Швертбот «Летучий голландец»


Категория Катера и лодки

Проект швертбота-двойки «Летучий Голландец» разработан в 1952 г. голландцем Ван Эссеном, который отразил в этом проекте новейшие тенденции в области постройки легких корпусов, рассчитанных на движение в режиме глиссирования. С 1957 г. швертбот утвержден Международным парусным Союзом в качестве олимпийского класса и в 1980 г. будет участвовать в Олимпийской регате в шестой раз.

До последнего времени суда высшего качества этого класса строились почти исключительно из «формованной» фанеры — шпона, так как стеклопластик не позволял получить достаточно жесткую и легкую конструкцию и пластмассовые лодки существенно уступали деревянным по ходовым качествам. Только в последние годы с применением для армирования пластмассовых корпусов высокопрочных волокон из углерода деревянные корпуса постепенно начинают сдавать свои позиции.

Корпус лодки имеет типичные глиссирующие круглоскулые об-воды — с плоским днищем в корме. Швертбот является монотипом, обводы его корпуса контролируются при обмере с помощью стальных шаблонов в определенных поперечных сечениях. Лучшие конструкции снабжаются двойным дном и бортовыми отсеками непотопляемости (иногда можно еще видеть надувные емкости, закрепляемые под бортовой опалубкой). Поскольку не обязательно иметь герметичный носовой отсек, в форпике оборудуется раструб с парусиновым рукавом, в котором укладывается спинакер (его площадь — 17,6 м2), Достаточно поставить на мачту спинакер-гик с заранее заведенным такелажем и в нужный момент парус может быть поставлен в считанные секунды простым выбиранием фала. Так же легко парус со всем такелажем втягивается обратно в раструб при переходе на острые курсы.

Парусное вооружение «голландца» — с высокой гибкой мачтой из алюминиевого сплава и широким генуэзским стакселем. Гонки проводятся даже в 6—7-балльный ветер под полной парусностью; спортсмены регулируют кренящую силу на парусах с помощью изгиба мачты и изменения «пуза» паруса. Трапеция позволяет откренивать легкий швертбот, добиваясь его глиссирования на плоском днище. Швертбот отличается высокой мореходностью и наиболее хорошо проявляет свои ходовые качества в свежий ветер.

Рис. 1. Парусное вооружение швертбота класса «470».

Рис. 2. Швертбот класса «Летучий Голландец»: схема парусности и обводы корпуса.

Просторный кокпит позволил оборудовать «голландец» большим количеством устройств и приспособлений, облегчающих управление судном и его оптимальную настройку на данный ветер.


Читать далее:

Категория Катера и лодки