Содержание и периодичность технического обслуживания


Категория Судовые дизели

Периодичность технического обслуживания. Под техническим обслуживанием понимается комплекс работ, выполняемых для поддержания исправности и работоспособности изделия при подготовке и при использовании его по назначению, а также при хранении и при транспортировании.

В техническое обслуживание входят: контроль за техническим состоянием, чистка, смазка, замена отдельных составляющих частей изделий или их регулировка в целях предупреждения повреждений или преждевременных износов, а также часть работ по устранению возникающих повреждений и их последствий. Эти работы должны проводиться в обязательном порядке, в объемах и в сроки, предусмотренные действующими правилами, инструкциями и графиками.

Правила обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания и ухода за ними и Руководящие материалы по береговому техническому обслуживанию флота предусматривают технические обслуживания (называемые в Правилах техническими уходами) шести объемов. Содержание каждого вида технического обслуживания зависит от конструкции дизеля и от периодичности его обслуживания.

Дизели, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 10150—75, могут иметь иную периодичность и объем работ по техническому обслуживанию. Так, например, для дизелей с диаметром цилиндра свыше 300 мм техническое обслуживание, требующее остановки дизеля (ТО-2), производится через 600 ч, проверка состояния коленчатого вала и подшипников (ТО-3) — через 3—3,5 тыс. ч, а переборка со вскрытием цилиндров (ТО-4) — через 7—, 8 тыс. ч.

Содержание технических обслуживаний. Конкретный перечень работ и периодичность их выполнения для каждого типа дизеля уточняются в соответствии с указаниями завода-изготовителя. Ниже приведены типовые работы технических обслуживаний.

Ежедневное техническое обслуживание включает:
— контроль за работой дизеля и его состоянием по приборам, путем осмотра, на слух и на ощупь;
— проверку исправности действия контрольно-измерительных приборов, СПАСЗО, ДУ и ДАУ и средств автоматизации;
— проверку уровня масла в картере дизеля, маслосборнике, картере реверс-редуктора, упорном подшипнике, турбокомпрессоре, блочном топливном насосе и регуляторе; пополнение системы маслом, смазывание мест ручной смазки и заправку автоматических масленок;
— продувку воздухохранителей и влагоотделителей;
— осмотр навешенных механизмов и трубопроводов; проверку состояния дюритовых соединений и их креплений, при необходимости устранение течи, подтяжку сальников;
— проверку состояния топливных и масляных фильтров, спуск из них отстоя, переключение на чистые секции;
— проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном баке; проверку легкости и плавности хода рукояток и тяг системы управления дизелем;
— промывку турбокомпрессора, оборудованного системой промывки проточной части водой или топливом;
— очистку и обтирку дизеля от пыли и подтеков топлива, масла и воды. При проведении ежедневного технического обслуживания не следует ограничиваться только указанным^ объемом работы, необходимо устранять все замеченные при осмотре неисправности.

Ежедневное техническое обслуживание неавтоматизированных судовых дизелей производит вахтенный персонал с периодичностью смены вахт (если инструкцией по эксплуатации не установлена меньшая периодичность).

Техническое обслуживание автоматизированных дизелей выполняется с периодичностью, установленной для их необслуживаемой работы.

При техническом обслуживании № 1 (ТО-1) производят работы ежедневного ТО и, кроме того:
— очистку и промывку топливных и масляных фильтров и роторов центрифуг;
— проверку шплинтовки гаек ответственных соединений; спуск отстоя из топливных и масляных баков.

Во время технического обслуживания № 2 (ТО-2) производят работы, выполняемые при ТО-1, и дополнительно:
— проверку зазоров в механизме газораспределения; проверку затяжки и шплинтовки ответственных соединений (крепление дизеля к фундаменту, навешенных механизмов, шатунных и рамовых подшипников, валовой линии, крышек цилиндров и др.); проверку работы форсунок и топливных насосов;
— проверку состояния клапанов насосов и компрессоров, набивку сальников;
— проверку выбега (свободного хода) и осевого разбега турбокомпрессора; взятие пробы масла для анализа из системы смазки дизеля и смену масла при неудовлетворительных результатах анализа, смену масла в картерах блочных топливных насосов;
— промывку и очистку масляных и топливных фильтров; проверку работы и регулировку элементов ДАУ.

При техническом обслуживании № 3 (ТО-3) производят работы, выполняемые при ТО-2, и, кроме того:
— проверку состояния коленчатого вала и валопровода (замер раскепов и зазоров в подшипниках без их вскрытия, проверку состояния упорных подшипников);
— проверку и очистку золотников воздухораспределителя и пусковых клапанов;
— проверку крепления шайб распределительного вала; смену масла в РРП; смазку шариковых и роликовых подшипников насосов и других механизмов;
— очистку ресиверов продувочного воздуха (у двухтактных дизелей); проверку состояния кабельных трасс, аккумуляторов, стартеров и генераторов.

Во время технического обслуживания № 4 (ТО-4) производят работы, выполняемые при ТО-3, и дополнительно:
— вскрытие цилиндров, очистку и притирку впускных и выпускных клапанов;
— осмотр, очистку и промывку поршней и поршневых колец, замену изношенных колец;
— проверку и регулировку зазоров в подшипниках коленчатого и распределительного валов;
— проверку зазоров у водяных и масляных насосов и в шестернях передач, замену изношенных сальников;
— проверку и регулировку газораспределения, топливных насосов и форсунок;
— очистку и промывку масляных и водоводяных холодильников, воздухоохладителей и зарубашечного пространства дизелей от отложений;
— смену масла с очисткой и промывкой маслосборников, маслопроводов, картеров и фильтров;
— ревизию состояния деталей и узлов ДУ и ДАУ и средств автоматизации. Техническое обслуживание № 5 (ТО-5) является текущим ремонтом, при котором производят работы, выполняемые во время ТО-4, и, кроме того, заменяют изношенные детали и устраняют неисправности и повреждения, выявленные в период эксплуатации или при дефектации деталей дизеля.

Техническое обслуживание № 6 (ТО-6) является капитальным (или средним) ремонтом, при котором производят работы, выполняемые при ТО-5, и, кроме того, восстанавливают изношенные основные и базовые детали (коленчатый вал, ЦПГ, рамовые подшипники и т. д.), что предусматривается ремонтной ведомостью.

Руководящим документом на судне по выполнению технического обслуживания является график профилактик, в котором дается перечень работ, периодичность их проведения и указывается исполнитель.

Графики профилактик разрабатывают ССХ пароходств применительно к каждой группе однотипных судов с учетом как конструктивных особенностей дизелей, так и специфики эксплуатации этих судов (района плавания, средней продолжительности и соотношения ходового и стояночного времени, условий ночного отстоя, численности судовых экипажей, пунктов погрузки и разгрузки, возможности обслуживания судов береговыми работниками).

Технические обслуживания № 1, 2, 3 проводятся во время межрейсовых стоянок судна без вывода его из эксплуатации.

Техническое обслуживание № 4 быстроходных дизелей выполняется в период навигации с выводом судна из эксплуатации или с предоставлением ему «мертвой стоянки» на срок, предусмотренный графиком профилактик, а тихоходных дизелей — по окончании навигации (осенняя профилактика).

Для сокращения продолжительности стоянки судна на техническом обслуживании допускается производить его поочередно на разных двигателях (при силовой установке с несколькими двигателями) или на разных цилиндрах одного двигателя. Очередность выполнения работ в данном случае также должна быть предусмотрена графиком профилактик.

Береговое техническое обслуживание. Комплексное навигационное обслуживание транспортного флота включает:
— портовое обслуживание, удовлетворяющее организационные, культурно-бытовые и эксплуатационные потребности флота;
— техническое обслуживание, т. е. проведение профилактического ремонта и наладки судовых механизмов;
— навигационный ремонт, при котором устраняют случайные навигационные повреждения.

При береговом техническом обслуживании выполняют плановые профилактические обслуживания механизмов, электрооборудования, автоматики и холодильного оборудования на судах, оснащенных автоматикой и дистанционным управлением и эксплуатирующихся с совмещением профессий (с сокращенным штатом судовых экипажей). Оно выполняется бригадами специалистов БПУ и является профилактическим мероприятием, проводимым в сроки и объемах, предусмотренных графиками профилактик.

Как правило, БПУ размещаются в конечных пунктах движения флота (пунктах погрузки и выгрузки). Это позволяет использовать для выполнения профилактических работ время стоянки судов в ожидании погрузки или выгрузки и под грузовыми операциями в целях сокращения потерь навигационного времени на техническое обслуживание.

Оснащенность БПУ оборудованием и численность его штата зависят от количества и типа обслуживаемых судов и устанавливаются пароходством. В состав БПУ могут входить бригады по судовому электрооборудованию, автоматике, холодильному оборудованию, по слесарно-монтажным, котельно-сварочным, плотничным и малярным работам.

Графики профилактик предусматривают распределение работ между судовым экипажем и БПУ.

Техническое обслуживаниё, не требующее специальной остановки дизеля (ежедневное обслуживание и ТО-1) выполняет судовой экипаж. Техническое обслуживание, требующее остановки и разборки дизеля, должно проводиться силами БПУ. При этом к выполнению отдельных работ, как правило, привлекают и экипажи судов.

Капитан-механик судна обязан заблаговременно известить линейного механика или начальника БПУ о сроке проведения технического- обслуживания, его объеме и о количестве необходимых запасных деталей, а также о времени прибытия судна на рейд и плановой продолжительности стоянки.

В период эксплуатации судна могут быть выявлены неисправности, устранение которых не предусмотрено типовым перечнем работ предстоящего технического обслуживания л В этом случае перед постановкой судна на профилактику капитан-механик и помощник механика по электрооборудованию проверяют судовые механизмы, записи в вахтенном журнале и составляют перечень дополнительных работ по устранению неисправностей.

С прибытием судна на рейд согласовывается с линейным механиком или бригадиром БПУ перечень тех работ, которые будут выполняться БПУ, а остальные распределяются между членами судового экипажа.

По окончании технического обслуживания проверяют объем и качество проведенных профилактических и ремонтных работ, опробовают механизмы, подписывают документы на приемку выполненных работ и получают разрешение линейного механика порта на выход судна в рейс.

В обязанности БПУ наряду с производством планового технического обслуживания и дополнительных ремонтных работ входит и контроль за техническим состоянием механизмов и средств автоматизации на судах.

Разновидностью берегового технического обслуживания является гаражное обслуживание, применяющееся для судов местного транспортного и служебно-разъездного флота.

Техническое обслуживание силами судового экипажа. Если на судне совмещения профессий нет, все работы по обслуживанию механизмов выполняют машинные команды. В отдельных случаях (при большой насыщенности средствами автоматизации, необходимости сокращения сроков стоянки и др.) привлекают персонал БПУ, в частности специалистов по электрооборудованию и автоматике, по холодильным установкам, по радионавигационному оборудованию.

Планирует техническое обслуживание и распределяет обязанности между членами машинной команды механик судна. Для упорядочения проведения технического обслуживания и повышения ответственности за состояние механизмов, систем, устройств и оборудования на судне их закрепляют за отдельными членами судового экипажа. Это позволяет установить персональную ответственность за правильное и своевременное выполнение своих обязанностей каждым помощником механика и рулевым-мотористом, поддерживать силовую установку в постоянной готовности к действию, своевременно выявлять и устранять возникающие неполадки.

Как правило, главные двигатели и обслуживающие их механизмы закрепляют за I помощником механика и его вахтой, вспомогательные двигатели— за II помощником механика и его вахтой, вспомогательные котлы и другие вспомогательные механизмы — за III помощником механика и его вахтой.

Техническое обслуживание проводится во время вахты как на ходу, так и на стоянке судна, причем для выполнения трудоемких работ могут привлекаться лица из других вахт.


Читать далее:

Категория Судовые дизели