Смена шпилек забортной арматуры


Категория Подводный ремонт судов

Если шпильки изъедены коррозией или на них сорвана резьба, они заменяются. Однако обычно шпильки настолько покрываются ржавчиной (прикипают), что их приходится высверливать. Если шпилька не сломана, то следует попытаться ее вывернуть.

Для вывертывания шпилек диаметром до 22 мм применяется специальный ключ с эксцентриком.

Ключ надевается на шпильку с отведенным в крайнее положение эксцентриком. Если шпилька имеет правую резьбу, то эксцентрик нужно заводить слева направо, т. е. по часовой стрелке, и наоборот. Эксцентрик 3 поворачивается вокруг собственной оси и плотно прижимает шпильку к внутренним стенкам корпуса и «заклинивает» ее.

При вывертывании шпильки ключом эксцентрик за счет трения будет еще сильнее прижимать (заклинивать) шпильку к стенкам корпуса и обеспечивать передачу вращающего момента на шпильку и вывертывать ее из гнезда.

Если специального ключа нет, то водолаз до отказа навертывает на шпильку две гайки и плотно прижимает их торцами одна к другой, затем заводит гаечный ключ на нижнюю (прилегающую к обшивке) гайку и отворачивает шпильку.

При постановке новых шпилек также могут быть использованы две гайки, но заворачивать нужно за верхнюю гайку.

Рис. 1. Эксцентриковый ключ:
1 — рукоятка; 2 — корпус; 3 — эксцентрик; 4 — ось эксцентрика

Для вывертывания небольших шпилек применяется также ключ-патрон со сменной гильзой. Сменная гильза с нарезкой по размеру шпильки устанавливается в корпус и стопорится болтом, затем шпилька ввертывается в гильзу и зажимается болтом. Верхняя часть корпуса имеет грани под обычный накидной ключ.

Рис. 2. Схема работы эксцентрикового ключа:
а — положение эксцентрика при заводке ключа на шпильку; б — положение эксцентрика при отворачивании шпильки; 1 — корпус ключа; 2 — шпилька; 3 — эксцентрик; 4 — ось эксцентрика; стрелками показано направление вращения шпильки и корпуса ключа и эксцентрика при вывертывании шпилек

Рис. 3. Ключ-патрон со сменной гильзой:
1 — контр-болт; 2 — корпус; 3 — сменная гильза; 4 — стопорный болт; 5 — шпилька


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов