Снятие судна с мели


Категория Морская практика

Причинами посадки судна на мель являются: нарушение судоводителями основ судовождения и хорошей морской практики, недостатки навигационно-гидрографического обеспечения, ранее неизвестные подводные препятствия и действия непреодолимой силы. По вине судоводителей посадка на мель может произойти из-за небрежности в ведении счисления пути судна, ошибки или неточности в расчетах при определении места судна; незнания или невыполнения рекомендаций для плавания в данном районе, изложенных в лоциях и других пособиях; пользования нескорректированными картами и пособиями, небрежности при опознании берегов и средств навигационного оборудования; доверия плавучему ограждению опасностей, которое фактически может быть снесено со штатного места ветром или течением; неиспользования или неграмотного использования радиолокатора и эхолота при плавания вблизи берегов, в том числе и в условиях хорошей видимости. Стихийными обстоятельствами, в результате которых судно может оказаться на мели, являются: ветер ураганной силы, под действием которого судно потеряло управляемость при плавании вблизи навигационных опасностей; внезапно налетевший шквал, сорвавший судно с якоря на открытом рейде; дрейф льдов с зажатым ими судном в сторону мели; подводные вулканические процессы, в результате которых образуются громадные сейсмические волны.

В отдельных случаях производится преднамеренная посадка аварийного судна на мель с целью предупреждения его затопления. Посадка судна на мель в районе, не защищенном от ветра и. волнения, представляет серьезную опасность для судна.

Во всех случаях посадки судна на мель необходимо:
— застопорить главные двигатели и объявить общесудовую тревогу;
— заметить курс судна и определить координаты места; произвести тщательный замер уровней воды в льялах и междудонных отсеках, а в дальнейшем производить замеры в течение всего времени нахождения судна на мели;
— при обнаружении пробоины установить ее расположение, характер и размеры, приступить к откачке воды из поврежденного отсека и к заделке пробоины;
— ручным лотом произвести замеры глубин со взятием проб грунта вокруг корпуса судна не реже чем через 10 м и результаты нанести на схематический чертеж судна, на котором должно быть указано расположение водонепроницаемых переборок, машинно-котельного отделения и других отсеков;
— подрезкой корпуса судна подкильными концами, заведенными с носа и кормы, определить границы района соприкосновения судна с грунтом и нанести их на схему;
— при возможности использования водолаза или аквалангиста более детально обследовать район посадки (характер грунта, рельеф дна и т. д.), по возможности определить наличие и характер повреждений корпуса и винторулевой группы;
— со шлюпки точно определить осадку судна для последующих расчетов по снятию судна с мели и на схематическом плане судна вычертить линию осадок, рассчитать среднюю осадку судна до посадки на мель;
— со шлюпки произвести промеры окружающих глубин от борта судна по радиальным галсам, отмечая по мерному линю расстояния между точками промера на каждом галсе, и по результатам промера составить планшет глубин в масштабе яа обычной бумаге, миллиметровке или на крупномасштабной карте (плане) с указанием даты и времени промера;
— установить радиосвязь с находящимися поблизости судами и нанести на карту их координаты, запросить прогноз погоды на текущие и несколько последующих суток.

Обо всех проведенных мероприятиях необходимо последовательно и подробно записать в судовой журнал.

Если произошла посадка судна на мягкий грунт на малой воде без повреждений, то при незначительной потере осадки судно может сойти с мели путем всплытия во время прилива. В других случаях в зависимости от площади соприкосновения корпуса с мелью, давления на грунт, степени грозящей судну опасности от действия внешних факторов, характера и размеров повреждений судно может сойти с мели либо самостоятельно, либо с помощью других судов.

Снятие судна с мели своими силами и средствами обеспечивается, как правило, только в том случае, если сила давления судна на грунт невелика. Угроза повреждения гребных винтов при работе машиной отсутствует, и внешние условия не угрожают судну.. В этом случае работают машиной на полный задний ход. Если после работы машиной в течение 20—30 мин судно с мели не сходит, то нужно попытаться раскачать его в грунте попеременной работой машины на полный передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с одного борта на другой. Если эти меры не дают положительного результата, то следует уменьшить давление судна на грунт дифферентовкой и кренованием, т. е. перекачкой балласта и жидкого груза из района соприкосновения судна с грунтом в более отдаленные танки и цистерны или на противоположный борт, а также откачкой балласта за борт.

Рис. 1. Планшет глубин

Для получения дополнительных к главным машинам тяговых усилий можно завести в направлении предполагаемого сдвига судна один или два стоп-анкера на прочных стальных тросах и выбирать их якорно-швартовными механизмами одновременно с работой главных двигателей на полный задний ход.

Для снятия судна с мели буксирно-спасательными или транспортными судами существует несколько способов, каждый из которых может применяться самостоятельно или в сочетании с другими способами.

Снятие судна с мели буксировкой его одним или несколькими судами-спасателями — наиболее часто применяемый способ. Он: заключается в том, что спасатель, отдав якорь на достаточном расстоянии от аварийного судна, подходит к нему задним ходом, потравливая якорь—цепь, и передает с кормы буксирный трос.

Когда трос будет закреплен, судно-спасатель выбирает якорную цепь до тех пор, пока буксирный трос не будет обтянут втугую. Затем судно-спасатель дает ход вперед, постепенно увеличивая обороты машины, и одновременно с этим выбирает якорь. При этом способе общее тяговое усилие равно арифметической сумме тяги упора винта и тяги брашпиля судна-спасателя.

Способ рывка заключается в том, что судно-спасатель заводит на аварийное судно длинный буксирный трос и, соблюдая осторожность, подходит кормой как можно ближе к судну. Затем дает ход вперед, увеличивая скорость с таким расчетом, чтобы к моменту выхода на буксирный трос она была наибольшей. Рывком достигается кратковременное увеличение тягового усилия в 4—5 раз.

При посадке судна на песчаные или илистые грунты прибрежных отмелей оно быстро заносится таким грунтом под действием шторма или течения, а в отдельных случаях аварийное судно оказывается на суше. В этих случаях его выводят на глубину по искусственному каналу, который размывается при помощи землечерпательных снарядов, землесосов, гидромониторов и других устройств, а также работой винтов спасателей.

Для снятия судов со скальных пород грунта, когда они входят внутрь судна через пробоину, а также при потере судном плавучести и остойчивости используют судоподъемные понтоны и специальные судоподъемные плавсредства. В случае необходимости осуществляют поддув загерметизированных трюмов или танков, а также производят взрывные работы.


Читать далее:

Категория Морская практика