Шлюпбалки и шлюпочные лебедки


Категория Морская практика

Шлюпбалки. Спуск и подъем шлюпок осуществляются устройствами, называемыми шлюпбалками. По принципу действия они бывают поворотные, заваливающиеся и гравитационные. На современных судах поворотные шлюпбалки не устанавливаются, так как спуск и подъем шлюпок на них требуют применения ручного труда и значительных затрат времени.

Заваливающиеся шлюпбалки имеют несколько разновидностей, но во всех конструкциях принцип действия один: в положении по-походному они несколько завалены внутрь судна, а при вываливании шлюпки за борт поворачиваются вокруг горизонтальной оси посредством винтового привода. Наиболее совершенной конструкцией этого типа является шлюпбалка системы инженера Иолко. Она состоит из двух трубчатых балок, нижние концы которых соединены с палубой при помощи шарнира 6, обеспечивающего поворот балок в вертикальной плоскости.

Для вываливания шлюпбалки вращением рукоятки вывинчивают из муфты одноходовой винт, который поднимает шлюпбалку до вертикального положения. Дойдя до упора, он начинает вращаться вместе с муфтой, в результате чего вывинчивается многоходовой винт и вываливает шлюпбалку за борт. Подъем шлюпбалки до вертикального положения одноходовым винтом дает большой выигрыш в силе, а дальнейший поворот ее многоходовым

винтом ускоряет процесс вываливания шлюпбалки за борт. Работа с такими шлюпбалками все же требует значительных физических усилий, особенно при большой массе шлюпок. Поэтому они устанавливаются только на судах со шлюпками, масса которых не превышает 2,3 т.

Гравитационные шлюпбалки бывают шарнирные, скатывающиеся и склоняющиеся, но принцип их действия общий — шлюпбалки вываливаются за борт под действием веса шлюпки, закрепленной по-походному на самой шлюпбалке.

Устройство и действие шлюпбалок этого типа рассмотрим на примере склоняющейся шлюпбалки. Вываливание шлюпбалки за борт и установку ее в положение по-походному обеспечивают две Л-образные станины, установленные на фундаментах. Каждая станина состоит из двух стальных боковин швеллерного профиля, сваренных между собой полками друг к другу с некоторым просветом между ними. По полкам станины на катках может перемещаться изогнутая шлюпбалка. На верхнем конце (ноке) шлюпбалки закреплена коробчатая упорная подвеска с отверстием, в которое входит рог, приваренный к шлюпбалке на уровне отверстия подвески. При установке шлюпки в положение по-походному рог входит в проушину вертлюжной подвески подвижного одношкивного блока шлюп-талей, а при спуске шлюпки блок соскакивает с рога только тогда, когда шлюпбалка будет полностью вывалена за борт. Таким образом предупреждается преждевременный вертикальный спуск шлюпки. С боков на ноке шлюпбалки на общий нагель насажены металлические одно-шкивные блоки для проводки лопаря шлюп-талей. Для этой же цели два стальных шкива врезаны в станину, а к палубному фундаменту у бортового основания станины приварен отводной блок. Такие же отводные блоки установлены на палубе. Шлюпка подвешена к подвескам блоков шлюп-талей посредством скоб и овальных звеньев, заложенных за подъемные гаки шлюпки. Крепление шлюпбалки по-походному обеспечивается обтянутым лопарем шлюп-талей и стопором с винтовым шпинделем, приводимым в действие маховиком. Муфта винта может поворачиваться вокруг горизонтальной оси. При креплении шлюпбалки опусканием маховика вниз крюк стопора заводится за ось наметки на шлюпбалке и удерживается в этом положении гаком, наброшенным сверху на муфту винта. Гак специальной стяжкой (глаголь-гаком с талрепом и куском короткозвенной цепи) соединен с основанием станины. В положении по-походному шлюпка устанавливается на опору и прижимается к подушке шлюпбалки найтовами с талрепами. Найтов своим огоном или заведенным в него длинным звеном цепи закладывается за гак, насаженный на ось, свободно поворачивающуюся в станине. На другом конце оси насажен зуб, который при креплении шлюпки по-походному ложится сверху на втулку верхнего катка и стопорит гак.

Рис. 1. Заваливающаяся шлюпбалка системы Иолко

Шлюпочная лебедка. Вываливание и заваливание шлюпбалок, вертикальный спуск и подъем шлюпок осуществляются шлюп-талями при помощи шлюпочной лебедки. Она имеет электрический и ручной приводы. Ее рабочий барабан разделен ребордой на две части. На них наматываются лопари от двух шлюпбалок, расположенных по одному борту, т. е. одна лебедка обеспечивает спуск и подъем двух шлюпок. Лебедка снабжена ленточным и центробежным тормозами. Ленточный тормоз отжимается вручную и служит для торможения при спуске шлюпки, а центробежный — автоматически обеспечивает плавный спуск шлюпки, в том числе и при наличии в ней людей. Вращение от электродвигателя на вал барабана передается через редуктор. Отключение вала от привода осуществляется разобщительной муфтой. На барабане лебедки закреплен ходовой конец лопаря талей. Коренной конец лопаря проводится через отводные блоки на палубе и у бортового основания станины, затем через шкив станины идет сверху на шкив одного из ноковых блоков шлюпбалки, с него снизу на шкив подвижного блока шлюп-талей и сверху через второй ноковый блок шлюпбалки и второй шкив станины идет к палубе, где он через талреп надежно крепится скобой к обуху основания станины.

Для спуска шлюпки достаточно отдать глаголь-гаки винтовых «топоров шлюпбалок и отдать ленточный тормоз разобщенного с приводом барабана лебедки. Под действием веса шлюпки шлюпбалки на катках начнут сначала перемещаться к борту суда. При этом они освобождают зубья, оси с гаками поворачиваются и найтовы соскакивают с гаков. Когда катки 16 начнут двигаться вверх но наклонным полкам станин, шлюпбалки, продолжая движение к борту, начнут одновременно поворачиваться, вываливаясь за -борт. Как только шлюпбалки дойдут до предельного положения, подвижные блоки шлюп-талей соскакивают с рогов шлюпбалок и затем потравливанием лопаря спускают шлюпку на воду. Скорость вываливания шлюпбалок и спуска шлюпки регулируется ленточным тормозом лебедки.

Подъем шлюпки и заваливание шлюпбалок осуществляются одновременным выбиранием лебедкой обоих лопарей шлюп-талей.

Шлюпбалки должны обеспечивать спуск спасательных шлюпок с обоих бортов при крене судна до 15° и дифференте до 10°.


Читать далее:

Категория Морская практика