Системы пожарной сигнализации


Категория Системы судов-газовозов

Обеспечение эффективной противопожарной защиты судов-газовозов во многом зависит от своевременности обнаружения пожара и быстрого оповещения людей о его возникновении. Важно как можно раньше получить информацию о пожаре. После этого его необходимо локализовать и потушить на ранней стадии развития, пока он не вышел из-под контроля и не создал угрозы судну и людям, находящимся на борту. Все суда и газовс-зьг,в частности, оборудуются системами пожарной сигнализации. Хорошо спроектированные, правильно установленные и обслуживаемые системы противопожарной сигнализации обеспечивают оперативное оповещение о пожаре, указывая при этом точное место его возникновения.

Основные функции систем противопожарной сигнализации следующие:
— сбор информации из защищаемых помещений;
— передача этой информации к центральному прибору (ЦП);
— обработка полученной информации и ее оценка;
— формирование сигналов (местных или общесудовых) о пожаре, индикация о месте возникновения пожара;
— контроль исправности аппаратуры (ЦП, линий связи, датчиков-извещателей);
— включение средств противопожарной защиты (подача воды, углекислоты, хладона и других огнетушащих веществ, отключение вентиляции, закрытие дверей, клинкетов и т.п.).

В общем случае структурная схема систем противопожарной сигнализации может быть представлена следующим образом. Схема включает в себя приемную станцию пожарной сигнализации (СПС), датчики-извэщатели (ДИ), ручные извещатели (РИ), линии связи (ЛС), устройства индикации (УИ), устройства звуковой сигнализации (внутренней и внешней) УС, устройство включения средств противопожарной защиты (УСЗ), блок питания (БП) и аккумуляторные батареи (АБ).

СПС располагается на ходовом мостике или в центральном пожарном посту (ЦПП). В состав СПС входят ЦП, индикационные панели (ИП), закрытые влагонепроницаемой крышкой, переключатель питания БП на АБ, устройство защиты от перегрузок, блоки контроля за исправностью ДИ, ЛС и другое оборудование. Размещение ИП должно быть таким, чтобы обеспечить прием сигнала обнаружения пожара ответственным лицом в любой момент. Если приемная станция (ПС) находится не в рулевой рубке, то необходимо, чтобы в ней предусматривалась ИП.

Рис. 1. Структурная схема системы противопожарной сигнализации

К функциям ПС относятся:
— обработка информации, поступающей от ДИ и РИ по ЛС, и выработка следующих сигналов: норма (готовность), пожар (тревога), неисправность (обрыв, короткое замыкание, уменьшение сопротивления изоляции), предупреждение (в многоканальном ДИ);
— сигнализация об условиях электропитания системы;
— формирование соответствующих световых и звуковых сигналов и др.

Для выполнения этих функций в состав ПС входят блоки контроля пожара (БКП), блоки контроля обрыва 1С (БКО), блоки контроля короткого замыкания (БКЗ), блоки сопротивления изоляции (БСИ). В состав СПС могут входить и другие устройства, например, контроля функционирования основных узлов системы противопожарной сигнализации, контроля тяги в дымовых каналах, посылки и получения контрольных сигналов от ДИ и т.п.

Системы противопожарной сигнализации имеют БП, подключаемый к двум независимым источниками питания. Если в качестве основного источника питания используется АБ, то необходимо предусмотреть две отдельные АБ (основная и резервная). При этом каждая из них должна обеспечивать работу системы без подзарядки в течение не менее 72 ч. Подзарядочное устройство входит в состав СПС. Переключение питания с основной сети на резервное и обратно осуществляется автоматически.

На современных судах очень редко встречаются комплексные системы противопожарной сигнализации, имеющие а своем составе устройство включения средств противопожарной защиты (или подготовки для их включения).

Поэтому Морской Регистр судоходства разделяет системы противопожарной сигнализации:
— на систему сигнализации обнаружения пожара;
— на систему сигнализации предупреждения о пуске огнетушаще-го вещества.

Система обнаружения пожара предназначена для выявления пожара на наиболее ранней стадии его развития и подачи сигнала-сообщения о нем автоматически или вручную. Структурная схема системы практически не отличается от приведенной на рис.109 за исключением УВЗ и с дополнением приемного устройства, входящего в состав СПС. Она состоит из упомянутых уже элементов: пожарных извещателей (ДИ и РИ), основного и аварийного источников питания, ЛС, ПС и выносных устройств. Система обнаружения пожара должна фиксировать место появления признаков пожара или района возникшей неисправности в цепях извещателей. Приемное устройство СПС системы обнаружения пожара, за исключением дымовой, конструируется так, чтобы любой сигнал или повреждение одной цепи не влияли на нормальную работу других цепей, при этом сигнал о пожаре преобладает над другими сигналами, поступающими в приемное устройство. Система дает визуальный сигнал (информацию) о работе приемного устройства, переходе на аварийное питание, местонахождение повреждений цепи, об отключении извещательной линии. Визуальные сигналы должны быть, раздельными для каждого вида информации, что определяется цветом и характером горения сигнальной лампочки. Постоянно горящая зеленая лампа свидетельствует о нормальном режиме работы, а ее мигание означает переход на аварийное питание. Белый цвет информирует о местонахождении обрыва в цепи извещателя и обнаружении пожара. Этот цвет соответствует всем надписям, касающимся общих сведений автоматического действия системы. Желтый цвет отвечает отклонению от нормальной работы системы, но не требующему немедленного устранения. И, наконец, постоянно горящая красная лампочка предупреждает об обрыве цепи извещателя, а мигающая – о возникновении пожара. Визуальные сигналы работают с момента получения импульса до устранения причин их срабатывания. Визуальный сигнал обнаружения признаков пожара имеет два указателя (две лампочки) или снабжается устройством контроля исправности ламп сигнализации. Кроме того, визуальный сигнал об обнаружении пожара, обрыве цепи извещателей, отсутствии тяги в камере-анализаторе дыма и трубопроводах дымовой системы дублируется звуковой сигнализацией.

Датчики-извещатели (ДИ) являются основными элементами системы обнаружения пожара, так как они определяют все основные качества системы: чувствительность, надежность, быстродействие, достоверность сигнала и т.п. В зависимости от способа приведения в действие различают пожарные извещатели ручные и автоматические. Ручные извещатели (РИ) представляют србой вариант упрощенных датчиков, в составе которых отсутствуют чувствительный элемент и преобразователь сигнала, а есть только коммутирующее устройство (кнопка), которая включается вручную при обнаружении пожара членами экипажа судна и формирует сигнал в приемном устройстве СПС. Автоматические ДИ предназначены для преобразования информации о признаках пожара в охраняемом помещении в электрический сигнал, который передается в приемное устройство СПС. Сигнал ДИ может быть предварительно обработан (закодирован, пропущен через логическое устройство и т.д.) и только после этого передан в приемное устройство СПС. Иногда ДИ имеют устройства проверки достоверности сигнала и контроля их работы. В зависимости от признака пожара, на который реагируют ДИ, их подразделяют на световые (радиационные), тепловые и дымовые. Однако есть и другие признаки возникновения пожароопасной обстановки и пожара (концентрация горючего газа, запах и др.) и соответствующие им ДИ.

Передача информации от ДИ, размещенных в защищаемых помещениях, к приемному устройству осуществляется по 1С. В качестве ЛС, как правило, используются кабельные трассы, реже волоконная оптика и в исключительных случаях допускается применение радиоканала. Обучно к одной ЛС, называемой в этом случае лучом, подсоединяется несколько ДИ и РИ. Лучи бывают двухпроводными, реже трех- и четырехпроводными, последние еще называют шлейфными. Бывают случаи, когда ДИ устанавливаются непосредственно в СПС, например, дымовые ДИ. Тогда в качестве ЛС используется трубопровод подачи воздуха из защищаемого помещения в СПС вентилятором-дымососом. В жилых и служебных помещениях и постах управления к одному лучу разрешается подключать извещатели только в пределах одной палубы. К лучу извещателей машинных помещений категории А нельзя подключать извещатели помещений других назначений. В грузовом помещении ДИ подсоединяются не менее чем к двум лучам. По Правилам Регистра не допускается установка на одном луче более 100 извещателей, расположенных менее чем в 50 помещениях.

По своей структуре системы обнаружения пожара могут быть по-канальными, обегающими, блочными, структурно-цельными, иерархическими. Поканальная структура системы предполагает, что каждая группа извещателей подключена с помощью луча к своему (групповому) контрольно-измерительному блоку, в котором осуществляется оценка информации, поступающей по ЛС от извещателей (состояние контролируемого параметра, ЛС, а иногда и самого датчика). В контрольно-измерительном блоке размещаются также устройства повышения достоверности сигнала, коммуникационная и сигнальная аппаратура. От контрольно-измерительного блока сигналы поступают в блок общей сигнализации, в котором вырабатываются сигналы «Пожар», «Обрыв» и др. Такой принцип построения свойственен большинству систем с тепловыми ДИ.

Обегающая (сканирующая) система содержит в своем составе два коммутатора. С помощью первого коммутатора лучи извещателей поочередно подсоединяются к контрольно-измерительному блоку, в котором осуществляется обработка информации и передача ее через второй коммугатор, работающий совместно с первым. Отличие поканальной блочной структуры системы обнаружения пожара от структурно-цельной заключайся в том, что путем добавления однотипных блоков она позволяет практически неограниченно наращивать объем системы, в то время как структурно-цельная выполняется для строго определенного объема контролируемых объектов (лучей) и ориентируется на однотипные объекты контроля. При числе контролируемых точек, превышающем возможности данной системы, часть их остается без надзора, что влечет за собой необходимость установки дополнительной системы обнаружения пожара. И наоборот, если контролируемых точек меньше, чем объем, которым обладает структурно-цельная система обнаружения пожара, то ее возможности будут востребованы лишь частично, а это неэффективно с точки зрения первоначальных затрат. В то же время, блочный принцип построения системы обнаружения пожара, кроме упрощения комплектации системы на требуемый объем контролируемых точек, позволяет, как правило, облегчить контроль за исправностью узлов системы, ЛС с извещателями, улучшить условия для проведения профилактических работ и ремонта. Эти преимущества учтены, например, при разработке систем пожарной сигнализации типа «Кристалл».

Для относительно крупных судов значительно повысить эффективность работы позволяет иерархическая структура построения системы обнаружения пожара. Однако при большом количестве контролируемых точек СПС становится слишком громоздкой, возникают сложности с размещением огромного количества информации, часто излишне детальной, затрудняется ее прием и размещение на индикационной панели. Здесь более рациональна структура системы обнаружения пожара, включающая в себя центральную СПС, местные субблоки (МСБ) и ДИ. Такой МСБ устанавливается у входа в относительно крупную группу помещений, например, машинных и котельных помещений, и к нему стекается вся информация о работе системы обнаружения пожара в этом районе судна. То есть МСБ представляет собой самостоятельную СПС, обслуживающую один из районов судна, он может устанавливаться как в местах с постоянным присутствием людей, так и в местах, где нет постоянной вахты. МСБ предусматривает максимальную расшифровку места Расположения сработавшего ДИ. От каждого МСБ в СПС поступает информация о возникновении аварийного сигнала, его интенсивности, то есть количестве сработавших ДИ для оценки размеров пожара, а если центральная СПС укомплектована устройствами уплотнения поступающей информации, то поступает и сигнал о номере аварийного помещения. Такая структура системы обнаружения пожара предпочтительнее всех других, если на судне можно выделить не менее 5-6 районов, обслуживаемых 8-10 лучами каждый. Она позволяет значительна уменьшить количество и протяженность кабельных трасс, упростить контроль исправности аппаратуры и трасс, а также прием и обработку информации в СПС. Система дает возможность применять в ней разнотипные ДИ. Все рассмотренные структурные схемы систем обнаружения пожара становятся намного эффективнее при широком использовании интегральных схем, элементов волоконной оптики современной микропроцессорной техники.

Рис. 2. Структура системы обнаружения пожара с центральной СПС и местными субблоками

Все существующие ДИ в зависимости от временного фактора их срабатывания можно разделить на три большие группы:
— фиксирующие физические или химические признаки, указывающие на большую вероятность возникновения пожара (повышенную концентрацию горючих газов, запахи, локальное повышение темпера1Уреагирующие на первичные признаки пожара (пламя, локальное повышение температуры, излучение в ультрафиолетовой и инфра-коасной областях спектра и т.п.);
— отражающие наличие факторов, являющихся следствием пожа-а (дым, частицы продуктов сгоревшего материала, повышение температуры во всем объеме охраняемого помещения, скорость нарастания температуры и т.п.).

С точки зрения максимальной эффективности обеспечения пожаробезопасное™ судна наиболее перспективными являются ДИ первой группы, не находящие, к сожалению, широкого применения из-за трудностей технического характера. На практике наиболее часто используются ДИ третьей группы (тепловые и дымовые) и частично второй группы (световые). Все существующие типы ДИ пожарной сигнализации можно привести к трем типам: тепловые, дымовые, световые или радиационные, комбинированные, имеющие в своем составе 1-3 разнотипных ДИ с логической обработкой сигналов, и предупреждающие, информирующие о создании пожароопасной концентрации горючих газов или паров.

При выборе того или иного типа ДИ необходимо учитывать назначение помещения, вероятные причины и условия возникновения и развития пожара. Например, жилые помещения в большинстве случаев оборудуются тепловыми ДИ. Однако они оповещают о пожаре с существенным запаздыванием. Дело в том, что в начальный момент развития пожара не сразу выделяется количество тепла, достаточное для срабатывания теплового ДИ, а сам датчик, кроме того, обладает значительной инертностью. Поэтому желательно такие помещения оборудовать комбинацией теплового и светового ДИ. Выбор типа ДИ для служебных помещений зависит от присутствия в нйх людей. Помещения с постоянной вахтой достаточно оборудовать только тепловыми ДИ или даже просто РИ, а помещения с редким посещением людей необходимо оборудовать более совершенной сигнализацией.

Пожарный из вещатель представляет собой устройство, предупреждающее о возникновении пожара в помещении или зоне, которые он защищает. Как уже указывалось, по способу приведения в действие пожарные извещатели делятся на РИ и автоматические ДИ. Последние реагируют и подают выходной сигнал при появлении или превышении определенного уровня (порога) какого-либо физического явления (признака), сопровождающего пожар: температуры, скорости нарастания температуры, излучения в видимой ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, запаха, концентрации горючего газа и др. По принципу действия ДИ могут быть электронными, электрическими, электромеханическими, механическими, пневматическими и гидравлическими. В зависимости от количества срабатываний они подразделяются на ДИ одно- и многократного действия. ДИ разового действия после срабатывания теряет свои свойства и требует замены (обычно это легкоплавкие вставки). Многоразовые ДИ могут срабатывать неограниченное количество раз, не требуя замены и регулировки. Поэтому первые устанавливают в легко доступных местах, а вторые – в менее доступных. Так как курение в таких помещениях, как правило, запрещено, то в качестве одного из типов ДИ здесь могут быть применены дымовые ДИ.

Рис. 3. Основные типы датчиков-извещателей (ДИ) (ИК – инфракрасный; УФ – ультрафиолетовый)

Машинные помещения отличаются повышенной пожароопаснос-тью. В них происходит до 25% пожаров на судах. Пожары в машинных помещениях характеризуются быстрым развитием. Уже через 1-2 мин. среднеобъемная температура может достигнуть 200-300 °С. Горение сопровождается наличием открытого пламени и обильным выделением дыма. Правилами Регистра оговаривается установка в машинных помещениях ДИ не менее чем двух типов, использующих различные принципы обнаружения пожара. Здесь могут устанавливаться тепловые, теплоимпульсные, дымовые, световые и комбинированные ДИ. Если высота помещений не превышает 2,5 м, то по согласованию с Регистром разрешается устанавливать только тепловые извещатели. В качестве тепловых рекомендуется применять малоинерционные ДИ дифференциального типа. Тип и расположение извещателей должны обеспечивать быстрое обнаружение признаков пожара и не допускать ложных срабатываний в нормальных условиях работы машинного помещения.

Для специальных помещений (кладовых, установок и оборудования, работающего на жидком топливе, сепараторных, инсинератор-ных, генераторов инертных газов, установок повторного сжижения газа, насосных и компрессорных помещений и т.п.) выбор типа ДИ определяют исходя из особенностей этих помещений. В грузовых трюмах газовозов обеспечение пожарной безопасности перерастает в задачу определения допустимой концентрации горючих газов в газовоздушной смеси, поэтому в качестве основных ДИ пожарной сигнализации здесь следует использовать газоанализаторы. Это же относится и к другим помещениям газоопасных зон. Поэтому своеобразную роль системы пожарной сигнализации для таких помещений судов-газовозов выполняют системы газового анализа.

По рекомендациям Регистра в системах обнаружения пожара следует использовать автоматические ДИ, срабатывающие под влиянием теплового или дымового эффекта либо действующие по другим принципам. Световые ДИ допускаются к применению лишь в дополнение к тепловым или дымовым. Перечень судовых помещений, которые обязательно должны быть оборудованы автоматической сигнализацией, также приводится р Правилах Регистра, В каждом из защищаемых помещений, ограниченных переборками, палубами и выгородками, ДИ следует устанавливать в верхней части так, чтобы к ним могли беспрепятственно поступать продукты горения и другие признаки возникшего пожара. Эти ДИ должны быть защищены от ударов и других подобных причин повреждений и надежно работать в условиях вибрации, повышенной влажности и других неблагоприятных факторов. Для ДИ, установленных на подволоке, минимальное отстояние от переборок составляет 0,5 м, а другие требования к их расположению приведены в табл.24.

На судах, оборудованных автоматической сигнализацией обнаружения пожара, необходимо предусматривать установку и РИ в коридорах жилых и служебных помещений, центральных постах управления, в машинных и специальных помещениях. РИ располагаются s легкодоступных местах и должны быть хорошо заметные. Внутри жилых и служебных помещений следует устанавливать по одному РИ на кшедой палубе, а при длине коридора более 20 м – два РИ на каждой палубе в коридорах разных бортов и по возможности в противоположных концах помещения. Все извещатели ручной гюжариой сигнализации должны быть окрашены в фасный цвет и освещены в нормальных и аварийных условиях. Кнопка РИ располагается под стеклом. Для передачи сигнале, ручной пожарной сигнализации разрешается использовать лучи (ЛС) автоматической сигнализации.

Они реагируют на тепло, выделяющееся при пожаре, и сраба-гывают под его воздействием. В помещениях с нормальной температурой воздуха тепловые ДИ должны срабатывать 8 интервале температур 54 78 °С, а в судовых помещениях с повышенной температурой воздуха (сушильнях, камбузах, саунах, некоторых районах машинных помещений и т.п.) – в диапазоне 80-100 °С при нарастании скорости повышения температуры не более 1 °С/мин. Если ДИ устанавливаются в дымоходах и воздуховодах котлов, то они должны срабатывать при температуре, превышающей максимальную рабочую температуру дымовых газов на 100 °С. Тепловые ДИ обеспечивают надежное срабатывание по крайней мере при температуре на 5 °С выше температуры настройки чувствительного элемента (порога чувствительности). К основным типам тепловых извещателей относятся максимальные, дифференциальные и комбинированные (максимально дифференциальные).

Максимальный извещатель срабатывает при повышении температуры до определенного значения. При этом следует учесть, что тепловой ДИ срабатывает тогда, когда этой температуры достигнет сам чувствительный элемент ДИ, а не окружающая среда. Разница между температурой окружающей среды и температурой срабатывания ДИ называется инерционностью датчика, или временем запаздывания. Таким образом, при срабатывании максимального ДИ температура окружающего воздуха всегда выше, чем самого ДИ. Например, тепловой ДИ FDL – 512 фирмы «Нохми Босаи Когио», имеющий установочную температуру 70 °С, при нарастании температуры окружающей среды 5 °С/мин срабатывает только через 9 мин. Однако даже при большой скорости повышения температуры, равной 60 °С/мин, в охраняемом помещении запаздывание в срабатывании этого датчика составляет 2 мин, а температура окружающей среды при этом достигает 120 °С. Время запаздывания зависит от массы чувствительного элемента, его теплоемкости, условий теплообмена со средой, теплоотвода по конструктивным элементам, конструктивного исполнения ДИ. В то же время инерционность ДИ пропорциональна скорости повышения температуры в данном месте. К основным ДИ максимального типа относятся биметаллические, электрические, с плавящимся металлом и расширяющимися жидкостью или газом. Ниже рассмотрим некоторые типы тепловых ДИ.

Тепловые ДИ, работающие с расширяющимися жидкостями или газами, представляют собой емкость с жидкостью или газом, которые, расширяясь, эту емкость разрушают и приводят в действие ДИ. Например, ДИ с расширяющейся жидкостью используется для того, чтобы зафиксировать воду в спринклере или обеспечить подвижный контакт в электрическом выкчателе. Жидкость частично заполняет стеклянную колбу. В верхней части которой остается воздушный пузырек. С повышением температуры жидкость расширяется и при достижении определенной температуры разрушает колбу, обеспечивая с помощью пружины замыкание контактов в выключателе. К ДИ этого типа относятся также ДИ с ртутным замыкателем, обладающие тем недостатком, что при вибрации часто возникает разрыв столбика ртути, вследствие чего нарушается цепь прохождения сигнального тока.

Рис. 4. Тепловой ДИ с расширяющейся жидкостью:
а – при нормальной температуре; б – при разрушении колбы

Тепловые ДИ, использующие принцип линейного расширения твердых тел, на судах применяются крайне редко ввиду незначительной величины коэффициента линейного расширения большинства твердых тел, что вызывает определенные конструктивные трудности. Такие ДИ могут быть максимальными, дифференциальными и максимально дифференциальными. В отечественном судостроении применяется тепловой максимальный ДИ типа ТРВ, смонтированный во взрывобезопасном исполнении. Принцип действия этого ДИ основан на различии в коэффициентах линейного расширения латунной трубки и стержня, изготовленного из инвара. Площадь, защищаемая ДИ, составляет 15 м2, а температура срабатывания 70±5 °С. Из-за сравнительно большой массы чувствительного элемента ДИ обладает значительной инерционностью срабатывания (60 с в масле).

Ввиду простоты конструкции, относительно высокой чувствительности и небольшой стоимости одними из наиболее распространенных тепловых ДИ являются биметаллические, которые могут быть трех модификаций: максимальные, дифференциальные и максимально дифференциальные. Чувствительный элемент этого ДИ состоит из двух соединенных между собой пластин различных металлов, обладающих отличными друг от друга температурными коэффициентами (коэффициентами теплового расширения). В нормальных условиях пластина занимает прямое положение. При повышении температуры биметаллическая пластина изгибается, так как один металл расширяется быстрее другого, и замыкает (в других вариантах, наоборот, размыкает) электрическую цепь, формируя сигнал тревоги. Биметаллический ДИ является извещателем многоразового действия, так как после прекращения подачи тепла пластина возвращается в первоначальное положение. Недостатками биметаллических ДИ являются большая инерционность (50-80 с), малое давление в районе контакта, возможность ложного срабатывания в условиях вибрации или случайных механических ударов, эффект старения и деформации чувствительных элементов. Для увеличения контактного давления и повышения стабилизации работы биметаллических ДИ была предложена конструкция с биметаллическим диском мгновенного действия. Аналогично биметаллической пластине, диск мгновенного действия при достижении температуры срабатывания резко меняет свою форму, прогибаясь в противоположную сторону и замыкая контакты. ДИ подобного типа является конструкцией многоразового действия, так как после понижения температуы биметаллический диск вновь возвращается в первоначальное положение. Такой датчик при срабатывании обеспечивает давление в месте контакта значительно большее, чем плоская биметаллическая пластина, он не боится вибрации. ДИ с биметаллическими пластинами и дисками являются приборами локальными, поэтому в защищаемом помещении устанавливается по несколько ДИ в небольших корпусах, подключаемых к СПС. К ДИ такого принципа действия относятся извещатели с биметаллическими пластинами фирм «Термофлекс» (Англия), «Протектор» (Австрия), «Фенвал» (США), «Салвико-Стремберг» (Швеция) и др. В отечественном судостроении наиболее распространены максимально дифференциальные ДИ типа МДПИ-028, использующие в своей конструкции две биметаллические спирали. Температура срабатывания всех перечисленных ДИ лежит в пределах 60-100 °С, а защищаемая площадь – 15-30 м2. Скорость нарастания температуры, например, для ДИ типа МДПИ-028 составляет 30рС/мин.

Рис. 6. Тепловой ДИ с биметаллической пластиной:
а – при нормальной температуре (сигнальная цепь разомкнута); б – при повышении температуры (сигнальная цепь замкнута); 1 – источник энергии; 2 – сигнальная панель; 3 – металл с большим коэффициентом расширения; 4 – металл с малым коэффициентом расширения

Рис. 7. Тепловой ДИ с биметаллическим диском мгновенного Действия:
а – при нормальной температуре; б – после срабатывания диска; 1 – к сигнальному устройству; 2 – биметаллический диск

Весьма просты по устройству и надежны в работе тепловые ДИ максимального действия с плавкими вставками. Они отличаются точностью срабатывания, малой инерционностью, нечувствительностью к вибрациям, низкой стоимостью. Чувствительным элементом извещателя являются металлические или полимерные пластины, проводники, шарики, которые, расплавляясь, приводят к замыканию цепи. В первом случае при расплавлении вставки высвобождается пружина, которая замыкает электрическую цепь, в результате чего звучит сигнал тревоги. Во втором случае ДИ оказывается проще и надежнее: плавкая вставка из металла, обычно из сплава Вуда, расплавляясь, обрывает электрическую цепь. Путем подбора соответствующего материала вставки можно обеспечить любую установочную температуру – от 65 до 133 °С. В отечественном судостроении изготавливаются ДИ с плавкой вставкой типа ДТЛ. Недостатком этих датчиков является однократность действия. После срабатывания ДИ в нем необходимо заменить плавкую вставку, что, впрочем, в легкодоступных местах (каюты, коридоры и др.) не составляет трудностей. Подобные плавкие вставки могут быть также использованы в конструкциях спринклеров.

Дифференциальные ДИ реагируют на быстрое нарастание температуры окружающей среды, а не на саму температуру и срабатывают при превышении скорости нарастания температуры выше определенного значения. Так, если ДИ отрегулирован на скорость увеличения температуры 8 °С/ мин., то при изменении температуры от 38 до 46 °С за минуту раздастся сигнал пожарной тревоги. Но при повышении температуры от 33 до 38 °С за минуту ДИ не сработает.

Преимущества тепловых дифференциальных ДИ следующие:
— возможность использования в условиях различных температур (в охлаждаемых помещениях с низкими температурами и, например, в котельных отделениях с высокими температурами);
— малая скорость подъема температуры не вызывает срабатывания ДИ;
— инерционность дифференциальных ДИ значительно меньше, чем максимальных, и если они не разрушились при пожаре, то их легко можно восстановить для повторного использования.

Недостатком дифференциальных ДИ является то, что они могут давать ложный сигнал при быстром изменении температуры, не являющемся следствием пожара, например, при включении обогревательного прибора или при проведении огневых работ вблизи установки ДИ. С другой стороны, дифференциальный ДИ может не сработать при медленном повышении температуры, даже если она достигнет недопустимого значения, например, при явлении тлеющего пожара в кипах хлопка или другого плотно уложенного груза. В качестве дифференциальных применяются ДИ различного типа, наиболее широко – пневматические и термоэлектрические дифференциальные ДИ. Принцип действия пневматического ДИ заключается в том, что при повышении температуры окружающей среды увеличивается давление газа, находящегося в ограниченном объеме. Применяют два типа пневматических ДИ: лучевые и точечные. Лучевой пневматический ДИ представляет собой медную трубку малого диаметра, подвешенную в верхней части защищаемого помещения. При повышении температуры давление воздуха в трубке возрастает, часть воздуха стравливается через небольшое отверстие и давление в трубке понижается. Однако если температура трубки повышается с установочной или большей скоростью, то давление возрастает быстрее, чем снижается в результате истечения воздуха из отверстия. Давление воздуха растягивает диафрагму и вызывает замыкание контактов сигнальной цепи, формирующей сигнал пожарной тревоги. Точечный пневматический ДИ используется в небольших пространствах и помещениях. При повышении температуры окружающей среды возросшее давление воздуха передается по трубке к диафрагме и замыкает сигнальную цепь. Термоэлектрические дифференциальные ДИ с применением термопар в качестве чувствительного элемента типов ДПС-038, ДТБГ и ДПС-1АГ, имеющие до 50 последовательно включенных термопар, используются в береговых системах пожарной сигнализации и не находят применения на судах.

Рис. 8. Пневматические дифференциальные ДИ:
а – лучевой; б – точечный

Для устранения недостатков максимальных и дифференциальных ДИ используются комбинированные максимально дифференциальные ДИ, совмещающие в одной конструкции принципы действия первых двух ДИ. Комбинированный ДИ срабатывает при возрастании температуры с установочной или большей скоростью. При медленном, но непрерывном повышении температуры дифференциальное устройство ДИ может не сработать, тогда к работе подключается устройство максимального действия, подающее сигнал пожарной тревоги. Единственным недостатком максимально дифференциального ДИ является необходимость замены всего прибора в случае выхода из строя максимального устройства. Кроме перечисленных, в системах обнаружения пожара применяются тепловые ДИ с ферромагнитными материалами, полупроводниковые ДИ, использующие в качестве чувствительного элемента терморезисторы (термисто-ры), тепловые ДИ смешанного типа.

Дымовые ДИ представляют собой устройства, анализирующие пробы воздуха на присутствие дыма.

Действие дымовых ДИ базируется на следующих принципах:
— уменьшение электропроводности между электродами, находящимися в зоне воздействия радиоактивного излучения, при появлении дыма;
— отражение света от частиц дыма;
— повышение оптической плотности среды.

Преимуществом дымовых ДИ является то, что они могут срабатывать в тех случаях, когда ни тепловые, ни световые ДИ еще не успевают среагировать. Примером тому служат условия, при которых пожару с открытым пламенем длительное время предшествует тление, или имеется скрытый источник, разгорающийся очень медленно из-за дефицита воздуха. Так, возгорание пропитанной маслом изоляции турбины в машинном помещении оставалось незамеченным в течение нескольких суток. Легкий запах дыма при этом сочли за запах свежей краски. Меры по обнаружению источника возгорания были приняты лишь тогда, когда из-за задымленности помещения стало трудно нести вахту. Среди дымовых ДИ наибольшее распространение получили ионизационные, фотоэлектрические, с камерой Вильсона и мостом для измерения сопротивления.

Действия ионизационного дымового ДИ основаны на физическом принципе изменения электрической проводимости воздуха, постоянно ионизируемого а – лучами от радиоактивного источника. Конструкция ДИ состоит из двух (реже из одной) ионизационных камер. Благодаря ионизации (превращению атомов и молекул в ионы путем добавления или отнятияэлектронов) молекул воздуха радиоактивным источником в камере действует электродвижущая сила и имеется электрическое сопротивление. Здесь существует ток очень незначительной величины. При возникновении пожара частицы, взвешенные в дымовых газах, проникают в измерительную камеру, интерферируют поток ионизированных частиц, что вызывает понижение интенсивности ионизации в камере и уменьшение тока, в результате чего срабатывает сигнал пожарной тревоги на приемном устройстве системы обнаружения пожара. Небольшое количество радиоактивного препарата, используемого в ДИ, не представляет опасности для человеческого организма.

На рис. 9 приведена схема ионизационного ДИ типа MID-38B, которыми комплектуются системы пожарной сигнализации фирмы «Салвико-Стремберг». Конструкция ДИ состоит из двух последовательно подключенных ионизационных камер. Внешняя камера ИК1 имеет хороший доступ воздуха из окружающей среды через проволочную сетку. Сетка служит одновременно отрицательным электрод-дом и предотвращает проникновение крупных частиц пыли в камеру. Внутренняя камера ИК2 (сравнительная) доступа наружного воздуха почти не имеет. Повторитель, собранный на транзисторе V3, является вторым каскадом усилителя. В ключевом каскаде используется тиристор V4, а транзистор V2 применяется в качестве регулирующего элемента для стабилизации напряжения. В случае попадания дыма в камеру ИК1 пе внутреннее сопротивление увеличивается из-за уменьшения количества образующихся пар ионов, что способствует повышению положи тельного потенциала на затворе транзистора V1. Изменение потенциала усиливается и передается на управляющий электрод тиристора V4. При определенной концентрации дыма потенциал управляющего электрода тиристора V4 становится достаточно большим, тиристор переходит в проводящее состояние и ток, потребляемый схемой, резко увеличивается, вследствие чего срабатывает сигнальная цепь. В нормальных условиях ток, потребляемый ионизационным ДИ, не превышает 0,1 мА, а при пожаре он увеличивается до 50 мА. На работу ионизационных ДИ существенное влияние оказывает скорость воздушного потока в районе установки извеща-теля. При скоростях потока более 5 м/с количество ионов, достигающих электродов во внешней камере, уменьшается из-за их сноса воздушным потоком. Это может привести к ложному срабатыванию ионизационных ДИ при больших скоростях воздушных потоков. На чувствительность ионизационных ДИ оказывают влияние также давление и температура окружающей среды.

Рис. 9. Схема ионизационного дымового ДИ с двумя камерами

Примером ионизационных дымовых ДИ могут служить извещате-ли типа FES-3,5 фирмы «Шаррек Веста» (Англия), F-6 фирмы «Цер-берус» (Швейцария), а также конструкции фирм «Фенвал» (США), «Пиротектор» (Австрия) и др. Отечественная промышленность выпускает ДИ типа РИД, использующие в своих схемах тиратроны с холодным катодом.

Дымовые фотоэлектрические ДИ бывают двух видов: местные, выполняемые в виде самостоятельных конструкций и монтируемые в соответствующих местах защищаемых помещений или вблизи них, и дистанционные, являющиеся составной частью СПС. Существует два типа фотоэлектрических ДИ: лучевые и рефракционные.

В лучевых дымовых фотоэлектрических ДИ световой луч проходит через защищаемое помещение или через камеру, в которую про-боотборное устройство подает воздух из защищаемого помещения, и попадает в приемник с фотоэлектрическим элементом. Если в воздухе находятся частицы дыма, то они «затемняют» световой луч, падающий на приемник, что вызывает срабатывание сигнала пожарной тревоги. На рис. 11 изображен внешний вид дымового ДИ типа SD-1 фирмы «Салвико-Стремберг». Он представляет собой трубку в одном конце которой размещена осветительная лампа (свето-излучающий диод), а в другом – светочувствительный элемент (фоторезистор). В средней части трубка имеет сетку для свободного доступа воздуха из окружающей среды. Электронная схема извещателя SD-1 размещена в цоколе.

Рис.10. Рефракционный фотоэлектрический лммгтпй ЛИ

Рис.11. Лучевой фотоэлектрический дымовой ДИ

Дымовые фотоэлектрические ДИ используют принцип рефракции (искривления светового луча в среде с изменяющимся показателем преломления). Такой ДИ состоит из источника света и фотоэлектрического приемного устройства 2, которое не находится на пути светового луча. Если воздух в защищаемом помещении чист, то свет не попадает на приемную поверхность фотоэлемента. Наличие частиц дыма в защищаемом помещении приводит к отражению (отклонению) светового потока на приемную поверхность фотоэлемента, и сигнальное устройство создает сигнал пожарной тревоги.

В судостроении применяются фотоэлектрические ДИ фирм «Зеттлер», «Сименс», «Симплерк» (ФРГ), извещатели типа SWD-10 (Польша) и другие, а также отечественные ДИ типов АКСД и КДФ-1. Использование камеры Вильсона и моста для измерения сопротивления на судах широкого применения пока не нашли. Дымовые фотоэлектрические ДИ считаются одними из самых перспективных и их дальнейшее совершенствование направлено на упрощение конструкции, повышение эффективности и универсальности действия.

Выбор типа дымового ДИ зависит от назначения помещения. Согласно Правилам Регистра, дымовые ДИ, установленные в коридорах, в районах трапов и путей эвакуации людей, в жилых помещениях, должны срабатывать до того, как плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 12,5% на 1 м, но не раньше, чем она достигнет 2,0% на 1 м. В машинных помещениях срабатывание ДИ должно обеспечиваться при плотности дыма, соответствующей ослаблению света не более 50% на 1 м. Чувствительность ДИ выбирается такой, чтобы он срабатывал при плотности дыма внутри измерительной камеры, не приводящей к ослаблению света на 1 м более чем на 6,65%.

Автоматические системы обнаружения пожара с дымовыми ДИ установлены на большинстве судов-газовозов. Такая система должна обеспечивать непрерывную работу или по согласованию с Регистром в ней может быть использован принцип последовательного сканирования. Схема автоматической дымосигнальной системы обнаружения пожара приведена на рис.119. Система обслуживает помещения 1-5. В каждом выгороженном защищаемом помещении необходимо предусматривать не менее одного дымозаборника, расположенного так, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность их действия. В помещениях с принудительной вентиляцией дымозаборники устанавливаются с учетом влияния вентиляции. Отбор проб воздуха из каждого защищаемого помещения осуществляется по собственной пробоотборной трубке, что обеспечивает возможность точного установления места появления дыма. Подача воздуха из защищаемых помещений 1-5 в приемное устройство СПС обеспечивается вентиляторами 6 с производительностью, достаточной для нормального функционирования системы обнаружения пожара. Фотоэлектрический дымовой ДИ последовательно контролирует пробы воздуха в течение с от каждой отдельной трубки с помощью автоматического коммутационного клапана. Если фотоэлектрический ДИ обнаруживает наличие дыма, то срабаты-даЮт световой (зажигается красная лампочка) и звуковой (раздает-аварийный звонок) сигналы пожарной тревоги. Автоматический кпапан останавливается и на указателе номеров в машинном помещении показывает номер аварийного помещения (в данном случае № 3), в котором обнаружен дым. В рулевой рубке установлено дублирующее приемное устройство, на котором повторяются все сигналы, поступающие на главное приемное устройство. Сюда же подводится трубка, по которой часть воздуха из защищаемых помещений стравливается и позволяет определить присутствие дыма по запаху. Для подтверждения действительности возникновения пожара и уточнения номера аварийного помещения нажатием соответствующей кнопки систему вновь можно привести в рабочее состояние и повторить весь цикл отбора проб воздуха. Если первоначальная информация была правильной, то снова сработает сигнал пожарной тревоги и на табло высветится тот же номер аварийного помещения. Путем визуального наблюдения на приемном устройстве система позволяет проверить, есть ли дым в смежных с аварийным помещениях № 2 и 4. Наличие дыма в одном из смежных помещений будет означать, что пожар продолжает развиваться и дым проникает в соседнее помещение.

Рис. 12. Автоматическая дымосигнальная система обнаружения пожара:

Световые, или радиационные ДИ рассчитаны на срабатывание при превышении определенных значений характеристик пламени: интенсивности света, частоты мерцания и энергии излучения. Как уже указывалось, световые ДИ работают в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра. Выбор диапазона определяется доминирующей характеристикой предполагаемого открытого пламени. Срабатывание светового ДИ вызывается получением пламени, которое распространяется со скоростью света. Излучение от пламени через светофильтр падает на собирательную линзу, затем на светочувствительный элемент, сигнал с которого через полосовой фильтр приходит на усилитель и далее на пороговый элемент, передающий сигнал в приемное устройство СПС.

Для повышения достоверности сигнала и предотвращения ложных срабатываний считается целесообразным применение двухка-нальнсй схемы светового ДИ, например, ультрафиолетового и инфракрасного излучения, со схемой совпадения на выходе. Такая схема позволяет исключить влияние мерцания света, вызванного случайными помехами. Применение световых ДИ эффективно в относительно больших помещениях с высокими потолками и с хорошим обзором. На судах световые ДИ применяются относительно редко.

Комбинированные ДИ представляют собой устройства, имеющие два и более чувствительных элемента в своем составе и реагирующие на несколько признаков возникновения пожара, чаще всего это комбинации тепловых и дымовых извещателей. В большинстве комбинированных ДИ сигналы на выходе логически суммируются (логическая функция ИЛИ): ДИ формирует сигнал о пожаре, если, например, появится дым ИЛИ повысится температура.

Комбинированный ДИ фирмы «Дуал Фейт» (Италия) имеет два чувствительных элемента: ионизационную камеру с радиоактивным топом Ra 266 и реостатный прибор (два проводника на стеклян-Иой подножке), уменьшающий двое сопротивление при увеличении Н оволимости воздуха. При срабатывании каждого чувствительного элемента во внешней цепи возникает ток, равный половине установочного. Сигнал пожарной тревоги подается только при одновременном срабатывании обоих каналов.

Примером комбинированного ДИ может служить прибор, разработанный в лаборатории электроавтоматики ГМА им.адм.С.О.Макарова, типа КДПС, объединяющий в себе дымовой, тепловой и световой извещатели. Действие канала задымленности основывается на рассеянии света час™цами дыма. Попадая через отверстоя в боковой поверхности корпуса во внутреннюю камеру, дым рассеивает сфокусированный в узкий луч световой поток от лампы и засвечивает фоторезистор отраженным световым потоком, вызывая срабатывание канала контроля задымленное. Срабатывание светового канала происходит при возникновении в поле оптической видимости фотодетектора потока инфракрасного излучения от любого объекта с излучающими характеристиками, хотя бы частично перекрывающими кривую интегральной чувствительности используемого на фотодетектора (ФД-2). Чувствительными элементами канала контроля температуры рассматриваемого ДИ являются терморезисторы КМТ-4, установленные на крепежной плите внутренней платы. Комбинированный извещатель КДПС успешно работает в составе системы пожарной сигнализации типа СКПДС.

Предупреждающие ДИ предназначены для подачи сигнала до момента возникновения пожара, когда вероятность последнего достигла определенной величины. Обычно это ДИ предельной концентрации горючих газов в воздухе – газоанализаторы. Пионером в разработке систем замера концентрации паров углеводородов в свое время явилась шведская фирма «Салвико». В настоящее время для судов-газовозов это одно из эффективнейших средств пожаро- и взрывозащиты. Наиболее применимыми на газовозах являются два типа систем обнаружения газа: каталитические и инфракрасные. Каталитическая система для своей работы требует среды, обогащенной кислородом воздуха, а инфракрасная может функционировать в любой атмосфере.

Каталитическая система обнаружения горючего газа предполагает непрерывный или периодический отбор проб воздуха из защищаемого помещения и фиксирование допустимой концентрации паров газа по отношению к нижнему пределу воспламеняемости. Такая система обычно состоит из одного или нескольких извещателей, приемного устройства и аварийной (пожарной) сигнализации. Для обеспечения работы каталитических датчиков необходим воздух с достаточным для поддержания горения количеством кислорода, поэтому каталитические системы не пригодны для обнаружения горючих газов в инертной среде или в объемах, насыщенных водяным паром. Эти системы используются для обнаружения газа в застойных зонах, межбарьерных и межтанковых пространствах, грузовых насосных и компрессорных помещениях судов-газовозов.

Рис. 13. Схема каталитической системы обнаружения горючего газа:
1 – извещатель; 2 – линия подачи напряжения; 3 – источник электроэнергии напряжением 100 В; 4 – сигналы тревоги; 5 – предупредительный сигнал; 6 – выборочное записывающее устройство: 7 – приемное устройство; 8 – выходной сигнал

Инфракрасная система предназначена для обнаружения негорючих токсичных или горючих газов. Большим преимуществом этой системы является ее способность надежно работать в инертной или насыщенной кислородом среде. Например, ее можно использовать для обнаружения паров метана в межбарьерном или околотанковом пространствах, инертизированных азотом, при утечке СП Г из грузовой емкости или в других случаях. Система может быть использована для обнаружения различных видов перевозимых газов, но в то же время она не реагирует на азот и кислород, так как они не поглощают инфракрасных лучей. Схема системы приведена на рис.121. Отборы проб газовой среды из контролируемых помещений осуществляются через приемные фильтры вентилятором по пробоотборным трубкам. Подсоединение трубок к вентилятору производится с помощью клапанов с электроприводами, входящих в состав коллектора-коммутатора. Клапан выбора проб поочередно через определенные промежутки времени подключает пробоотборные трубки к вентилятору, и через коллектор пробы газа поступают в нерассеивающий инфракрасный газоанализатор, в котором пробы газа просвечиваются. Количество инфракрасного излучения, поглощенного пробой газа, определяется концентрацией контролируемого горючего или токсичного газа. Величина концентрации фиксируется на индикаторе газоанализатора, а также в приемном устройстве. Если концентрация газа в контролируемом помещении превышает допустимое значение, в приемном устройстве срабатывает сигнал, загорается аварийная лампочка и обозначается номер помещения, из которого была взята проба газа. После подачи аварийного сигнала следует перекрыть запорную арматуру на трубопроводах, проходящих через аварийное помещение, отключить электрооборудование и включить вытяжную вентиляцию. Для обеспечения достоверности контроля проб газа периодически необходимо производить калибровку газоанализатора.

Рис. 14. Схема инфракрасной системы обнаружения газов:
1 – пробоотборные трубки; 2 – приемные фильтры; 3 – коллектор-коммутатор отбора проб газа; 4 – резервный вентилятор: 5 – к системе вентиляции; подача ноль-газа; 7 – подача калибровочного газа; 8 – инфракрасный газоанализатор; 9 – приемное устройство; 10 – коллектор; 11 – вентилятор подачи проб газа; 12 – клапан выбора проб

Наряду со стационарными системами контроля газосодержания на судах-газовозах широко применяются переносные газоанализаторы. Обычно переносной газоанализатор состоит из корпуса, измерителя, всасывающей груши и длинной резиновой трубки для отбора проб газа. Контролируемая воздушная среда засасывается в корпус с помощью резиновой груши. Пробы газовой смеси сжигаются в приборе, поэтому атмосфера контролируемого помещения должна содержать количество кислорода, достаточное для поддержания горения. При наличии горючего газа в пробах воздушной среды стрелка прибора регистрирует его количество в процентах от НПВ. На отметке 60% НПВ и выше шкала прибора имеет красную окраску, что указывает на очень высокую концентрацию горючего газа, близкую к диапазону взрываемости. Существуют самые различные газоанализаторы, вплоть до прибора величиной с карманный фонарь. Они выдают световую и звуковую индикацию концентрации горючего газа. Питание газоанализаторов осуществляется от аккумуляторных батарей.

Для периодического контроля за исправностью систем обнаружения пожара на газовозах предусматривается возможность проверки работы ДИ с помощью специальных устройств для получения горячего воздуха определенной температуры либо дыма или аэрозоля, имеющих соответствующий диапазон плотности или размера частиц, связанных с возникновением пожара, на которые должен реагировать автоматический ДИ.

Для оповещения экипажа и специального персонала о начавшемся пожаре на судах-газовозах используется авральная сигнализация. Звуковые приборы для обеспечения хорошей слышимости устанавливают в коридорах жилых и служебных помещений, на открытых палубах и в машинных помещениях. Аварийная сигнализация по звуку является отличной от других видов сигнализации. В помещениях с высоким уровнем шума звуковой сигнал сопровождается ярким световым сигналом. Оповещение людей о возникшем пожаре, кроме того, осуществляется с помощью судовой трансляции. Включатели сигнализации оповещения обычно сосредоточены вблизи приемного устройства СПС. Если сигнал обнаружения пожара на приемном устройстве не принят во внимание в течение 2 мин,

В машинных, жилых и других помещениях, где находятся люди, ТвТ0Матически включается сигнализация о пожаре. Необходимо просматривать ВОЗМожность включения сигнализации оповещения о пожаре с помощью РИ из коридоров жилых и служебных помещений коридоров, имеющих входы в машинные помещения, поста управления машинного помещения, рулевой рубки. Желательно, чтобы вблизи РИ размещались телефонные аппараты, позволяющие дать словесную информацию о возможном пожаре.

В системах обнаружения пожара применяются самые разные СПС. Они делятся на три группы: СПС с тепловыми ДИ, СПС с дымовыми ДИ и СПС, позволяющие использовать ДИ всех типов. К первой группе относятся СПС типа «Экман», «RFT», ТОЛ-10/50М, ТИС-М и ТИС-КМ. Вторая группа представлена СПС фирм «Савал» и «Визомат», а также типа «Расмуссен», «Гинга», «SWD-10M», «МКД-15» и др. Последняя группа представляет СПС, обладающие наилучшими функциональными возможностями, хотя они более сложны и дороги. К ним относятся СПС типа SPSP20E24 фирмы «Салвико-Стремберг», «BV-1» фирмы «Аутроника», СПС японской фирмы «Нохми» и отечественные СПС типа «Кристалл».

На судах-газовозах типа «Моссовет» хорошо зарекомендовала себя автоматизированная система обнаружения пожара типа SPSP20E24 фирмы «Салвико-Стремберг» (Швеция). Система включает в себя дымовые и тепловые ДИ, которые при возникновении пожара передают импульс в приемное устройство СПС и формируют световой и звуковой сигналы пожарной тревоги. Система связана с аварийной сигнализацией, предусматривающей автоматическое отключение системы вентиляции в защищаемых помещениях. При обесточивании сети автоматически включается питание от аккумуляторной батареи.

На рис.15 изображена СПС системы SPSP20E24. В состав СПС входят выпрямительный блок, главный блок, групповой блок и соединительный блок. На лицевой стороне СПС размещена индикаторная панель с нажимными кнопками и лампами сигнализации пожарной тревоги и обнаружения неисправностей (с дублированием). Выпрямительный блок служит для преобразования переменного тока 220 В с частотой 50-60 Гц в постоянный ток 24 В. От выпрямителя заряжается и аккумуляторная батарея.

Главный блок содержит:
— прибор для измерения подаваемого напряжения;
— Устройства включения и выключения звуковой сигнализации и
сигнализации о неисправностях;
— цепи замыкания на землю, неисправностей батареи, сетевых помех и аварий, а также неисправностей предохранителей;
— систему сигнализации импульсного типа.

На индикаторной панели главного блока установлены вольтметр напряжения питания, сигнальная лампа «Сеть» с регулятором накала, сигнальные лампы «Дверца открыта», «Неисправность» и «Пожар» с кнопками проверки, сигнальные лампы «Заземление» ( + и -), «Напряжение батареи», «Нет сетевого питания» и «Неисправность предохранителя», а также кнопки проверки заземления и дверной выключатель. При нормальных условиях горит только лампа «Сеть».

К главному блоку можно подключить один или несколько групповых блоков для тепловых и дымовых (ионизационных или фотоэлектрических) ДИ. Каждый групповой блок состоит из пяти секций. Секция имеет две сигнальные лампы, загорающиеся, когда один из ДИ секции обнаруживает пожар, и две лампы сигналов неисправностей при обрыве в кабеле, питающем секцию. Групповой блок содержит общую кнопку проверки всех пяти секций группового блока. Соединительный блок с клеммными колодками служит для подключения всех наружных кабелей. Кроме того, в состав СПС входит блок управления внешних сигнальных звонков, сирен, вентиляторов и вспомогательных табло.

Сигнализация предупреждения о пуске в действие систем объемного пожаротушения подает сигналы в помещения, в которых в условиях нормальной эксплуатации постоянно или периодически могут находится люди в связи с выполнением ими служебных обязанностей. К таким помещениям могут относиться машинные и другие помещения, за исключением тех, путь эвакуации из которых от наиболее удаленной точки до выходной двери из него не превышает 10 м, а высота трапа составляет не более 2,5 м. Перед пуском огнетушащего вещества в защищаемое помещение необходимо, чтобы его покинули все люди, в том числе и занятые тушением пожара. Для предупреждения пуска системы объемного пожаротушения без предварительного сигнала включение сигнализации следует сблокировать с ручным и дистанционным пуском системы. При этом блокировкой предусматривается, что после срабатывания предупреждающей сигнализации система пожаротушения может быть введена в действие через отрезок времени, достаточный для эвакуации людей из помещения (примерно 1-2 мин).

Рис. 15. СПС системы SPSP20E24 341

Во избежание ненужной, эвакуации людей из других помещений сигнал предупреждения о пуске системы пожаротушения следует подавать только в пределах того помещения, в которое вводится огнетушащее вещество. Сигнал должен быть хорошо слышимым в помещении при наличии шума и отличаться по тону звука от других сигналов. Параллельно со звуковым сигналом на табло высвечивается надпись.„Таз! Уходи!» В насосном и компрессорном помещениях газовоза сигнальное устройство может быть пневматическим, приводимым в действие сухим воздухом, электрическим в искробе-зопасном исполнении или электрическим с механическим приводом, расположенным вне насосно-компрессорного помещения.

Питание системы осуществляется от судовой сети или аккумуляторной батареи емкостью, достаточной для ее питания в течение 30 мин. При исчезновении напряжения в судовой сети переключение питания сигнализации на аварийное от аккумуляторной батареи происходит автоматически.


Читать далее:

Категория Системы судов-газовозов