Смазочная система


Категория Судовые энергетические установки

Требования, предъявляемые к смазочным материалам. Работа дизеля сопровождается перемещением сопряженных деталей. При смещении одних деталей относительно других между ними возникают силы сопротивления, препятствующие этому движению. Поддержание необходимого слоя смазочного масла между трущимися поверхностями деталей — одна из основных задач по обеспечению надежности работы дизеля. Поршни, поршневые кольца и втулки цилиндров смазываются маслом, частицы которого в виде «масляного тумана» постоянно находятся в пространстве картера. Большинство других деталей дизеля смазывается маслом, подаваемым на их трущиеся поверхности под давлением.

Применяемые в дизелях смазочные материалы, как и топливо, являются продуктами переработки нефти. Основным показателем смазывающих свойств масел является вязкость, значение которой ограничивается определенными пределами. При повышенных давлениях на детали смазочные материалы, имеющие небольшую вязкость, вытесняются с поверхностей трения, что вызывает усиленное изнашивание и чрезмерное нагревание узлов и механизмов дизеля.

Для смазочных материалов с повышенной вязкостью необходимы дополнительные затраты энергии на перемещение деталей и поэтому затрудняется пуск холодного дизеля. Для судовых дизелей рекомендуется использовать смазочные материалы с низкой температурой застывания и высокой температурой вспышки, вязкость которых изменялась бы незначительно при возможных колебаниях температуры трущихся деталей. Чем ниже температура застывания смазочных материалов, тем они более подвижны при температуре наружного воздуха менее 0 °С, а при высокой температуре вспышки меньше выгорают в цилиндрах дизеля.

В смазочных материалах должно быть минимальное количество кислот, щелочей и других примесей. Кислоты и щелочи разъедают смазываемые поверхности, особенно у деталей из цветных металлов. Коррозионная активность кислот и щелочей резко возрастает при повышении температуры и наличии воды в смазочных материалах. Механические и смолистые примеси ускоряют изнашивание трущихся поверхностей.

Для улучшения физико-химических свойств смазочных материалов в них вводят различные антиокислительные, актикоррозионные, моющие и другие присадки из масла и жиров растительного или животного происхождения. Присадки образуют на поверхности трущихся деталей защитные пленки, предохраняющие металл от окисления и агрессивного действия кислот и щелочей. Применение присадок способствует также превращению продуктов окисления в химические соединения, легко смываемые с поверхностей деталей. Для повышения противоизносных свойств в смазочные материалы добавляют присадки из- органических соединений фосфора и серы. Очень часто в смазочные материалы вводят несколько присадок.

Смазочные материалы. Для смазывания подвижных деталей СЭУ используют в основном моторные, компрессорные масла и пластичные смазочные материалы. Моторные масла в зависимости от области применения подразделяют на шесть групп для: А — нефорсированных; Б — малофорсированных; В — среднефорсированных; Г — высокофорсированных двигателей; Д — высокофорсированных дизелей; Е— малооборотных дизелей, работающих на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5%.


Читать далее:

Категория Судовые энергетические установки