Швартовные испытания


Категория Ремонт судового электрооборудования

Подготовка к испытаниям. Подготовку начинают в цехе и на судне. К мероприятиям, проводимым в цехе, относятся: подготовка графика проведения швартовных испытаний; комплектовка сдаточной команды; подготовка сдаточной документации; проверка КИП и оснастки для регулирования защитных устройств; комплектация монтажного запаса деталей, изделий и ЗИП.

График швартовных испытаний составляют руководители сдаточных участков и начальник технического бюро (ТБ) цеха; ответственным за составление графика является начальник цеха. В графике должны быть установлены сроки начала и окончания сдачи каждой схемы, последовательность предъявления схем. При составлении графика особое внимание уделяют равномерности загрузки сдаточных бригад и заблаговременной подготовке механизмов судна. На основании графика ответственный сдатчик завода разрабатывает на каждый день швартовных испытаний план-почасовик сдачи электрооборудования.

Для сдачи электрооборудования перед началом швартовных испытаний комплектуют сдаточные бригады (в составе 2—3 чел.), учитывая опыт работы электромонтажников. Сдаточные бригады перед началом работы должны пройти специальную подготовку, изучив при этом: расположение электрооборудования; схемы соединения аппаратуры; принцип работы и назначение закрепленных за бригадой схем; инструкции по обслуживанию, программы или методики испытаний; возможные неисправности в работе схем и электромеханизмов и способы их устранения.

Сдаточную документацию готовит ТБ цеха за месяц до начала швартовных испытаний. Документацию для каждого удостоверения комплектуют в отдельных папках. Внутри каждой папки должна быть опись вложенных документов, наименование схемы или устройства. В комплект каждой папки должны входить: схема соединения электрооборудования; методика и программа швартовных испытаний; перечень потребных КИП и оснастки для испытаний.

Папки со сдаточной документацией выдают на сдаточный участок по требованию его руководителя. Перед началом швартовных испытаний комплектуют КИП согласно оперативному графику, в котором указано количество одновременно сдающихся схем с использованием одинаковых приборов. Все измерительные приборы, срок годности которых истек к началу швартовных испытаний, должны быть проверены на исправность действия в цеховой лаборатории. На исправные приборы ставят клеймо с датой проверки.

Число приборов, необходимое для швартовных испытаний, комплектуют в цеховой кладовой или лаборатории электроизмерительных приборов. Выдача приборов и других приспособлений на сдаточный участок также производится по требованию его руководителя.

Перед началом швартовных испытаний комплектуют запас деталей (по ведомости, разработанной ЦКБ) с целью замены вышедших из строя во время испытания. Если в рабочем проекте ведомость монтажного запаса отсутствует, ее разрабатывает ТБ цеха совместно с руководством сдаточного участка. Комплектацию запасных частей и приспособлений (ЗИП) на судне производят также по ведомости, разработанной ЦКБ, и сдают на судно по акту.

К мероприятиям, выполняемым на судне, относятся: проверка штатных измерительных приборов, защитных и нагрузочных устройств; организация работ для проведения швартовных испытаний; обеспечение электроэнергией; сдача оборудования.

Перед началом швартовных испытаний бюро технического контроля (БТК) цеха проверяет штатные измерительные приборы. Правильность показаний приборов определяют с помощью контрольных приборов. БТК проверяет также тепловую защиту схем. Одновременно проверяют состояние нагрузочных устройств, наличие соединительных проводов, величину изоляции и т. д. Сдаточные бригады в то же время подготавливают к сдаче закрепленные за ними схемы. При этом расконсервируют оборудование, устанавливают все временно демонтированные детали (барашки, предохранители и т. д.).

Швартовные испытания разрешается начинать после приемки БТК электрооборудования на внешний и внутренний монтажи, проверки комплектности схем, устройств и их действия при готовности к испытанию механизмов, спаренных с электрооборудованием, а также схем, работа которых необходима для испытаний.

Электроэнергию для нужд швартовных испытаний можно получать с берега или от судовых источников тока. Дежурство и обслуживание электрооборудования на судне во время испытаний осуществляют электромонтеры завода.

Перед сдачей электрооборудования БТК принимает объект у сдаточной бригады. При этом руководитель сдаточного участка выписывает извещение БТК на приемку данного электрооборудования. По окончании приемки БТК выписывает извещение на приемку оборудования заказчику, а затем производит сдачу оборудования в присутствии представителя заказчика.

Проведение испытаний. После принятия ОТК предприятия отремонтированного электрооборудования приступают к швартовным испытаниям. Перед испытанием генераторов проверяют электрическую систему пуска дизеля и замеряют сопротивление изоляции относительно корпуса при отключенных аккумуляторных батареях. Затем проверяют работоспособность электрической системы пуска: число возможных пусков без подзарядки аккумуляторных батарей; напряжение и плотность электролита в аккумуляторной батарее; нагрев межэлементных соединений (в конце проверки). Все данные заносят в таблицу.

При испытании вначале генераторную панель отключают от всех потребителей и замеряют сопротивление изоляции элементов панели и отдельных обмоток генератора. После этого запускают первичный двигатель, напряжение генератора доводят до номинального и проверяют работу на холостом ходу в течение 15 мин, через каждые 5 мин замеряя напряжение и частоту вращения.

На холостом ходу определяют пределы регулирования напряжения (при помощи реостата установки автоматического регулятора) и частоты вращения (при помощи регулятора). Проверяют также работу устройства гашения поля (путем снятия возбуждения).

Работу генератора и его аппаратуры в режиме номинальной нагрузки проверяют с помощью нагрузочного устройства или путем включения потребительской энергии. При этом через каждые 30 мин измеряют напряжение генератора, ток возбуждения, ток статора (якоря), частоту вращения, коэффициент мощности и активную мощность, температуру подшипников, оценивают степень искрения.

При проверке системы регулирования напряжения и частоты вращения генератору, работающему на холостом ходу, дают сначала 50% номинальной нагрузки, затем сбрасывают и снова дают 50% нагрузки. Аналогичную проверку проводят и со 100%-ной нагрузкой. По осциллограмме переходного процесса определяют наибольшее отклонение напряжения, время и точность восстановления напряжения.

Возможность запуска наибольшего штатного потребителя проверяют при нагрузке генератора на 25—30% номинальной мощности и при полной нагрузке. Состав потребителей, с помощью которых осуществляют нагрузку на генератор, согласовывают с заинтересованными сторонами. При проверке все данные испытаний заносят в специальные таблицы, по которым потом определяют возможность использования данного генератора.

После одиночной проверки всех генераторов проверяют их параллельную работу: возможность включения на параллельную работу и перевода нагрузки с одного генератора на другой. Генератор, с которого переводится нагрузка, предварительно нагружают до номинальной мощности меньшего генератора. Подключают генератор, работающий на холостом ходу, на параллельную работу с нагруженным генератором, затем всю нагрузку переводят на подключенный генератор, а разгруженный генератор выключают; затем процесс повторяют. При проверке параллельной работы генераторов проверяют действие реле обратной мощности путем уменьшения подачи топлива в один из первичных двигателей параллельно работающих агрегатов. Время срабатывания реле определяют по секундомеру.

Для проверки статической устойчивости генераторы вводят на параллельную работу и загружают на 25, 50, 75 и 100% суммарной мощности электростанции. Динамическую устойчивость параллельной работы генераторов проверяют при набросе и сбросе нагрузок: 0—50, 50—25, 25—100, 100—50, 50—75, 75—0 (в % от суммарной мощности электростанции). В установившемся режиме с указанными нагрузками измеряют напряжение, частоту вращения, коэффициент мощности, активную мощность. По данным измерений определяют точность распределения активных и реактивных нагрузок между генераторами.

При испытании электродвигателей, приводящих в действие обслуживаемые механизмы (масляные, водяные, конденсатные и другие насосы), сначала- замеряют переносным мегомметром напряжением 500 В сопротивление изоляции относительно корпуса. Изоляция должна быть не ниже требуемой ПТЭ судового электрооборудования. Измерение проводят с полностью включенной пусковой и коммутационной аппаратурой. Если система управления электродвигателя автоматическая, то его работу проверяют на автоматическом управлении.

Работу электрооборудования обслуживаемых механизмов под нагрузкой проверяют по прямому назначению одновременно с испытанием механизмов. При этом измеряют через каждые 30 мин напряжение питающей сети, силу тока и потребляемую мощность; для электродвигателей постоянного тока дополнительно измеряют частоту вращения. Во время работы электродвигателей периодически замеряют температуру подшипников. Для двигателей постоянного тока визуально определяют степень искрения и сразу после остановки проверяют состояние поверхностей щеток и коллекторов. Дистанционное управление электродвигателями проверяют путем пуска и остановки двигателя со всех выносных постов.

При швартовных испытаниях рулевого электропривода вначале измеряют переносным мегомметром напряжением 500 В сопротивление изоляции машин совместно со всеми кабелями и аппаратами. Действие рулевого устройства на холостом ходу проверяют при управлении с каждого поста. Общая продолжительность проверки 30 мин. Согласованность показаний электрических указателей относительно механического указателя проверяют путем перекладки руля через каждые 5° с каждого поста управления. Работу рулевого устройства под нагрузкой проверяют при перекладках руля с борта на борт в течение времени, установленного программой. При этом измеряют пределы изменения тока исполнительного двигателя. Во время работы проверяют действие конечных выклк чателей, сигнализацию положения руля, контролируют температ) ру подшипников.

Действие рулевого электропривода в режиме стоянки под током исполнительного электродвигателя проверяют в нагретом состоянии путем установки препятствий на пути перемещения механизма поворота баллера руля. Во время проверки измеряют напряжение и силу тока электродвигателя. Звуковую и световую сигнализацию о перегрузке электропривода проверяют путем размыкания контактов теплового реле или с помощью кнопок проверки и снятия сигнала.

Перед испытанием электрооборудования палубных механизмов замеряют сопротивление изоляции электромашин и электростанций относительно корпуса. Во время работы механизмов без нагрузки при управлении со всех постов проверяют: действие конечных и блокировочных выключателей; работу электромашинного тормоза путем резкого перевода рукоятки поста управления из крайних положений в нулевое; реверсирование привода. Продолжительность проверки 15 мин. Для электропривода якорного устройства с дистанционным управлением дополнительно проверяют работу схемы управления серводвигателями, действие конечных выключателей и сигнализации положения кулачковых муфт и ленточных тормозов.

Электрооборудование палубных механизмов под нагрузкой проверяют при работе в режимах, указанных в программе. При этом измеряют напряжение, силу тока и потребляемую мощность. Для якорного устройства с дистанционным управлением проверяют автоматическое переключение частоты вращения электродвигателя при выбирании якоря и автоматическую остановку при входе якоря в клюз.

Якорно-швартовное устройство под током проверяют в соответствии с программой, измеряя напряжение и силу тока электродвигателя. Работу элементов обогрева контроллеров проверяют при работе по прямому назначению в течение 15 мин. При проверке сети распределения электроэнергии по судну замеряют сопротивление ее изоляции; при этом коммутационная аппаратура приемников на распределительных щитах должна быть отключена. Сеть в этом случае получает питание от береговых источников энергии. Проверяют все варианты переключений, предусмотренных схемой, на наличие напряжения, правильность фазировки (полярность) шин и фидеров на всех распределительных устройствах, действие коммутационной аппаратуры и всех видов сигнализации.

Действие автоматических переключателей питания распределительных устройств проверяют путем отключения и включения автоматов на соответствующих распределительных щитах. Для проверки селективности срабатывания защиты применяют короткие замыкания в нескольких точках сети, указанных в программе. При этом осциллографируют напряжение электростанции и ток короткого замыкания, определяя время и силу тока срабатывания автоматов. После испытания снова замеряют сопротивление изоляции сети относительно корпуса.

При испытании сети освещения снимают питание с первичной обмотки трансформатора и замеряют сопротивление изоляции сети со всеми включенными светильниками относительно корпуса. Путем последовательного включения групп освещения проверяют светильники на горение. Кроме того, проверяют наличие напряжения в штепсельных розетках, правильность срабатывания дверных выключателей путем открывания и закрывания дверей, возможность дистанционного отключения наружного освещения, автоматическое включение сети аварийного освещения при отключении питания основной сети.

Общую и местную освещенность и качество освещения помещений проверяют на соответствие действующим нормам. Величину потери напряжения в наиболее удаленных светильниках определяют путем замера напряжения на зажимах вторичной обмотки трансформатора и на выводах светильника. Сигнально-отличитель-ные огни и светосигнальные приборы испытывают последовательным включением отдельных огней; перед началом испытаний замеряют сопротивление изоляции всей сети с включенными сигнальными огнями.

Действие сигнализации перегорания ламп проверяют путем установки выключателя контроля в положение «Проверка». Работу клотиковых огней и аппаратуру импульсных отметок испытывают путем подачи сигналов с каждого поста в течение 10—15 мин. Степень яркости сигналов проверяют установкой реостатов в крайние положения.

При испытании пожарной сигнализации проверяют действие: автоматических извещателей (путем искусственного создания с помощью переносной горелки температуры, необходимой для их срабатывания); сигнализации исчезновения напряжения (путем отключения аккумуляторных батарей); сигнала тревоги на коммутаторе (путем нажатия кнопки извещателя); отключение звукового сигнала без отключения светового; сигнализацию перегорания предохранителей (путем снятия одного из них). Перед испытаниями и после них измеряют сопротивление изоляции относительно корпуса.

Данные измерений, полученные при швартовных испытаниях, заносят в специальные таблицы и формуляры, на основании чего делают заключение о возможности эксплуатации электрооборудования. После окончания швартовных испытаний и устранения выявленных недостатков представитель Регистра СССР по электрической части выдает документ, разрешающий выход в море.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования