Способы грунтования и окраски при неблагоприятных метеорологических условиях


Категория Технология окраски судов

К неблагоприятным метеорологическим условиям относятся влажность воздуха выше 80% и температура ниже +5 °С. Нанесение лакокрасочных покрытий на влажную поверхность недопустимо, так как пленка воды, находящаяся на окрашиваемой поверхности, мешает прилипанию лаков и красок, служит причиной появления вздутий на покрытии и образования подпленочной коррозии.

Для получения покрытия с хорошими защитными свойствами необходимо удалить с поверхности воду. Для этого в краску вводят водопоглощающие растворители или водоэмульгирующие добавки. В качестве такого растворителя может быть использован целлозольв, смешенный с водой и углеводородами в разных соотношениях, или спирты. Для нанесения на влажную поверхность наиболее пригодна краска АИШ, приготовленная на основе гидрофобной резольной фенолоформальдегидной смолы.

Наносить краску можно только жесткой, коротко подвязанной кистью из щетины. Краску тщательно растирают на поверхности, стремясь заполнить ее поры и углубления и полностью удалить влагу из-под пленки. Защита поверхностей будет обеспечена при толщине слоя таких красок не менее 0,5 мм, лучше 1—1,5 мм. Их можно применять для окраски подводной части, в районе переменной ватерлинии, второго дна.

В тех случаях, когда производят окраску надводного корпуса, надстроек и т. п., целесообразнее применять краски, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Оптимальное количество ПАВ зависит от типа использованного соединения и может составлять 0,2—0,5% от веса краски или грунта, готового к употреблению. ПАВ придают краске особые свойства: при нанесении на влажную поверхность частицы краски вытесняют влагу; пленки высохшей краски становятся гидрофобными и предохраняют в последующем окрашенные поверхности от конденсации на них влаги; смачивающая способность лакокрасочных материалов улучшается, что позволяет производить окраску влажных поверхностей.

Для нанесения красок с ПАВ разработана следующая технология. Окрашиваемые поверхности очищают от загрязнений, обезжиривают, протирают ветошью от сконденсировавшейся влаги и немедленно наносят краску. Окраску производят жесткой щетинной кистью, тщательно растирая краску на металле.

При очень высокой влажности воздуха, а также выполнении работ на судах, находящихся на плаву, на окрашиваемых поверхностях происходит интенсивная конденсация влаги, поэтому подготавливать к окраске следует небольшие участки, не превышающие 0,5 м2.

Другие способы нанесения красок, содержащих ПАВ, недопустимы.

Необходимость в окраске подводной части корпусов судов, находящихся на плаву, возникает в исключительных случаях, когда вследствие аварии приходится менять листы обшивки или выполнять другие работы, сопровождающиеся разрушением защитного покрытия.

Для окраски под водой разработаны краски эпоксидного типа. Их поставляют в виде двух компонентов (основы и отвердителя), имеющих различный цвет, например синий и желтый, красный и голубой и т. п. Смешивают компоненты непосредственно перед окраской. Чем равномернее смешивают основу с отвердителем, тем лучше свойства покрытия. Качество смешивания легко контролируется по цвету полученной смеси. Краски еще не прошли широких испытаний в натурных условиях, необходимых для их объективной оценки.

Окраску поверхностей, очищенных от всех загрязнений, производят следующим образом. Водолаз опускается к месту работы с емкостью, наполненной краской. Краску наносят голой рукой или в тонкой резиновой перчатке, тщательно растирая по окрашиваемой поверхности и вытесняя из-под слоя краски влагу, для чего требуются значительные усилия. На окраску 1 м2 поверхности затрачивается не менее двух часов. Окраску производят небольшими участками. Расход краски колеблется в пределах 6—8 кг, толщина нанесенного слоя составляет 6—15 мм. Краски защищают от коррозии в течение трех лет (не менее), но при малейшем отступлении от предписанной технологии нанесения легко отслаиваются от поверхности, и в незащищенных местах быстро возникает интенсивная коррозия.

Эти краски не защищают от обрастания.

При температурах ниже 0 °С окрасочные работы можно выполнять только в исключительных случаях при обязательном соблюдении следующих условий:
— окрашиваемые поверхности должны быть полностью очищены от снега, льда и других загрязнений и просушены; температура их должна быть выше температуры окружающего воздуха;
— окраска должна производиться только при сухой установившейся погоде;
— окрашиваемые и свежеокрашенные поверхности не должны омываться потоками теплого воздуха из вентиляционных труб, близко расположенных паровых труб во избежание возможной конденсации на них влаги;
— свежеокрашенные поверхности должны быть защищены от попадания на них осадков и до введения судна в эксплуатацию хорошо просушены.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов