМ, положительно отзываются о нем и не могут себе представить океанского перехода без успокоителя бортовой качки такого типа. Кок на одной из яхт говорил: «или устанавливайте флоппер-стоппер или не будет горячей пищи!» Эти успокоители бортовой качки пригодны для скоростей до 12 уз (22 км/ч). Однако какая моторная яхта с нормальными соотношениями формы и массы будет в состоянии превысить такую скорость на волнении?

Достоинства ВМ-стабилизаторов по сравнению с другими успокоителями бортовой качки заключаются в следующем:
1) отсутствие в подводной части катера каких-либо выступающих частей, которые могут быть повреждены при посадке на мель;
2) стоимость установки невысока и для ее монтажа нет необходимости поднимать катер на берег;
3) не требуется помещения внутри корпуса, которое необходимо для активных боковых рулей;
4) не требуется ни электроэнергии, ни какого-либо другого источника энергии.

Единственный недостаток: весь рангоут должен устанавливаться вручную и после употребления снова убираться.

Капитан Биб резюмирует свои опыты следующим высказыванием: «При морских переходах общей протяженностью около 50 000 миль применение флоппер-стоппера оправдало себя при любом волнении. Эта установка гасит 1/3 бортовых колебаний и благодаря этому превращает длительный океанский переход в одно удовольствие».

Следует обратить особое внимание на то, что обе выступающие стрелы должны воспринимать большие усилия. Поэтому не только они, но и все принадлежности и штаги должны иметь прочные размеры. Почти 2/3 всех сил приходится на успокоитель с наветренного борта. Поэтому при среднем волнении можно идти лишь с одним успокоителем бортовой качки, который уже обеспечивает значительное успокоение бортовой качки. При стоянке на якоре это устройство тоже успокаивает качку, правда, несравнимо меньше, чем на ходу.

Рис. 3. Горизонтальный лист под килем. Этот простой способ успокоения бортовой качки также был впервые использован рыбаками западного побережья Америки. Если киль достаточно глубоко выступает под днищем катера, то такие листы достигают эффективности, превышающей действие боковых килей. Если листы хорошо расположены в потоке воды, то почти не вызывают дополнительного сопротивления.
1 — килевые пластины-успокоители.

Горизонтальный киль. Это, пожалуй, самое простое из всех приспособлений для успокоения бортовой качки. Приспособление состоит из горизонтального листа, закрепленного под килем в самом низком месте. Как правило, применяют два стальных угольника, располагая один напротив другого. Однако оправдала себя также установка снизу стального листа, закрепленного болтами.

Если катер имеет глубоко выступающий киль, то такие горизонтальные листы можно размещать в направлении водяного потока, в результате чего не возникает заметной потери скорости. Их эффективность зависит, с одной стороны, от удаления от днища, а с другой — от длины и ширины листа. При удачно расположенном киле достигается очень хорошая эффективность. Утверждают даже, что эффективность горизонтальных килей может быть такой, как у флоппер-стоппера. Ради осторожности следует считать, что они гасят примерно половину бортовой качки, а также благотворно влияют и при неспокойной стоянке на якоре.


Читать далее:

Категория Спортивные катера