Способы охлаждения на судах


Категория Холодильное оборудование судов

Одним из важнейших условий сохранения качества выловленной рыбы до начала ее обработки является использование систем предварительного охлаждения (СПО). От эффективности использования СПО и степени охлаждения рыбы-сырца в бункерах зависит производительность морозильных аппаратов при больших уловах.

На судах флота рыбной промышленности применяются различные системы предварительного охлаждения рыбы, но наибольшее распространение получили следующие способы охлаждения:
— в охлаждаемых бункерах, которые заполняются предварительно охлажденной в отдельной цистерне забортной водой с температурой около 0°С. Охлаждение вода в цистерне и рыбы-сырца в бункерах осуществляется за счет встроенных в них рассольных батарей;
— в неохлаждаемых бункерах, предварительно заполненных из отдельной цистерны охлажденной забортной водой. Охлаждение воды происходит в выносном рассольном охладителе. Последующее охлаждение рыбы-сырца в бункере осуществляется смесью воды и чешуйчатого льда;
— в охлаждаемых бункерах с использованием выносных настенных водоохпадителей для предварительного охлаждения воды. Последующее охлаждение воды и рыбы в бункерах осуществляется с помощью пристенных батарей с непосредственным кипением R22.

Первый вид СПО с рассольными батареями получил широкое распространение на большинстве промысловых судов, построенных по заказу МРХ СССР в ГДР. На всех этих судах СПО работают по одному принципу, без каких-либо существенных отличий, так как, начиная с первого судна, достигнуты достаточно высокая надежность работы СПО и необходимая интенсивность процесса теплообмена. Темп охлаждения рыбы-сырца в бункерах достигает 5,5…6,0 град/ч. Отличие между системами разных судов в основном заключается в количестве бункеров и их единовременной вместимости по рыбе и воде. Например, на судах типа РТМ-С за 24 ч работы в 4 бункерах и одной цистерне, выполняющей роль аккумулятора холода, обеспечивается охлаждение 135 т забортной воды от 30 до 0 °С, а также 90 т рыбы от 26 до 1 °С. Рассол, циркулирующий в батареях, охлаждается в рассольном испарителе автономной ХУ, состоящей из ВКА марки S3-900. Холодильная установка СПО работает в автоматическом режиме, поддерживая постоянную температуру рассола в пределах -3…-8 °С. Из 2 бункеров вместимостью 12 т каждый (при соотношении массы рыбы и воды 1 :2) выгрузка рыбы производится ковшовыми элеваторами, а из других 2 бункеров (по 8 т каждый) – за счет наклона днища в сторону разгрузочных окон, имеющих шиберные заслонки с гидравлическим приводом.

На судах типа ТСМ СПО состоит из одной водоохлаждающей цистерны вместимостью 15 м3 и двух бункеров, выгрузка рыбы из которых осуществляется только ковшовыми элеваторами. Охлаждение рассола обеспечивает автономная ХУ, включающая ВКА S3-315, работающий в автоматическом режиме.

Одним из главных преимуществ СПО вышеперечисленных судов является возможность дистанционного управления водоперекачиваю-щим насосом и всей запорной арматурой забортной воды и рассольной системы, так как вся арматура имеет гидравлический привод.

Выбор соответствующего режима и управление всеми технологическими процессами СПО осуществляются с центрального поста управления рыбообрабатывающего цеха. На посту управления имеется мнемосхема, позволяющая контролировать выполнение технологических операций.

Второй вид СПО — с использованием в качестве основного источника холода льдогенератора чешуйчатою льда – применяется на БАТМ типа «Пулковский меридиан», БАТ «Горизонт» постройки СССР, а также супертраулеров типа «Спрут» и плавбаз типа «Конституция СССР» постройки Польши.

Третий вид СПО – с использованием в качестве охладителей змеевиков с непосредственным кипением в них хладагента R22 – применяется на построенных в Польше траулерах типа «Иван Бочков». На них СПО состоит из трех охлаждаемых бункеров вместимостью по 20 м3 каждый, в которые при соотношении массы воды и рыбы 1 :1 загружается по 10…И т рыбы. По конструктивному исполнению, способу загрузки и выгрузки рыбы эти бункера аналогичны бункерам судов типа БАТМ.


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов