Швартовные механизмы


Категория Морская практика

Швартовные механизмы служат для подтягивания судна на заведенных швартовах к причалу, к борту другого судна, швартовной бочке и т. д., для перетягивания судна вдоль причала, а также для автоматического регулирования натяжения швартовных тросов при колебаниях уровня воды вследствие приливо-отливных явлений или при изменении осадки судна во время грузовых операций.

Судовыми швартовными механизмами являются: брашпиль, якорно-швартовные или швартовные шпили, якорно-швартовные лебедки, простые и автоматические швартовные лебедки.

Брашпили и якорно-швартовные шпили имеют швартовные барабаны (турачки), которые и используются для выбирания швартовных тросов. На судах, не имеющих кормового якорного устройства, на корме устанавливается швартовный шпиль, не имеющий цепного барабана. Вертикальное расположение оси вращения швартовного барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления. Вогнутая наружная поверхность швартовного барабана шпиля может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы — закругленные ребра. Вельпсы препятствуют скольжению троса по барабану, однако за счет перегибов на них трос-быстрее повреждается. Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов, сильно подверженных истиранию о шероховатые поверхности, предпочтительнее иметь шпили с гладкими барабанами.

Рис. 1. Крепление огона швартова; за рым скобой

Якорно-швартовные лебедки, устанавливаемые на некоторых судах вместо брашпиля, используются при швартовных операциях так же, как и брашпиль.

Простая швартовная лебедка имеет приводной механизм — электродвигатель, вращение которого через редуктор передается на рабочий вал, уложенный в подшипники на стойках. На обоих концах вала насажены турачки.

Лебедка может работать в двух режимах:
1) швартовный барабан соединен с приводным механизмом и трос выбирается или потравливается последним;
2) швартовный барабан разобщен с приводным механизмом и трос может либо травиться, либо удерживаться на барабане при помощи ленточного стопора. Перевод лебедки с одного режима работы на другой производится ручным управлением. Лебедка имеет длинный рабочий вал с широко разнесенными турачками. Это позволяет при наличии направляющих роульсов выбирать тросы, идущие с любого направления.

Автоматическая швартовная лебедка выгодно отличается от простой тем, что она может работать в ручном и автоматическом режимах. В ручном режиме лебедка используется для подтягивания судна к-причалу и для выбирания отданных тросов. После того как при подтягивании судна швартовный трос будет обтянут втугую, он остается на барабане и лебедку переводят на автоматический режим, для чего на автомате устанавливают нужное натяжение швартова. При отклонении по какой-либо причине нагрузки на тросе от установленной лебедка будет автоматически подбирать или потравливать швартовный трос, обеспечивая постоянное заданное натяжение. Длину швартовного троса, которую может автоматически стравить лебедка при нагрузке, превышающей установленную, ограничивают некоторыми пределами. При этом исходят из наибольших возможных изменений в положении судна относительно причала. Если, например, при сильном отжимном ветре натяжение троса будет превышать установленное на автомате, то лебедка стравит заданное количество троса, после чего автомат зажмет барабан тормозом и на лебедке включится световой или звуковой сигнал, свидетельствующий об аварийном режиме работы лебедки.

При работе в ручном режиме автоматическая лебедка имеет большую скорость выбирания троса, чем шпили и брашпили, что позволяет сократить время швартовных операций.

Рис. 2. Простая швартовная лебедка


Читать далее:

Категория Морская практика