Спасательные шлюпки


Категория Морская практика

В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом 1978 г. и Правилами Регистра СССР все суда снабжаются спасательными средствами, предназначенными для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море.

Спасательные средства подразделяются на средства коллективного и индивидуального пользования. К первым относятся спасательные шлюпки, мягкие надувные и жесткие плоты, плавучие средства; ко вторым — спасательные жилеты, костюмы-комбинезоны и спасательные круги. Для спуска на воду, подъема и крепления на палубе спасательных шлюпок служат спасательные устройства и механизмы — шлюпбалки, шлюпочные лебедки, тали, найтовы и другие приспособления.

Нормы снабжения судов спасательными средствами устанавливаются в зависимости от назначения судна, района плавания, количества экипажа и пассажировместимости судна.

Основным спасательным средством на судах является спасательная шлюпка. Она должна обладать хорошими мореходными качествами, иметь большой запас плавучести и быть достаточно прочной. Ее форма и пропорции должны обеспечивать необходимую остойчивость при полной загрузке. Плавучесть должна быть достаточной для поддержания на плаву шлюпки с полным ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю. Прочность шлюпки должна позволять безопасно спускать ее на воду с людьми и снабжением. Шлюпка не должна иметь остаточной деформации после испытания нагрузкой, превышающей полную на 25%. Плавучесть шлюпки обеспечивается вкладными или встроенными воздушными ящиками, размеры которых определяются Правилами Регистра СССР; их объем должен составлять не менее 10% общего объема шлюпки, а длина встроенного ящика не должна быть более 1,2 м. Внутренний объем ящиков делится переборками на несколько отсеков. Для размещения людей шлюпка оборудуется продольными бортовыми и поперечными банками. Для того чтобы находящиеся в воде люди могли держаться за шлюпку при ее нормальном и перевернутом положениях, вдоль наружных бортов закреплены в надводной части спасательные леера с поплавками, а в подводной — скуловые кили-поручни. Этой же цели служат подкильные концы с мусингами. Спасательные шлюпки спускаются на воду и поднимаются на шлюп-талях. Для закрепления шлюп-талей в носу и корме шлюпки имеются подъемные гаки. Для удаления воды из шлюпки в ее днище имеются отверстия, закрываемые пробками на резьбе или автоматическими клапанами.

На сухогрузных судах спасательные шлюпки бывают открытые и закрытые. На танкерах устанавливаются только закрытые шлюпки, обеспечивающие защиту людей от воздействия огня, дыма и высокой температуры.

По роду привода спасательные шлюпки бывают гребные, с механическим приводом и моторные. Вместимость гребных шлюпок не должна превышать 60 чел. Спасательные шлюпки вместимостью от 60 до 100 чел. могут быть либо моторными, либо с ручным механическим приводом, а шлюпки вместимостью более 100 чел. должны быть обязательно моторными. На грузовых судах валовой вместимостью 1600 per. т и более по меньшей мере одна из спасательных шлюпок должна быть моторной, а на танкерах такой же вместимости и на пассажирских судах с количеством людей на борту более 30 чел. необходимо иметь не менее чем по одной моторной шлюпке на каждом борту.

Размеры спасательных шлюпок должны отвечать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. Длина шлюпки должна быть не менее 7,3 м, и только в порядке исключения разрешается использование спасательных шлюпок меньшей длины, но не менее 4,9 м.

Пассажировместимость спасательной шлюпки должна быть равна целому числу, полученному от деления объема шлюпки, выраженного в кубических метрах, на 0,283 при длине шлюпки 7,3 м или более и на 0,396 — при длине шлюпки 4,9 м. При длине шлюпки от 4,9 до 7,3 м объем шлюпки делится на число, полученное интерполяцией между числами 0,396 и 0,283. Объем спасательных шлюпок вычисляется по формулам. Максимальная пассажировместимость шлюпки должна быть не более 150 чел., а ее масса с полным числом людей и снабжением не должна превышать 20,3 т. Грузоподъемность шлюпки определяется обычно по ее пассажировместимости, при этом масса каждого человека принимается равной 75 кг.

Спасательные шлюпки изготавливаются из дерева, стали, легких сплавов и других материалов, одобренных Регистом СССР. Наиболее широкое распространение получили шлюпки, изготовленные из легких сплавов и пластмассы. Пластмассовые шлюпки стойки ко всем видам износа и не требуют такого ухода, как металлические и деревянные.

Поверхность планширя и полосу на наружной бортовой обшивке шириной не менее 150 мм, считая от верхней кромки планширя, окрашивают оранжевой краской. Остальную поверхность корпуса обычно окрашивают в белый цвет.

В носовой части шлюпки снаружи на обоих бортах делают-надписи с указанием главных размеров шлюпки, допускаемого к размещению количества людей, названия судна и порта приписки. Арабскими цифрами наносится судовой номер шлюпки. Нумерацию ведут с носа в корму, при этом шлюпкам правого борта присваивают нечетные номера, а шлюпкам левого борта — четные. На спасательных шлюпках судов неограниченного района плавания в кормовой части с обоих бортов наносят название судна латинскими буквами.

Сухогрузные и нефтеналивные суда оборудуются спасательными шлюпками с таким расчетом, чтобы весь экипаж- мог разместиться в шлюпках, расположенных по одному борту. На пассажирских, а также на промысловых и рыболовных судах шлюпки одного борта должны принять 50% общего, количества людей на судне. На пассажирских судах количество мест в спасательных шлюпках каждого борта может быть уменьшено до 37,5% при условии снабжения судна установленным количеством спасательных плотов. Спасательные шлюпки размещаются на шлюпочных палубах в районе расположения жилых помещений.

Снабжение шлюпки должно соответствовать Правилам по конвенционному оборудованию морских судов Регистра СССР.

Каждая спасательная шлюпка для судов неограниченного района плавания должна иметь:
— комплект плавучих весел, два запасных весла и одно плавучее рулевое весло, полтора комплекта уключин, прикрепленных к шлюпке штертами или цепочками, отпорный крюк;
— две резьбовые донные пробки для каждого спускного отверстия, прикрепленные к шлюпкам штертами или цепочками (если закрытие отверстий обеспечивается пробками), два ведра и один черпак;
— руль, прикрепленный к шлюпке, и румпель; два топора, по одному в носу и в корме;
— шлюпочный фонарь с масляной горючей смесью на 12 ч горения и две коробки зажигающихся на ветру спичек в водонепроницаемой упаковке;
— мачту с оцинкованным стальным стоячим такелажем и парусами оранжевого цвета. Шлюпки моторные и с механическими приводами могут не иметь мачты и парусов, но должны иметь не менее четырех весел с шестью уключинами и два отпорных крюка;
— компас в нактоузе светящийся или снабженный средствами освещения;
— плавучий якорь с дректовом длиной, равной трем длинам шлюпки, и ниралом;
— два прочных фалиня, длина каждого из них должна быть равна тройной высоте от ватерлинии при наименьшей осадке до шлюпочной палубы. Один фалинь должен быть прикреплен к носовой оконечности шлюпки таким образом, чтобы он мог быть легко отдан, другой же фалинь необходимо надежно прикрепить — крепко закреплен к форштевню шлюпки;
— сосуд с 4,5 л растительного масла или животного жира и специальный мешок для масла с приспособлением для крепления к плавучему якорю, обеспечивающий равномерное распределение масла (жира) по поверхности воды;
— одобренную провизию в воздухо- и водонепроницаемой упаковке из расчета не менее 5 ккал на человека;
— водонепроницаемые сосуды, содержащие по 3 л пресной воды на каждого человека, градуированный сосуд и кружку;
— четыре парашютные ракеты и шесть фальшфейеров, дающих ярко-красный свет;
— две плавучие дымовые шашки, выделяющие клубы дыма оранжевого цвета;
— два подкильных конца с мусингами, закрепленных у планширей, дающих возможность людям держаться за перевернутую шлюпку, и средство для безопасного поднятия в шлюпку людей из воды;
— аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке; водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;
— сигнальное зеркало (гелиограф) для дневной сигнализации; большой складной карманный нож с консервооткрывателем и свайкой, прикрепленный штертом или цепочкой к шлюпке;
— два легких плавучих бросательных конца длиной не менее 25 м каждый;
— сигнальный свисток или иное равноценное звукосигнальное устройство;
— ручной осушительный насос; один комплект рыболовных принадлежностей;
— одно закрытие оранжевого цвета для защиты людей от воздействия внешней среды;
— иллюстрированную таблицу спасательных сигналов, изготовленную из водонепроницаемого материала;
— инструкцию по сохранению жизни на спасательной шлюпке и инструкцию по обслуживанию шлюпки;
— комплект шлюпочных карт, палетку, карандаш, резинку;
— опись снабжения и схему его размещения в шлюпке.

Моторная шлюпка должна иметь прожектор, необходимые инструменты и пенный огнетушитель. Все суда, за исключением имеющих на каждом борту спасательную шлюпку со стационарной радиостанцией, должны иметь переносную рацию. Танкеры, имеющие средние надстройки, имеют две переносные рации.

Все предметы снабжения размещают в шлюпке и крепят так, чтобы они не мешали работе у подъемных гаков, посадке в шлюпки и работе веслами, на ручном механическом приводе или по обслуживанию двигателя.


Читать далее:

Категория Морская практика