Современные гонки катеров на море


Категория Спортивные катера

За последние годы значительно возрос интерес к быстроходным катерам «открытого» моря. Гонки на море и в прибрежных зонах привели к неожиданному прогрессу в постройке мореходных катеров и дали возможность извлечь из этого самые разнообразные уроки.

Плавание тихоходных моторных катеров отличается от океанских переходов парусных яхт только тем, что они не зависят от ветра. Но как только для увеличения скорости на море увеличивают мощность двигателей, так выявляется зависимость от ветра, ветер силой 3 балла означает для парусного судна спокойный, пиятный бриз; ветер силой 4 балла позволяет ему хорошо идти од парусом. При шестибалльном ветре команде становится не о себе. Люди мокнут, яхта получает сильный крен и испытывает килевую качку, превышающую ту, которую большинство моряков, плавающих на парусных судах, считает приятной. Но сила ветра во время гонок моторных катеров на море должна быть меньше на 2 балла! Полное отсутствие ветра — идеальное условие для высокой скорости катеров; сила же ветра, равная 4 баллам, вызывает такие безумные прыжки, которые может выдержать лишь человек, получивший огромную спортивную закалку.

Рис. 1. Глиссирующие катера на высокой скорости подлетают даже при сравнительно небольшом волнении. Показан подлет катера на волне при ветре около 4 баллов.
1 — положение катера при высокой скорости на тихой воде; 2 — носовая часть катера на вершине волны; 3 — катер подбрасывается в воздух; 4 — полет катера с приподнятым носом; 5 — при ударе корма первой касается воды.

Любая не слишком маленькая волна действует на катера, предназначенные для гонок в прибрежной зоне, подобно трамплину. Даже полное безветрие на море не гарантирует быстрого хода, поскольку мертвая зыбь вызывает такой же эффект. На рис. 120 показано, как катер в результате высокой скорости подлетает на волне. При этом гребной винт часто полностью выходит из воды и двигатель работает без нагрузки. Подлетев, катер затем с большой силой ударяется о воду, образуя тучу брызг и пены. Чтобы уменьшить этот удар, одинаково опасный для людей и для катера, придумали V-образные шпангоуты глубокой формы, без которых немыслимы морские гоночные катера.

В журналах гоночный катер всегда изображают во время высокого прыжка, так как это производит сильное впечатление на читателя. Следует обратить внимание не на прыжок катера и вращающийся гребной винт, а на поверхность моря. По отсутствию белых пенистых гребней можно определить силу ветра, равную 3 баллам. Далеко отстоящие друг от друга пенистые гребни показывают, что сила ветра, очевидно, достигла 4 баллов. Прыжок катера представляется просто не соответствующим состоянию моря. Но поверхность моря производит обманчивый эффект не только на фотографии, но и при наблюдении с берега. Волны становятся заметными лишь тогда, когда образуются пенистые гребни, что происходит при ветре силой 5 баллов. Это наибольшая сила ветра, при которой яхты еще идут под полными парусами. Однако морские гонки катеров при таком умеренном волнении уже не проводятся.

С 1903 г., когда состоялись первые гонки моторных катеров, размах состязаний в наибольшей скорости на воде постоянно увеличивался. Небольшие катера и очень легкие двигатели с высокой мощностью достигали удивительных результатов в гонках и попытках установить рекорды. Однако это всегда происходило при определенном условии — тихая вода!

Пятьдесят лет спустя, в 1956 г., началась история гонок моторных катеров в открытом море. В том году состоялись первые гонки Майами—Нассау. Маршрут гонок протяженностью 165 морских миль проходил от Майами в штате Флорида на Американском континенте до г. Нассау на Багамском острове Нью-Провиденс.

В течение трех лет старались найти подходящий тип катера. Все испытанные большие катера с высокой мощностью двигателей и гоночные катера с еще большими размерениями оказались более или менее пригодными, в зависимости от погоды. Наконец в 1960 г. впервые появился катер с обводами типа «глубокое V», спроектированный Раймондом Хантом, и произвел переворот в морских гонках моторных катеров.

Когда в 1961 г. в Европе состоялись первые морские гонки у южного побережья Англии, то их победителем вновь оказался катер с обводами типа «глубокое V», спроектированный Р. Хантом. Английские гонки Каус—Торки положили начало этому виду спорта в Европе. В первые годы гонки проводились на дистанции 156 морских миль, однако в последнее время благодаря тому, что старт и финиш были перенесены в г. Каус на острове Уайт, дистанция увеличилась до 198 миль. Морские гонки на определенную дистанцию проводились на многих морях — на Средиземном море и у берегов Швеции на Балтийском море, у Тихоокеанского побережья Америки и в Южной Америке.

Сопоставление важнейших данных, полученных на гонках j^ayC—Торки (см. таблицу), наглядно показывает прогресс гонок катеров на море. Бросается в глаза очень большое количество дизелей. Из-за повышенного веса двигателей катера с дизелями находились в несколько невыгодном положении, однако это, очевидно, компенсировалось большей выносливостью и разрешенным увеличенным объемом рабочего двигателя 52.

Количество катеров, выбывших из гонок, очень велико и в значительной степени зависит от погоды. Гонки при хорошей погоде и на тихой воде были в 1964, 1967 и 1969 гг. Это были годы наименьших потерь и самых высоких скоростей. При сравнении двух гонок при плохой погоде, а именно, в 1965 и 1968 гг. видно, что в первых гонках победителем стал очень большой катер с дизелем, а во вторых — очень маленький катер с бензиновым двигателем.

Победа «Телстара» просто удивительна — такой небольшой катер выиграл гонки при очень плохой погоде! Этому вероятно, способствовало не только превосходное поведение его на волнении, но и умелая тактика водителя, избравшего более длинную дистанцию, где поверхность воды была спокойнее. Однако не все потери во время гонок произошли из-за повреждений, вызванных волнением моря. Даже очень прочные катера с надежными механизмами иной раз проигрывали. Случалось, что кончался запас топлива недалеко от финиша или не выполнялись правила соревнований.

Если не учитывать победителя гонки 1962 г. — необычно большой катер «Трамонтана I», то размерения победивших катеров в среднем составляют: длина наибольшая 9,2 м; мощность машинной установки 850 л. с. Для таких гонок средняя скорость катеров с глубокими V-образными обводами на большой дистанции при безветрии, на тихой воде, должна равняться приблизительно 120 км/ч. В случае легкого бриза и ветра силой 2 балла скорость составит 90 км/ч. При ветре силой 3 балла можно достигнуть скорости, равной приблизительно 70 км/ч. Ветер силой 4 балла является уже пределом для таких гонок (так было на гонках 1968 г.). Возможная при этом средняя скорость равна 60 км/ч.

Рис. 2. Малый мореходный спортивный катер «Фейри Хантресс-23». Длина катера 7 м, ширина 2,6 м. Оборудован дизелем «Перкинс» мощностью 135 л. с. Верфь-строитель — «Фейри Мерин» (Англия).

Рис. 3. Американский гоночный катер серии «Формула» — победитель многих морских гонок. Построен из стеклопластика (Майами). Обводы катера — типа «глубокое V».

Рис. 4. «Чост Райдер» — победитель гонок Каус—Торки 1966 г. Корпус катера деревянный многослойный клееный. Катер построен в Каусе (о. Уайт, Англия).

Рис. 5. Современный гоночный катер с четырьмя подвесными моторами «Меркюри» общей мощностью 500 л. с. Корпус катера длиной 9,75 м построен из стеклопластика фирмой «Кэри».

Рис. 6. «Сигаретт». На этом катере американский гонщик Дон Ароноу победил в 1969 г. на первенстве мира по морским гонкам. Катер построен из стеклопластика фирмой «Кэри», имеет два двигателя мощностью по 475 л. с. с Z-образной передачей.

Первые 500-мильные Багамские гонки63. Из всех регулярно проводившихся в то время гонок моторных катеров в открытом море это были гонки на самое большое расстояние. Дистанция превышала 445 морских миль.

В мае 1967 г., когда впервые стартовали участники этой гонки, волнение оказалось довольно сильным. Поскольку курс был проложен между Багамскими островами, волнение мешало лишь на некоторых участках дистанции. Однако из 61 стартовавшего катера пришло к финишу лишь 16! Один катер сгорел, два утонули, 42 катера вынуждены были сойти с дистанции — большей частью из-за механических повреждений оборудования и корпусов.

Среди дошедших до финиша катеров был даже один типично американский катер — плавучая дача с низким корпусом и высокой надстройкой. Правда, корпус его имел необычные для этого типа глубокие V-образные обводы. И, кроме того, катер шел достаточно осторожно со средней скоростью 26 км/ч. Победитель достиг поистине удивительной средней скорости — 74 км/ч; последующие шесть катеров шли со скоростью 60 км/ч или более. Моторные установки первых шести катеров были следующими: у катера-победителя — 2 двигателя с Z-образной передачей; у второго и третьего — по 3 подвесных мотора; у катеров с четвертого по шестой — по 2 стационарных двигателя.

Первые гонки «Вокруг Великобритании». Сообщение о том, что в 1969 г. состоятся гонки на дистанцию общей протяженностью 1405 морских миль, вызвало живой интерес любителей водно-моторного спорта. Какие уроки удастся извлечь из этих гонок? Какой тип катера лучше всего оправдал бы себя в гонках на большую дистанцию, разбитую в среднем на 10 этапов? Предоставилась возможность проявить техническую инициативу, так как в гонках было разрешено участвовать даже надувным резиновым лодкам. Вначале объявили, что в гонках примет участие гоночный катер из тонкостенного железобетона, который будет оборудован современным легким паровым приводом, но вскоре разговоры об этом проекте затихли, хотя неожиданности такого рода вполне возможны.

Из десяти участков маршрута лишь два имели протяженность менее 185 им, большую часть дистанции составляли участки длиной от 233 до 286 км. На старт вышел 41 из 50 зарегистрированных иеров. Здесь были катера, олицетворявшие в высшей степени Казличные творческие замыслы — от большой надувной резиновой подки с подвесным мотором до южноарабского торпедного катера

Д-Г41 стартовавшего катера финишировали 24. Такой высокий процент доказывает, что уроки упомянутых выше гонок Каус— Торки были отлично усвоены. В общей сложности проведено 10 гонок, 3/4 из которых имели одинаковую дистанцию. На большей части дистанции гонок была хорошая погода. Только на двух отрезках маршрута, пролегавших у северо-восточного побережья, наблюдались помехи от сильного волнения.

Среди первых двенадцати катеров, которые успешно финишировали, был лишь один катер длиной более 10 м, а именно, гоночный катер (12,2 м), построенный из легкого сплава и оборудованный двумя дизелями мощностью по 350 л. с. Остальные 11 катеров имели длину от 7,5 до 8,5 м. Из них 7 корпусов были выполнены из слоистой клееной древесины, а остальные 4 — из стеклопластика.

Победивший катер был оборудован тремя подвесными моторами по 125 л. е.; катер, пришедший вторым, имел два стационарных бензиновых двигателя мощностью по 450 л. с. Однако на третьем катере были установлены два дизеля мощностью лишь по 164 л. с. Семь из первых двенадцати катеров, достигших финиша, оборудованы дизелями. В таблице указаны типы моторных установок, а также количество катеров, достигших финиша:

В этой серии гонок большие надежды возлагали на дизели, и результат оправдал их полностью. После победы катера с подвесными моторами и второго — со стационарными бензиновыми двигателями, достигли финиша 5 катеров, оборудованных дизелями. Лишь восьмым снова был катер с бензиновыми двигателями.

В результате этих гонок, как и морских гонок катеров, происходивших ранее, был получен большой опыт.

В заключение следует остановиться на тех повреждениях, которые чаще всего являются причиной выхода катера из гонок.

Топливная система. Наиболее серьезное расхождение швов наблюдается в топливных цистернах. При этом плоские цистерны с острыми углами очень опасны, а цилиндрические лучше всего оправдывают себя. Сюда же относятся повреждения из-за недостач точного крепления цистерн, дефекты в топливных трубопроводах: а также в подающих насосах и фильтрах.

Корпус катера. С применением обводов типа «глубокое V» повреждения конструкций стали встречаться гораздо меньше. Прекрасно показали себя катера из слоистой клееной древесины, однако все трудности гонок можно преодолеть и на катере с корпус сом из стеклопластика или из легких сплавов.

Механическая часть. Часто двигатель крепится недостаточно прочно, поэтому отрываются выпускные патрубки. Наблюдаются также повреждения самих двигателей, а также Z-образных и угловых передач.

Электросистема. В первую очередь замечается отрыв батарей. Отсыревшая или поврежденная система зажигания бензиновых двигателей иногда отказывает при запуске.

Рулевое устройство. Повреждения бывают как в рулевом управлении, так и в самом руле.

Регулируемые транцевые плиты.

Балластная система. Часто для амортизации прыжков в носовую часть судна принимают водяной балласт, который в зависимости от волнения сливают или снова берут. Нередко выходит из строя устройство для обратного наполнения.

В приведенном перечислении повреждения корпуса катера должны были бы находиться на последнем месте. К сожалению, такие аварии иногда кончаются гибелью катера, поэтому их поместили на второе место.


Читать далее:

Категория Спортивные катера