Способы подготовки к окраске пластмассовых и деревянных судов


Категория Малярные работы в судостроении

Характер подготовки к окраске корпусов деревянных судов зависит от типа судна. Баржи и аналогичные им суда, не требующие высококачественной отделки, окрашивают после очистки от пыли, древесных опилок и загрязнений.

На катерах и других судах, где требуется хорошая отделка, перед окраской необходимо:
— заделать шпаклевкой все дефекты, имеющиеся на корпусе (выколы древесины, места утопленных шурупов и болтов) ;
— выровнять зашпаклеванную поверхность и отдельные доски корпуса;
— удалить с окрашиваемой поверхности пыль, образующуюся при шлифовании; остатки опилок, шпаклевки и других загрязнений, которые могут ухудшить качество окраски.

Шпаклевочные работы выполняются обычными шпателями, механизировать эти работы трудно вследствие неравномерного расположения на корпусе участков, требующих применения шпаклевки, и сложности обводов корпуса.

Для выравнивания плоской без набора зашпаклеванной поверхности применяют универсальные пневматические машинки УПМ-1. Рабочим инструментом служат резиновый диск со слоем абразива, шлифовальные шайбы и т. п. Для мокрого шлифования в машинке УПМ-1 предусмотрена подача воды через отверстие в оси шпинделя. Вес машинки без инструмента 3,2 кг.

Машинка шкуровальная ШПМ-2 весом 6,4 кг предназначена для прошкуривания деревянных корпусов, в том числе загрунтованных или зашпаклеванных. Пневматический двигатель мощностью 2 л. с. обеспечивает высокую производительность машинки. Машинка снабжена эластичным резиновым кожухом, покрывающим зону рабочего диска диаметром 230 мм, и позволяющим производить отсос пыли в процессе работы (для чего он соединен гибким шлангом с переносным пневматическим пылесосом ПП-4М).

Для этих работ можно применять и пневматическую машинку, показанную на рис. 2. У этой машинки абразивное полотно закрепляется на толстом круге из эластичной пластмассы, что обеспечивает лучшую обработку и позволяет обрабатывать также криволинейные поверхности.

Рис. 1. Универсальная пневматическая машинка УПА1-1

Рис. 2. Пневматическая машинка для прошкуривания и шлифования

Поверхности, подлежащие окраске, очищают от пыли, опилок, шпаклевки и других загрязнений волосяными щетками или, что значительно лучше, с помощью пылесоса ПП-ЗМ или ПП-4М.

Корпуса эксплуатируемых судов очищают от обрастания и остатков краски скребками или шпателями. Применение металлических щеток, насаженных на гибкий вал, значительно ускоряет эту работу. Однако, водоросли и морские организмы при этом превращаются в кашеобразную массу, которая разбрасывается щетками во все стороны и в большом количестве попадает на маляра. Поэтому малярам приходится надевать водонепроницаемую одежду, резиновый фартук, сапоги и защищать лицо прозрачным щитком.

Старую, плохо держащуюся краску вначале удаляют шпателем, а затем окончательно подчищают шкрабкой и наждачной шкуркой. В отдельных случаях окончательную подчистку производят при помощи машинки УПМ-1. Толстые слои краски удаляют шкрабками, стамесками или машинками с дисками из крупнозернистой шкурки.

С пластмассовых, алюминиевых, деревянных поверхностей можно удалять толстые слои краски, обрабатывая их смывками с растворителями и загустителями. Применение щелочных смывок недопустимо.

На рис. 3 показана очистка поверхностей от краски при помощи смывок с органическими растворителями.

Нельзя рекомендовать применяющийся иногда способ очистки судов, при котором на окрашенную поверхность действуют пламенем горелки, вызывая размягчение краски, которую затем удаляют стальным шпателем. Такой способ очистки может явиться причиной пожара, если судно окрашивалось красками, пленки которых обладают горючестью. Кроме того, в состав многих судовых красок входят соединения свинца (грунты №81, 82, 83, 138, краски № 31, 32, 36, 37, 38, 39), ртути и мышьяка (краски НИВК, ХС-79, ХВ-53, КР-24 и др.). При нагревании краски разлагаются, соединения свинца, ртути и мышьяка переходят в газообразное состояние; систематическое вдыхание таких паров крайне опасно для здоровья.

Рис. 3. Очистка от старой краски с помощью смывок

Корпуса судов и конструкций из стеклопластика перед окраской необходимо очистить от загрязнений: поливинилового

спирта, потеков смолы, прилипших волокон, масел, грязи и т. п.

Поливиниловый спирт удаляют скребками или промыванием поверхности горячей водой; потеки смолы, утолщенные места, неровности снимают рашпилями, скребками, шкуровальными машинками ЛМ-50 или JTM-175 с наждачной шкуркой К-37, зернистостью 25 или 32 (при прошкуривании необходимо полностью удалять пылевидные продукты). Очищенные и прошкуренные поверхности, в случае необходимости, обезжиривают и окрашивают.

Краска, нанесенная на поверхность стеклопластика, полученную при формовании, имеет пониженную адгезию. Поэтому перед нанесением грунта окрашиваемые поверхности необходимо про-шкурить или обработать дробеструйным беспыльным пистолетом.

При окраске поверхностей, в наружный слой которых введен пигмент, производят прошкуривание и обезжиривание, как описано выше.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении