Школы под парусами


Категория Парусная система

В наши дни, когда новый виток развития паруса только па-чинается, мачты и паруса учебных судов создают тот образ парусника, который представляет себе большинство. Это наполненные ветром паруса, сеть такелажа, непонятно как поддерживающая мачты высотой в 12—15-этажный дом, скорость, сравнимая со скоростью современных грузовых лайнеров, в ретроспективе — знаменитые клиперы.

В газетных, журнальных статьях, книгах описаны и сами учебные суда, их плавания и гонки «Операции «Парус»». Во многих странах мира учебный парусник — престижное судно, подчеркивающее длительность морских традиций.

Споры о том, нужна ли современному моряку практика на учебных парусных судах, не утихают. Одни говорят, что дань традиции, престижу, поддерживаемая цитатами первооткрывателей, капитанов и морских авторитетов, слишком дорогая забава. Моряк, которого готовят к службе на ракетоносце, водокрыле или контейнеровозе, никогда больше в жизни не столкнется с парусом, ведь его даже нет на спасательных шлюпках. Так зачем же тратить время и деньги на ненужное?

Сторонники традиций утверждают, что плавание на паруснике — физическая и моральная закалка на всю жизнь. Именно на паруснике человек видит и понимает всю мощь стихии, на паруснике рождается в нем сила, с которой он способен победить. Именно здесь дисциплина и взаимовыручка наглядно проявляются, а результат работы виден тотчас же.

В Англии в море, под парусами воспитывают юношей и девушек, прививая даже в течение короткой недели рейса навыки и привычки, остающиеся на всю жизнь. Те, кто, проходя суровую службу военного моряка, хоть раз ступили на палубу парусника, не забывают этого.

Сейчас в мире насчитывается около 70 учебно-парусных судов (только некоторые используются стационарно). Наиболее крупные из них — барки «Крузенштерн» и «Седов», наиболее известный — барк «Товарищ». Кроме них в нашей стране есть еще несколько бригантин. Учебные флоты США и ПНР насчитывают по шесть единиц; Дании, Англии, Франции — по три; в ФРГ, Японии, СФРЮ, Италии — по два парусника; ГДР, Колумбия, Индонезия, Канада, Аргентина, Греция, Норвегия, Португалия, Румыния, Чили имеют по одному учебному паруснику. Во многих морских странах идея обучения кадров моряков под парусами победила.

Признаком того, что эта идея .широко поддерживается, является строительство новых учебных судов. Как правило, новые суда крупнее своих предшественников. При проектировании на них иногда применяют модернизированное вооружение. Но такой подход явно противоречит функциональному назначению этих судов. Вновь объявленные проекты судов имеют классическое прямое, реже косое вооружение.

Рис. 1. «Виндроуз» — учебно-производственное судно:
а — продольный разрез; б — вид сверху; в — главная палуба; г — трюм.

В первую очередь следует назвать проект «Виндроуз» М. Вил-лоуби в варианте учебных парусных судов, рассчитанный на 60 кадетов. М. Виллоуби считает, что плавание на парусном судне может и должно стать притягательным для каждого молодого человека, для каждого будущего морского офицера, даже если он будет командовать атомоходом. Есть и другая особенность, которую умело использует, например, Министерство иностранных дел Дании. Оно считает, что нет ничего более впечатляющего, мирного и дружественного, чем парусник.

В Норвегии намечено построить «Лейв Эриксон». Это учебное судно длиной 107 м и шириной 14,5 м рассчитано на 150 кадетов. В Испании, в Бильбао, для Венесуэлы в 1980 г. построен барк «Симон Боливар» длиной 82,5 м, шириной 10,6 м, осадкой 6,6 м. На верфи «Зиб ван Хоутен» переоборудована в учебную (может использоваться для чартера) гафельная шхуна «Анне-Линде» длиной 20 м, шириной 5 м, водоизмещением 47 т. Площадь парусности — 246 м2. Жилые помещения рассчитаны на небольшой экипаж и 10 кадетов.

В Польской Народной Республике до сих пор эксплуатируется одно из старейших учебных судов — «Дар Поможа», построенное в 1909 г. Недалеко то время, когда ветеран будет поставлен на вечную стоянку, и пришла пора подумать о новом судне. В ПНР сложилась интересная традиция помогать государству в приобретении таких судов, что отражено даже в названии — «Дар Поморья», а новое судно будет названо «Дар Млодзежи» («Дар молодежи»). Ударной и сверхплановой работой молодежь внесла свой вклад в строительство судна.

При определении назначения судна принято, что все жилые и служебные помещения, рассчитанные на 242 чел., будут кондиционированы. Для практикантов и постоянной команды предусматриваются необходимые помещения по своему оборудованию, но уступающие таким же помещениям на теплоходе. Однако практиканты, как и в старину, будут спать в гамаках. Точно так же ничего не изменится в палубных работах. Прогресс цивилизации не коснется и обслуживания парусов и такелажа: все будет, как на паруснике «Дар Поможа». Наибольшая длина нового трехпалубного парусника 105,4 м, ширина 14 м, осадка 6 м. Два двигателя по 550 кВт обеспечат 11-узловую скорость. Водоизмещение составит 2950 т. Судно будет вооружено трехмачтовым фрегатом с площадью парусов 3000 м2, причем фок- и грот-мачты будут равны по высоте — по 49 м, а бизань — всего 40 м. Повышенный надводный борт обеспечит необходимую кубатуру помещений и большую безопасность при работах на палубе в свежую погоду «Дар Млодзежи», как и «Дар Поможа», будет выполнять представительские функции. Для этого предусматривается специальный салон со стилизованной отделкой и иллюминаторами под старину.

Рис. 2. «Дар Млодзежи»:
а — вид сверху; б — верхняя палуба; в — главная палуба.

Рис. 3. Баркентииа «Погория». Помещения постоянного экипажа в корме и средней части, практикантов — в носовой.

Рис. 4. Яхта для тренировочных и туристских плаваний.

В качестве своеобразного прототипа большому паруснику в 1980 г. в ПНР построен учебный парусник — баркентина «Погория», владельцем которой был Комитет по делам радио h телевидения. Его наибольшая длина 47 м, по ватерлинии 36 м, ширина 8 м, высота борта 5,5 м, осадка 3,5 м, водоизмещение 342 т, площадь парусности 1050 м2. На судне установлен двигатель мощностью 228 кВт. Скорость под двигателем — 9 уз, под парусами 11 уз при 5—6 °Б. Экипаж включает шесть постоянных членов, 15 сезонных и 30 юнг, максимум 60 чел.

Крупные учебные суда СССР, выполняющие представительские функции, — «Крузенштерн» и «Товарищ» — нуждаются в замене. Новые учебные суда должны быть спроектированы с учетом не только программы учебных практик, но и требований, выдвигаемых участием наших судов в гонках парусников в рамках «Операции «Парус»» или других подобных мероприятий, а также с учетом выполнения представительских функций, начатых еще первым «Товарищем». Поэтому более перспективным можно считать судно, по размерам и вооружению подобное проекту «Вин-дроуз».

Меньшие суда удобны для использования в клубах юных моряков, организованных во многих портовых городах. Одно судно могло бы служить молодежи нескольких городов, в том числе и тех, что расположены в глубине территории. Такое судно имеет наибольшую длину 36,4 м, по ватерлинии 31,4 м, Ширину 7,4 м, высоту борта 4,3 м, осадку 2,5 м (на миделе), водоизмещение 275 т, мощность двигателя 184 кВт, скорость 7,5 уз. Экипаж состоит из 38 чел., включая 24 курсанта. Парусность площадью 460 м2 спроектирована с учетом использования малоквалифицированной команды. Фалы, например, можно обслужить из кают-компании. Этому способствует планировочное решение, при котором общественные помещения устроены в коридоре между каютами (так, как сто лет назад).

Современная цивилизация предоставила человеку слишком много льгот и изолирует его от природы. Школы под парусами помогают избежать этого.


Читать далее:

Категория Парусная система