Снятие ординат обводов корпуса судна на плаву


Категория Подводный ремонт судов

В случае отсутствия докового или теоретического чертежа корпуса для набора клеток приходится восстанавливать чертеж доковой операции путем снятия ординат обводов его корпуса в местах предполагающегося расположения клеток при нахождении судна на плаву.

Сущность способа состоит в том, что, заводя под киль в намеченном сечении корпуса судна брус и приняв его за базу, производят замеры отстояния от него точек обшивки (ординат) в заранее намеченных сечениях корпуса. Замеры ординат в подводной части корпуса судна производятся водолазом.

Приспособления для снятия ординат обводов корпуса. Для снятия ординат подводной части корпуса на плаву применяются: подкильный брус, деревянные рейки, промерные футштоки, мерительные линейки разной длины, балласт и стальной трос 0,8 мм для заводки бруса.

Подкильный брус представляет собой сборную крестообразную жесткую конструкцию из четырех сосновых или еловых брусьев сечением 90×100 мм, связанных между собой гвоздями или нагелями. Длина бруса выбирается в зависимости от ширины цилиндрической части корпуса судна. При ширине корпуса до 10 ж брус делается короче ширины судна на 1 м, а при ширине более 10 м — на 2 м. На торцах в брус ввертываются рымы. Верхняя грань бруса фугуется, и брус покрывается светлой водонепроницаемой краской, а посередине черной краской наносится отметка, соответствующая диаметральной плоскости (ДП) судна. Чтобы брус имел отрицательную плавучесть, к нему подвязывается балласт, равномерно распределенный по длине бруса.

Рис. 1. Подкильный брус для снятия ординат обводов корпуса:
1 — рейки; 2 — брус

Рейки размером 250Х40Х 15 мм изготовляются из сосновых досок, фугуются, покрываются светлой водонепроницаемой краской и прибиваются в соответствии с разметкой на подкильный брус симметрично по обеим сторонам от отметки ДП. Верхняя грань реек должна находиться вровень с верхней гранью бруса. Рейки служат направляющими при наложении мерной линейки во время производства замера и фиксируют ее место. Для каждого конкретного случая расположение реек вдоль бруса различно и определяется размерениями судна.

Мерные линейки изготовляются из дуба сечением 40×20 мм длиной 1, 2 и 3 м. Ими пользуются при замере ординат. Окрашиваются линейки белой эмалью или светлой водонепроницаемой краской и на них наносятся деления черной краской достаточно ясно для того, чтобы водолаз мог хорошо различать их подводой. Цена деления 1 см.

Футштоки обычного промерного типа служат для определения осадки судна. На футштоках наносятся деления через каждый дециметр. Последний метр имеет цену деления 1 см. Применяются футштоки из четырех составных алюминиевых труб общей длиной до 8 м. Каждое звено соединяется с другим пружинным замком, а нижнее имеет упорный башмак.

Швеллеры используются для определения продольного изгиба (стрелы прогиба) корпуса судна.

Замеры ординат обводов корпуса. В порядке подготовки к производству замеров составляется эскиз расположения клеток по длине и ширине судна. Затем в соответствии с эскизом разметка переносится на наружные борта судна. Рулеткой производятся замеры расстояния между носовым и кормовым весками и местами расположения клеток, а также между осями клеток. Затем размечаются границы клеток.

Расположение клеток вдоль корпуса судна выбирается с расчетом, чтобы они приходились на водонепроницаемые переборки или рамные шпангоуты. На выбор расположения клеток влияют обводы судна. Границы клеток следует выбирать так, чтобы их лекальные части не были слишком высокими. Разметка на бортах производится черной краской в двух местах: у действующей ватерлинии, на фальшборте или на ширстречном поясе.

В местах замеров водолаз очищает борта и днище от обрастаний и ракушек. Затем на концах опускается подвешенный за рымы подкильный брус с набитыми на нем рейками. Водолаз совмещает отметку ДП на подкильном брусе с ДП судна и приводит его в горизонтальное положение. Если у судна плоский киль, то ДП находится делением его ширины пополам.

Горизонтальное положение подкильного бруса проверяется замером мерной линейкой отстояния бруса от наружной обшивки на равном расстоянии от ДП. Сложив полученные данные и разделив их пополам, водолаз дает команду потравить или выбрать трос по правому или левому борту.

После того как брус займет горизонтальное положение, поддерживающие концы закрепляются и водолаз замеряет ординаты. Мерная линейка прикладывается со стороны борта.

Рис. 2. Разметка бортов для замеров ординат:
3, 14, 26, 35, 42, 51 и 60 — места расположения водонепроницаемых переборок или рамных шпангоутов; I—VII — места расположения клеток; А — размер от носового веска до оси I клетки; Б, В, Г. Д. Е, Ж — расстояния между осями клеток; 3 — размер от кормового веска до оси VII клетки;
и, б. в — ординаты; х — расстояние от диаметриальной плоскости (ДП) до первой ординаты (до внутреннего среза клеток)

Последовательно прикладывая линейку к рейкам упирая ее в обшивку, водолаз производит отсчеты в сантиметрах и сообщает результаты по телефону производителю работ, который заносит эти данные в таблицу.

Рис. 3. Замеры ординат

В каждом сечении должно быть не менее трех замеров по каждому борту. После снятия ординат в данном сечении подкильный брус переносится к следующему месту производства замеров и весь цикл повторяется. Так последовательным передвижением вдоль корпуса судна производится снятие ординат во всех намеченных местах набора клеток.

Чтобы избежать повторения операции выверки и приведения под-кильного бруса в горизонтальное положение, в каждом сечении, на тросах, на уровне обделочного угольника верхней палубы, наносятся или прикрепляются марки. Если по мере продвижения подкильного бруса из кормы в нос осадка (углубление) судна будет меняться, то наличие марок значительно упрощает приведение бруса в горизонтальное положение, так как в этом случае о положении бруса можно судить по разности в высоте расположения марок на тросах.

В случае если гребные винты или перо руля расположены ниже основной, то это учитывается при замерах. Механическое прибавление углубления h к замерам ординат допускается только в случае, если судно стоит на ровном кило. Поэтому сначала определяется дифферент судна, затем осадка на миделе и под пером руля или гребными винтами и только после этого (вычисляется истинное углубление с учетом поправки на дифферент.

Рис. 4. Расположение пера руля ниже основной

Работа эта выполняется следующим образом. Подкильный брус (длиной на 1 м больше ширины судна) подводится под миделем и приводится в горизонтальное положение. Затем футштоком производится замер осадки судна на миделе, т. е. измеряется расстояние от верхней кромки подкильного бруса до действующей ватерлинии. Замер осадки производится с обоих бортов, результаты складываются и делятся пополам.

Далее подкильный брус заводится под перо руля, нивелируется футштоком, производятся измерения и определяется осадка. Из полученных данных вычитается величина осадки на миделе, затем из этого результата вычитается (при условии дифферента на корму) или прибавляется (в случае дифферента на нос) величина дифферента.

Таким образом, окончательный результат и будет составлять величину углубления судна h, которую надлежит прибавить к снятым на плаву ординатам при составлении докового чертежа.

Замер стрелы прогиба корпуса судна. В случае если киль судна имеет, подъем над основной линией, т. е. не совпадает с ней и имеет прогиб (перегиб), то к снятым ординатам должны быть сделаны соответствующие поправки. Для замера стрелы прогиба к носовой и кормовой оконечностям судна по ДП привариваются швеллеры. Длина швеллера должна быть выбрана из расчета углубления его ниже основной не менее чем на 400 мм.

Определив осадку судна у миделя, на швеллеры наносят риски, соответствующие ватерлинии и основной; затем в заранее просверленные отверстия диаметром 6—8 мм (ниже основной примерно на 300 мм) между швеллерами протягивается струна—трос 0 0,5 мм. Один конец троса закрепляется на швеллере, а другой пропускается через отверстие второго швеллера, и к нему для создания натяга подвешивается груз.

На струну наносятся марки, соответствующие границам клеток, после чего мерной линейкой производится замер ординат, т. е. расстояний между струной и килем судна. Данные замеров сообщаются водолазом по телефону производителю работ и также фиксируются в таблице. Замеры производятся только в местах, замаркированных на струне, и в местах, где были сняты поперечные ординаты.

Рис. 5. Определение стрелы прогиба (перегиба) корпуса судна (снятие продольных ординат):
а — марки для снятия ординат; б — замер провисания троса; Б — марки на струне; Д—Ль., и т. д. — величины провисания струны

После этого струна снимается и выбирается наверх. Для дальнейшей работы выбирается ровная и жела-тельно огнивелированная площадка. На этой площадке забиваются в грунт два столбика на расстоянии, равном расстоянию между швеллерами. Затем в соответствии с марками на струне между столбиками забиваются стойки. На столбики и стойки наносится по ватерпасу основная линия. После это-го протягивается струна аналогично тому, как это было сделано под водой. Подвешенная струна даст естественное провисание, которое замеряется, относительно отметок основной линии на стойках.

Таким образом определяется поправка на провисание струны к снятым водолазом продольным ординатам.

Истинная величина подъема киля судна относительно основной определяется -вычитанием значений ординат провисания струны из соответствующих значений продольных ординат.

Точность снятия ординат колеблется в пределах 20—30 мм от истинных размеров, а этого вполне достаточно для набора клеток и постановки судна в док. Целесообразно, чтобы при постановке судна в док доковую операцию обеспечивали водолазы, которые снимали ординаты обводов его корпуса на плаву.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов