Швартовное устройство и приспособления для швартовки


Категория Катера и лодки

Согласно Временным требованиям ГНТИ каждое судно должно иметь надежное швартовное и буксирное устройства и тросы, обеспечивающие проведение швартовных и буксирных операций. На палубе лодки с каждого борта должны быть закреплены в носу и корме не менее чем по две утки или кнехта. Рекомендуется, чтобы на каждом борту вблизи рабочего места судоводителя имелись бы приспособления для швартовки.

В качестве швартовных канатов на малых судах применяют капроновые, сизальские и пеньковые тросы окружностью, примерно равной Таковой для якорного каната. Длину каждого из двух швартовов принимают обычно равной удвоенной длине катера. На одном конце троса закладывают петлю — огон, а на втором марку.

Марку накладывают на сухом тросе прочной парусной ниткой. Работа начинается с укладки вдоль конца троса петли из нитки, поверх которой накладывают последовательно плотные шлаги — витки по направлению к концу троса. Длина марки должна составлять около двух диаметров троса; затем конец нитки пропускают в петлю и затягивают его под марку за второй конец петли.

Рис. 1. Марка (о) и огон (б) на трехпрядном растительном или капроновом тросе.

Для того чтобы сделать огон на трехпрядном тросе, на нем накладывают марку на том месте, до которого трос надо распустить на пряди. Затем конец троса накладывают на его основную часть так, чтобы образовалась петля нужного размера. Распущенные пряди должны располагаться поверх троса и по порядку справа налево.

Сначала пробивают среднюю ходовую прядь под ближайшую коренную против спуска троса; затем левую ходовую прядь под следующую слева коренную таким образом, чтобы она зажала предыдущую коренную прядь Обтянув обе пряди, переворачивают огон на другую сторону и третью правую прядь пробивают под оставшуюся свободной коренную прядь справа налево против спуска и обтягивают ее.

По завершении первой пробивки между двумя ходовыми прядями должна обязательно оказаться одна коренная и все ходовые пряди должны идти в одну сторону. Далее берут любую ходовую прядь и пробивают ее против спуска через одну под одну коренную, а за ней справа налево все остальные.

На растительном (сизальском и пеньковом) тросе делают две полные пробивки и одну половинную, когда перед пробивкой вырезают половину каболок в пряди. На синтетическом тросе неЬбходимо сделать три полные, две половинные и две четвертные пробивки. Концы прядей оплавляют.

Чтобы растительные тросы служили несколько навигаций, за ними нужно ухаживать.

После работы не бросайте мокрый трос под палубу, а высушив, соберите в бухточку и уложите в кладовую или форпик судна. Если трос загрязнен илом, промойте его в пресной воде и просушите. Не забывайте, что и капроновые концы нуждаются в просушке. Тросы нужно оберегать от масла и бензина.

Кусок резинового шланга, надетый на трос в месте его прохода через рым, киповую планку или камень набережной, предохраняет швартовный конец от перетирания при колебаниях лодки. Чтобы шланг не соскользнул по тросу, на швартове можно завязать узелки из тонкого шнура.

Еще одно полезное дополнение швартовов на неспокойной стоянке— пружинный амортизатор, который существенно смягчает рывки лодки на волне. Он может быть подсоединен последовательно — между швартовом и причальным кнехтом или параллельно, как показано на рис. 320, б для амортизатора из резинового жгута. Второй вариант предпочтительнее, так как при очень сильных рывках или нагрузках, когда выбирается рабочий ход амортизатора и энергия рывка в значительной степени поглощена, вступает в действие основной прочный швартов.

Для катера водоизмещением 500—1000 кг в качестве амортизатора можно применить пружину диаметром 40—60 мм, навитую из стальной 3,5—6,0-миллиметровой проволоки.

Амортизатор оказывается полезным и при стоянке на якоре, если вместо цепи используется трос.

Потерявшая герметичность полиэтиленовая канистра может продолжить свою службу в качестве контейнера для хранения якорного или швартовного каната. В одной из боковых стенок канистры необходимо сделать вырез для укладки внутрь бухты каната, конец которого выводится через бывшую горловину.

На крупных и тяжелых катерах и особенно — на яхтах желательно иметь в снабжении бросательный конец — сравнительно тонкий и легкий трос с оплетенным грузом — легостью на конце. В случае неудачного подхода с помощью этого конца можно установить связь с причалом и передать туда швартов.

Бросательный конец, показанный на рис. 322, не уступает «настоящему», а сделать его проще.

Рис. 2. Протектор на швартове.

Рис. 3. Амортизатор для швартова.
а — пружинный; б — резиновый.

Оплетка для грузика выполняется из концов бросательного линя. Первые три-четыре шлага линя накладывают на ладонь левой руки, затем ходовой конец пропускаю? внутрь полученного кольца, снимают линь с руки и обносят таким же количеством шлагов в перпендикулярной плоскости (поз. 2). Теперь внутрь можно вложить какой-либо груз, например гладкий камень диаметром 30—40 мм, и, пропустив снова конец внутрь кольца, наложить последние шлаги (поз. 3). Плотно обтянув шлаги, ходовой конец вплеснивают в коренной или крепят к нему бензелем (поз. 4).

Помогает при швартовке усовершен-ствованный отпорный крюк с карабином.

Конец тонкого швартовного троса 3 с карабином, состоящим из гака и защелки, крепят при помощи полозка к древку отпорного крюка или футштока. Теперь, дотянувшись концом этого отпорного крюка или футштока до причального рыма на стенке (на буйке, свае и т. п.), достаточно зацепиться за него гаком и потянуть за трос — защелка соскочит с полоза и «запрет» карабин, отделившийся при этом от древка; швартовный трос окажется надежно заложенным за рым. Выбирая или потравливая трос, можно поставить судно в нужное место.

Для швартовки к плавучим рымам в камерах шлюзов используется кольцо, согнутое из 8—10-миллиметрового стального прутка, которое с помощью приваренной к ней втулки может быть надето на конец футштока или весла. К кольцу крепятся концы двух швартовных тросов — носового и кормового, длиной на 2—3 метра больше половины длины судна. С помощью футштока кольцо надевают на выступающий «клык» плавучего рыма, а затем, выдернув футшток из втулки, одерживают с его помощью судно от навалов на стенку шлюза.

Рис. 4. Контейнер для швартовного троса из старой канистры.

Рис. 5. Способ оплетки легости бросательного конца.

На самом судне очень удобно иметь усовершенствованную швартовную утку, разработанную И. Кивзуновым и Л. Петровым. Передняя часть утки представляет собой замкнутый рым, служащий для вытаскивания мотолодки на берег, для запирания ее на цепь и для подъема на талях. В кормовой ее части имеется самозахватывающий двухсторонний палубный клюз. Благодаря наклонной задней стойке, возвышающейся над стреловидной перемычкой, наброшенный сверху канат легко соскальзывает в клюз и надежно фиксируется в нем.

При швартовке канат складывается петлей, набрасывается на утку и подтягивается на себя. После этого ходовой конец швартова закладывают на утку или кнехт, расположенный в районе ветрового стекла, а рабочий конец подают на буксир или на причал. При постановке на якорь рабочий конец крепится к якорной скобе и отдается вместе «с якорем за борт.

Чтобы освободить швартовный или буксирный канат из клюза, нужно просто продернуть его через устройство, а для освобождения якорного каната нужно подтянуться к якорю, выбрать слабину, накинуть обратную петлю и выдернуть ее за ходовой конец. После этого канат снимается с утки и убирается в кокпит. При выполнении всех операций водителю не нужно покидать кокпит.

Рис. 6. Носовой рым-утка.

Рис. 7. Отпорный крюк с карабином.

Рис. 8. Швартовное кольцо.

При плавании, по рекам с безлесными берегами заложить—закрепить швартов на берегу просто не за что. Прибегают к помощи костыля, который не всегда надежно удерживает судно.

Полезно сделать простейший береговой якорь в виде штопора, навив его из стального арматурного прутка диаметром 10—12 мм. Завернуть его даже в плотный грунт довольно легко с помощью рычага — палки, продетой в кольцо. Вывинчивается из грунта «штопор» точно таким же образом.

Рис. 9. Как швартоваться за рым-утку.

Непременными деталями швартовного устройства являются кранцы. «Настоящие» кранцы шьют из парусины в виде цилиндров и заполняют их обрезками старых растительных тросов. Затем снаружи кранцы искусно оплетают тонкими концами — работа трудоемкая и требующай определенного опыта.

Рис. 10. Якорь-«штопор».

Если взять кусок резинового шланга диаметром 100—150 мм и длиной 500—600 мм, а затем просечь на нем с одного конца отверстия для заплетки линя, также получится хороший кранец. Его можно покрасить под цвет борта. Такой кранец имеет преимущества перед плетеным: он не впитывает грязь и потому не пачкает борта.

Рис. 11. Кранцы из резиновых шлангов.


Читать далее:

Категория Катера и лодки