Снятие людей с бедствующего судна


Категория Морская практика

Международные морские традиции, закрепленные в законодательных актах морских государств и в ряде международных конвенций, обязывают каждого моряка принимать все меры для оказания помощи бедствующим людям и судам. Организация поиска терпящих бедствие судов прибрежными государствами регламентируется Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г.

Согласно Кодексу торгового мореплавания СССР и Уставу службы на судах ММФ СССР капитан обязан следовать со всей возможной скоростью к бедствующему судну, нуждающемуся в помощи, и поскольку он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, оказать помощь людям и судну, которым угрожает гибель. Уставной обязанностью капитана является также принятие всех мер к спасению человека, упавшего за борт или по другой причине оказавшегося на воде в бедствующем положении.

Способ снятия людей с бедствующего судна выбирается на месте происшествия капитаном судна-спасателя с учетом характера аварии, состояния аварийного судна, внешних условий и т. д., а также разумного, оправданного риска. С учетом всех факторов, в том числе информации с терпящего бедствия судна, заблаговременно составляется предварительный план действий. В порядке подготовки к оказанию эффективной помощи бедствующим людям следует, в частности:
— изготовить и протянуть по каждому борту у ватерлинии леер, прикрепив его к борту шкентелями, предназначенный для удержания спасательных шлюпок и плотов;
— изготовить вдоль обоих бортов судна на самой нижней открытой палубе бросательные концы, штормтрапы и спускные бортовые сетки;
— приготовить краны (стрелы) с грузовыми платформами или сетками для обеспечения быстрого подъема из воды обессилевших или травмированных людей;
— подготовиться к приему пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи, включая обеспечение носилок;
— приготовить линеметательное устройство для обеспечения связи с бедствующим судном, подготовить прожекторы для освещения поверхности моря в’ночное время;
— для быстрейшего освобождения спасательной шлюпки от доставленных к судну людей и отправки ее в следующий рейс предусмотреть ошвартовку к борту спасательного плота для промежуточной высадки на него людей из шлюпки.

Наиболее эффективным способом снятия людей с гибнущего судна является подход к нему лагом вплотную, что дает возможность людям быстро перейти на судно-спасатель по сходням, штормтрапам или непосредственно по всей линии борта. Этот способ снятия людей используется во всех случаях, когда позволяют обстоятельства. Иногда имеется возможность подойти к аварийному судну только носом и снять с него людей на носовую палубу. При таком подходе судно-спасатель может при необходимости немедленно отойти от аварийного судна. В обоих случаях должны быть заранее подготовлены сходни, покрыты матрацами, матами места спуска людей на палубу и созданы специальные группы для оказания помощи людям при переходе на судно.

Во всех других случаях, когда судно-спасатель не может подойти к бедствующему судну лагом или носом, а также для спасения людей, покинувших аварийное судно, используются спасательные шлюпки и в случае необходимости спасательные плоты. С целью принятия на шлюпки максимального количества людей из них убирается все снабжение, за исключением самого необходимого, и на каждую шлюпку назначается минимальный экипаж, который может обеспечить безопасный переход шлюпки. В шлюпках должен иметься достаточный запас спасательных жилетов и кругов.

В зависимости от характера аварии и состояния бедствующего судна спасательные шлюпки подходят к аварийному судну либо к подветренному борту, либо к наветренному. В первом случае шлюпка подходит к судну курсом, перпендикулярным борту судна, и останавливается на расстоянии, с которого можно подать на судно бросательный конец. При помощи бросательного конца на судно подают прочный растительный или синтетический трос. Один конец троса крепят на судне, другой — на шлюпке. На этом тросе шлюпка будет удерживаться на некотором расстоянии от аварийного судна, не подходя вплотную к его борту. Спасаемые люди с надетыми спасательными жилетами спускаются по тросу, забортным трапам и штормтрапам в воду, а затем их поднимают в шлюпки.

При снятии людей с наветренного борта шлюпки подходят к аварийному судну кормой на такое расстояние, с которого можно подать на судно бросательный конец. На шлюпке к бросательному концу крепят спасательный круг, к которому привязывают второй бросательный конец. Снимаемые с судна люди в спасательных жилетах держатся за спасательный круг и подтягиваются к спасательной шлюпке. Вместо спасательного круга могут использоваться спасательные жилеты, привязанные к бросательным концам.

В случае, если судно-спасатель и аварийное судно имеют соизмеримую парусность и дрейфуют примерно с одинаковой скоростью, может быть применен способ снятия людей с гибнущего судна при помощи шлюпки, отправляемой на тросе судна-спасателя. Последнее становится параллельно бедствующему судну с наветренной стороны и спускает по ветру шлюпку с двумя-тремя членами экипажа. Трос пропускается через носовой рым шлюпки и надежно закрепляется за мачтовую банку таким образом, чтобы в шлюпке оставалось 30—40 м троса для последующего регулирования положения шлюпки у борта судна. Трос потравливают с судна-спасателя и закрепляют, когда шлюпка подойдет на расстояние 20—30 м от бедствующего судна. Со шлюпки травят на лине к гибнущему судну спасательный круг или спасательные жилеты, держась за которые снимаемые с судна люди подтягиваются к шлюпке.

Снятие людей с наветренного борта аварийного судна возможно также при помощи шлюпки без экипажа. В этом случае с судна-спасателя, находящегося с наветренной стороны, спускают шлюпку с подветренного борта. При помощи линеметательного устройства передают на бедствующее судно линь и посредством его — прочный растительный или синтетический трос, на котором шлюпка будет подтягиваться к аварийному судну. Конец троса надежно крепится на шлюпке. Другой такой же трос надежно закрепляют одним концом на шлюпке, другим — на борту судна-спасателя. С гибнущего судна шлюпку подтягивают к борту, сажают в нее людей и отправляют на судно-спасатель при помощи выбираемого на нем троса. Для быстрого подъема людей из шлюпки на борт судна-спасателя используются забортные трапы, штормтрапы, а также спущенные за борт грузовые сетки, растянутые и надежно закрепленные на судне.

Если при описанном способе невозможно спустить на воду спасательные шлюпки, можно вместо них использовать спасательные плоты.

Спасание людей осуществляется судном-спасателем без права на вознаграждение. Спасание судна, груза и другого имущества производится за соответствующее вознаграждение. Поэтому оказание помощи бедствующему судну сопровождается заключением между капитанами судов договора о спасании. Однако если оказанная судном-спасателем помощь не дала успешных результатов, то спасатель не имеет права на вознаграждение («без спасения нет вознаграждения»).


Читать далее:

Категория Морская практика