Швертбот «ОК-Динги»


Категория Катера и лодки

Спроектированный в 1952 г. датчанином Кнудом Олсеном сравнительно простой и дешевый швертбот «ОК» (инициалы конструктора) сразу же завоевал популярность во многих странах мира. По числу построенных судов этот класс быстро перегнал «Финна». В ноябре 1969 г. Международный парусный союз официально признал «ОК-Динги» международным гоночным классом. В настоящее время в мире зарегистрировано около 2000 этих швертботов.

Остроскулый корпус яхты обшит фанерой, а три фанерные переборки и транец служат одновременно не только элементами прочности, но и лекалами для сборки корпуса. «ОК-Динги» имеет все черты современного гоночного швертбота: способен глиссировать в свежий попутный ветер, вооружен гибкой поворотной мачтой, оборудован воздушными отсеками и самоотливными шпигатами, легко дифферентуется на ходу для достижения оптимальной скорости.

Вращающаяся мачта имеет неодинаковую жесткости: в нижней части она усилена твердым деревом, в средней части — еще достаточно жесткая, а в верхней трети — очень гибкая. Преимущество такой конструкции состоит в том, что верхняя часть мачты при сильном ветре прогибается под ветер и назад, благодаря чему убирается «пузо», уменьшаются дрейф и крен яхты.

Гик крепится к мачте так же, как и на «Финне»; клин в прорези мачты позволяет регулировать положение и жесткость крепления пятки гика. Вследствие гибкости мачты гик не занимает постоянного положения и часто опускается очень низко к палубе, затрудняя управление яхтой. Поэтому парус снабжен окном из прозрачной пленки; его площадь не должна превышать 0,28 м2.

Весь бегучий такелаж — фал, шкот и галс, а также шверттали проводятся к носовому обрезу кокпита и обычно снабжаются эксцентриковыми стопорами. Шверт — вращающегося типа, руль съемный с жестким деревянным пером.

Герметичные отсеки большого объема в носу и корме обеспечивают непотопляемость швертбота и простоту постановки его на ровный киль в случае опрокидывания.

Рис. 1. Схема парусности швертбота «420».

В СССР швертботы этого класса деревянной конструкции строит Ленинградская экспериментальная судоверфь ВЦСПС. Многие зарубежные верфи выпускают лодки с корпусом из стеклопластика. Пластмассовые «ОК-Динги» импортируются в СССР из Польши. Преимущественное использований швертбот получил для гонок юниоров — именно на нем проводится чемпионат Европы среди юниоров.

Рис. 2. Общее устройство швертбота «ОК-Динги».
1 — клин для регулировки положения гика; 2 — упор клина: 3 — оттяжка Кэнингхэма; 4 — ходовой конец швертталей) Л — резиновый строп, удерживающий шверт в рабочем положении; 6 т— фал; 7 — ходовой конец гика-шкота; 8 — оттяжка ползуна гика-шкота.


Читать далее:

Категория Катера и лодки