Спортивно-туристский катер длиной 11,7 м


Категория Спортивные катера

Проект «Колумбия» дает представление о чисто американском спортивно-туристском катере. Размерения катера выбраны как средние из большого числа серийно строящихся туристских катеров длиной от 11 до 12 м. Такие катера серийно строят, с незначительными отклонениями, на многих больших верфях. По ним установлены средние размерения катеров в пределах наибольшей длины 11,7 м и ширины 3,95 м. Не катера подобного типа имеют второй пост управления, расположенный на крыше рулевой рубки; приведенный здесь американский проект выбран из проектов катеров для спортивной ловли рыбы. Корпус судна выполнен таким образом, как будто он построен из дерева с обшивкой внакрой (клинкер). Этот испытанный метод сегодня еще оправдывает себя и применяется при серийной постройке катеров как из дерева, так и из клееной фанеры внакрой. Даже при обшивке вгладь стыки резко выделяются вследствие образующихся желобков. При изготовлении корпусов из стеклопластика охотно придерживаются условной клинкерной формы обшивки, потому что каждый из многочисленных «стыков» («швов») придает наружной обшивке катера достаточную жесткость почти без затрат на материал или дополнительного веса.

Рис. 1. «Колумбия». Типичный американский мореходный быстроходный туристский катер, серийно изготовляемый на многих больших катеростроительныя верфях: а — внутреннее расположение, соответствующее боковому виду; б — расположение, при котором рубка несколько утоплена в палубу (открытый пост управления находится в кокпите).

Из вариантов общего расположения, показанных на рис. 1, а и б, только первый соответствует виду катера сбоку. Общее расположение катеров по схеме рис. 1, б также часто встречается, потому что пост управления, установленный на наружной стороне переборки, защищен по европейскому образцу ветровым стеклом или небольшой крышей. В расположении, представленном на рис. 1, а, внутри рубки находится обычно второй пост управления. Этот пост используется прежде всего при запуске двигателей и начале хода, потому что имеет все необходимые контрольные приборы управления; кроме того, пост позволяет лучше контролировать равномерность начальной работы холодного двигателя и его шумность. В носовой части катера всегда размещают занимающие мало места V-образные койки. Далее в корму находится полностью оборудованный камбуз, а также туалет с душем. Схемой на рис. 94, а предусмотрена особенно просторная рубка-салон, у передней переборки которой расположен внутренний пост управления. На противоположном борту на переборке находится небольшой бар и далее в корму обеденный стол, диван и кресла на 6 человек. На правом борту оборудован диван, который на ночь раскладывается в двуспальную койку. На катере подобного типа диван у обеденного стола также может быть преобразован в двуспальную койку. К корме примыкает большой кокпит длиной 3,2 м.

На рис. 1, б показан обеденный уголок на 6 персон. Напротив также находится диван, который превращается за счет спинки в две койки, размещенные одна под другой. Причислим сюда же двуспальную койку, преобразуемую из обеденного уголка, и тогда получим такое же количество спальных мест, как и показанное на рис. 1, а.

Кокпит, аналогичный изображенному на рис. 1, б, может быть длиннее, потому что внутренний пост управления отсутствует. Интересно различие в расположении двигателей. На рис. 1, а двигатели продвинуты далеко в корму, к транцу. Они повернуты передним концом к транцу и работают через угловую передачу на гребной вал. Двигатели можно также установить под настилом рубки-салона, но тогда следует позаботиться об усиленной звуко-полиции. Большая длина открытого кокпита на рис. 1, б допускает размещение обоих двигателей, когда они работают прямо на гребной вал, без большого наклона, вблизи кормовой переборки каюты; следовательно, в рубке-салоне слышен шум работающих двигателей.

Благодаря тому, что настил рубки-салона расположен низко, можно сделать ниже и надстройку. В результате водитель получит хороший обзор, а камбуз и туалет будут находиться на одном уровне с обеденным уголком.


Читать далее:

Категория Спортивные катера