Швертбот «470»


Категория Катера и лодки

Проект швертбота разработан в 1965 г. французским конструктором Андрэ Корню в качестве молодежной гоночной лодки с корпусом из стеклопластика и сравнительно простой конструкции. Название классу дано по наибольшей длине корпуса в сантиметрах.

В настоящее время «470» — строго ограниченный международный класс-монотип, строящийся во многих странах мира, в том числе и в СССР на экспериментальной верфи спортивного судостроения в Таллине. За обеспечением одинаковых гоночных качеств швертботов следит Международная ассоциация класса, причем контроль начинается с приобретения оснастки — матриц для формования корпуса у фирмы, суда которой уже получили одобрение ассоциации.

Обводы корпуса круглоскулые, со значительным развалом бортов по всей длине. Широкая ватерлиния обеспечивает высокую остойчивость. Кроме того, шкотовый матрос имеет возможность эффективно откренивать швертбот в свежий ветер: лодка снабжена трапецией и ножными ремнями. Швертбот хорошо всходит на волну, устойчив на полных курсах. Благодари заостренной носовой оконечности швертбот легко преодолевает встречную волну. В то же время значительная смоченная поверхность почти плоского днища ограничивает его скоростные качества, особенно в слабый ветер и на острых курсах.

Корпус швертбота выполняется полуторакорпусной конструкции из стеклопластика, с бортовыми отсеками непотопляемости и двойным дном. Форпик также герметичной конструкции. Для осушения кокпита от попавшей воды в транце лодки предусмотрены «форточки». Шверт и перо руля имеют удлиненную форму и обтекаемый профиль nonepe4Hqro сечения.

Лодка снабжена эффективным парусным вооружением с низким расположением центра парусности и гибким рангоутом из алюминиевого сплава, со всеми элементами для настройки на ветер любой силы. На попутном курсе экипаж имеет возможность повысить скорость лодки, поставив спинакер площадью 12,5 м2. В 1980 г. швертботы класса «470» во второй раз будут участвовать в Олимпийской регате, причем многие яхтсмены смогут воспользоваться судами, построенными на Таллинской верфи.

Рис. 1. Швертбот класса «470»: продольный разрез, план, сечение по мидель-шпангоуту й корпус теоретического чертежа.


Читать далее:

Категория Катера и лодки