Соединительные муфты


Категория Судовые дизели

Жесткие муфты. Большинство промежуточных и упорные валы изготовляют, как правило, с цельными фланцами и соединяют между собой призонными болтами. Гребные валы и валы, проходящие через переборки, делают со съемными фланцами. Съемный фланец насаживается на конический конец вала с закладной шпонкой или гидропрессовым способом без шпонки. В осевом направлении его фиксируют гайкой или винтом, ввертываемым в торец вала. Гайку стопорят замковой шайбой, крепящейся винтом. Цельный фланец смежного вала делается с выточкой под гайку. Фланцы крепят призонными болтами. После разборки такого соединения можно снять фланец и вынуть вал со стороны гребного винта через дейдвуд или вытянуть через переборочный сальник.

Из жестких быстроразъемных муфт, применяющихся для соединения вала двигателя с упорным валом, наиболее распространены зубчатые (шлицевые) муфты. Соединяемые валы имеют съемные полумуфты с внешними зубцами, которые входят в сцепление с внутренними зубцами корпуса муфты, состоящего из двух половин. Крышки не позволяют корпусу сдвинуться вдоль оси вала. Для уменьшения износа зубцов внутрь корпуса через отверстие с пробкой 5 заливают вязкое масло, утечка которого предотвращается сальниковыми уплотнениями.

Корпус муфты может быть разъемным не в продольной плоскости, а плоскости, перпендикулярной оси валов.

Зубчатая муфта позволяет достаточно быстро разобщать валы. Для этого надо лишь снять одну из крышек, после чего сдвинуть корпус вдоль вала, чтобы вывести зубцы из сцепления. Кроме того, зубчатые муфты допускают перекос валов до 1° и их значительное радиальное смещение.

Упругие муфты. В соединении вала двигателя с валом редуктора, реверс-редуктора или генератора широко применяются упругие муфты, преимущественно с резиновыми упругими элементами. В других конструкциях встречается соединение фланцев валов посредством пальцев с резиновыми втулками или кольцами. Такие муфты сглаживают неравномерность вращающего момента, передаваемого редуктору, реверс-редуктору или генератору. Это облегчает условия работы шестерен и увеличивает равномерность вращения ротора генератора. Упругие муфты допускают также некоторое смещение валов и излом их осей. В частности, такими свойствами обладают оболочковые и упругие фланцевые муфты.

Рис. 1. Жесткие соединительные муфты

Вращающий момент передается через упругую оболочку, выполняемую обычно для удобства монтажа составной из двух частей.

Оболочковая муфта проста, но применима лишь для мало- и среднеоборотных двигателей. При повышенной частоте вращения муфты центробежные силы деформируют оболочку, в связи с чем появляется осевая сила, стягивающая валы. Предотвратить смещение валов этой силой можно установкой между ними осевых упоров.

Фланцерые муфты встречаются у двигателей повышенной оборотности и многооборотных. Они бывают с одним или двумя упругими элементами Z-образного сечения. Фланец может крепиться непосредственно к маховику двигателя, ступица насаживается на конец вала реверс-редуктора. Вращающий момент передается через два упругих элемента, крепящихся болтами к фланцу, а болтами — к ступице. Во избежание повреждений упругих элементов при повышенном значении вращающего момента предусмотрены ограничители. Когда вращающий момент будет чрезмерно большим, выступы внешнего ограничителя упрутся в выступы внутреннего и муфта начнет работать как жесткая.


Читать далее:

Категория Судовые дизели