Съемка гребных винтов с конуса вала


Категория Подводный ремонт судов

Подготовительные работы перед снятием винта с конуса вала

Перед снятием винта необходимо уточнить его конструкцию, крепление на конусе вала, наличие кожуха, прикрывающего шейку вала, обтекателя (или гайки-обтекателя), размер и количество стопоров и т. д. При применении взрывного способа замерить углубление винта в воду и расстояние его от обшивки.

Обследование и последующие работы по съемке винта производятся с беседки. При этом заранее подбираются необходимый инструмент, тросы и приспособления. После этого гребной вал разобщается с промежуточным и стопорится деревянными упорами.

Перед снятием обтекателя (гайки-обтекателя) зубилом или керном делаются метки на обтекателе (гайке-обтекателе) и ступице винта, чтобы при сборке обеспечить правильную установку обтекателя или натяг гайки-обтекателя. Затем водолаз отворачивает стопорные болты «ли винты, крепящие обтекатель или гайку-обтекатель.

у винтов правого вращения гайка-обтекатель имеет левую резьбу, и наоборот. Для отворачивания гайки-обтекателя заводится ключ с длинной рукояткой «ли ключ-трещотка и застропливается концом, поданным с верхней палубы. По сигналу водолаза при помощи шпиля, лебедки или вручную конец выбирается и натягивается. Для облегчения сдвига гайки-обтекателя водолаз одновременно с натягом конца ударяет кувалдой по ключу. В дальнейшем водолаз перекладывает ключ, когда он достигает крайнего положения, и наблюдает за отворачиванием гайки-обтекателя.

Рис. 1. Схема закрепления гребного вала:
1 — гребной вал; 2 — дейдвудная труба; 3 — домкрат; 4 — упор; 5 — деревянные упоры

Когда гайка-обтекатель настолько отойдет, что свертывание ее можно призводить от руки, ключ поднимается наверх, а водолаз, заетропив гайку-обтекатель, окончательно ее отворачивает и выводит из-под кормы для поднятия наверх. Затем резьба на валу смазывается консистентной смазкой, обертывается ветошью и обвязывается тонким тросом.

Если обтекатель не имеет граней, а крепится к ступице винта стопорами, то водолаз стропит обтекатель за рым, ввертываемый на место пробки, закрывающей отверстие для набивки сала. Отданные стопоры, болты и гайки во избежание потерь собираются в ведро.

При отворачивании или высверловке стопоров для удобства работы по команде водолаза гребной вал вручную поворачивается на соответствующий угол и снова стопорится.

На вспомогательных и торговых судах стальной обтекатель часто приваривается к ступице винта. В этом случае обтекатель отрезается электрокислородной резкой, несколько отступая от ступицы винта. При постановке такого обтекателя на поверхности к нему приваривается внахлестку промежуточный пояс, который затем подгоняется к оставшейся неотрезаиной части обтекателя и после прихватки обваривается валиковым швом. Иногда вместо снятого обтекателя изготовляется новый. Остатки старого обтекателя срубаются зубилом, ступица винта зачищается и к ней подгоняется новый обтекатель. После посадки винта на конус вала и навертывания нажимной гайки обтекатель приваривается к ступице.

После снятия обтекателя производится отдача нажимной гайки. Сначала вывертываются или высверливаются стопоры, снимается нажимная планка, а затем производится отвертывание нажимной гайки. Во избежание ошибок перед наложением ключа уточняется направление резьбы гайки.

Порядок свертывания нажимной гайки такой же, как и гайки-обтекателя. Если гайка «прикипела» и ее не удается сдвинуть ключом и ударами кувалды, применяется взрывной способ. В этом случае на рукоятку ключа надевается дополнительно труба с площадкой, подкрепленной ребром жесткости на конце. На площадке помещается заряд взрывчатого вещества весом в 30—40 г. Водолаз выходит из воды, и производится взрыв. Если взрыва оказывается недостаточно, он повторяется зарядом увеличенного веса. После того как сдвинута нажимная гайка, она отворачивается на несколько витков и оставляется на резьбе до момента сдвига винта с конуса вала (при ударном способе съемки винта), а затем стропится, отвертывается полностью и поднимается на поверхность.

При постановке нажимной гайки или гайки-обтекателя работы ведутся в обратном порядке. В случае высверливания стопоров в гнездах заново нарезается резьба и делаются новые стопоры, а отверстия в обтекателе рассверливаются.

Съемка гребных винтов

Съемка гребных винтов производится главным образом двумя способами — тяговым и ударным. Тяговый способ делится на механический и гидравлический.

На практике часто применяется комбинированный способ съемки винтов в сочетании тягового и одновременно ударного, например взрывного. В этом случае первоначальный натяг создается механическими приспособлениями, а толчок, обеспечивающий сдвиг винта, — взрывом.

Съемка гребных винтов тяговым способом. Такой способ наиболее распространен. На каждом судне имеется штатный съемник, соответствующий весу винта и конструкции его крепления. На малых винтах часто на ступице предусматриваются нарезные отверстия для крепления съемника.

Сущность тягового способа заключается в том, что съемник закрепляется на ступице или лопастях винта и за счет упора в торец гребного вала создается стягивающее усилие, действующее вдоль оси вала. После преодоления съемником силы сцепления ступицы винта с конусом вала винт сдвигается. В отличие от ударного тяговый способ характеризуется статическим приложением усилия, постепенным его наращиванием.

Тяговый способ имеет несколько разновидностей, зависящих главным образом от веса и конструкции винта: съемка с помощью планки, хомута, крючьями, стаканом; гидравлическим усилием — накачкой жидкости во внутреннюю полость ступицы или гидравлическим пакетом и поршневым съемником.

Механические способы съемки малых и средних винтов планкой и стаканом приведены на рис. 17 и 18. В зависимости от условий иногда ограничиваются применением только упорной планки, стягивающее усилие при этом создается равномерной затяжкой гаек.

При съемке винта крючьями во избежание перекоса крючья устанавливаются на каждую лопасть. Крючья лучше заводить на ступицу (если позволяет конструкция винта). Чтобы упорная планка не деформировалась, ее необходимо изготовлять массивной из стали повышенной прочности не ниже Ст-5.

Рис. 2. Съемка гребного винта планкой и нажимным болтом:
1 — нажимной болт; 2 — гайка; 3— упорная планка (фланец); 4 — шпилька; 5 — гребной вал; 6 — ступица винта; 7 — стальная подкладка; 8 — шайба

Гидравлический способ съемки винтов состоит в том, что все неплотности между ступицей винта и конусом вала зачеканиваются свинцом или красномедной фольгой, а в полость ступицы по трубке насосом накачивается масло или керосин и создается давление до 100 кг!см2. Масло, попадая между ступицей винта и конусом вала, ослабляет силы сцепления, и винт сдвигается. Часто этот способ сочетается с применением механических приспособлений.

Рис. 3. Съемка гребного винта стаканом (при наличии внутренней резьбы на торце ступицы винта):
1 — нажимной болт; 2—стакан (съемник); 3 — ступица винта; 4 — гребной вал; 5 — упорная шайба; 6 — крепежный винт

Широкое распространение получил способ съемки винтов гидравлическим пакетом. Пакет из красной меди толщиной 1 мм помещается между стальными дисками. Диск прижимается к торцу гребного вала. Диск шпильками крепится к ступице гребного винта. Пакет красномедной трубкой соединяется с гидравлическим насосом, и в него накачивается масло под давлением 90—100 кг/см2. Обычно такое давление достаточно для первоначального сдвига винта. Способ прост, производителен, но имеет недостаток — гидравлический пакет часто выходит из строя, разрываясь по шву.

Для съемки винтов среднего и большого веса применяется гидравлический поршневой съемник с переходным приспособлением, которое изготовляется каждый раз для конкретного винта. Съемник состоит из корпуса, поршня с уплотнительным манжетом, хомута с обушками для подвески. Трубкой съемник соединяется с ручным гидравлическим насосом.

Рис. 4. Съемка гребного винта крючьями:
1 — нажимная планка: 2 — крючья; 3 — гребной винт; 4—-гребной вал; 5—гайка; 6 — нажимной винт

К ступице винта крепится переходное приспособление с промежуточной втулкой, имеющей резьбу. Затем съемник на конце подается к винту и ввертывается во втулку переходного приспособления. После того как съемник установлен, в его цилиндр насосом накачивается машинное масло (марки Т), создается давление между торцовой стенкой цилиндра и поршнем, который Упирается в торец гребного вала. Цилиндр поршня через переходное приспособление связан со ступицей винта. Таким образом, давление масла в цилиндре создает необходимое стягивающее усилие вдоль оси вала, и сдвигает гребной винт.

Съемник создает значительное усилие и действует безотказно, так как давление в съемнике можно доводить до 550 кг/см2.

Съемка гребных винтов ударным способом делится на клиновой, при котором сдвиг винта осуществляется распорными клиньями, и взрывной, при котором мгновенное действие распорного усилия создается за счет энергии взрыва.

Рис. 5. Съемка гребного винта гидравлическим пакетом:
1 — красномедная трубка; 2 — отжимная шпилька; 3 — ступица винта; 4 — гребной вал; 5 — промежуточный диск; 6 — гидравлический пакет; 7 — опорный диск

Клиновой способ съемки гребного винта применяется в случаях, если к винту удобен доступ, и заключается в следующем: между ступицей винта и мортирой дейдвуда или кронштейном заводится по два стальных клина, которые затем раздвигаются средними клиньями. Винт сдвигается с конуса вала за счет создающегося распорного усилия. Клинья забиваются кувалдой или металлической штангой весом 60—70 кг («барсом), которую опускают с верхней палубы по направляющей трубе 180—200 мм, устанавливаемой вдоль оси клина. Чтобы вода не глушила удара, в трубе делаются отверстия.

Перед съемкой винта водолаз уточняет величину зазора между носовым обрезом ступицы винта и дейдвудом или кронштейном. Если зазор мал, то гребной вал после разобщения с промежуточным подается в корму на 80—90 мм и стопорится.

Рис. 6. Гидравлический поршневой съемник для съемки гребного винта:
1 — красномедная трубка к гидравлическому насосу; 2 — пробка; 3 — кожаный манжет; 4 — хомут из двух половин с обушками; 5 — стопорный болт; 6 — корпус съемника; 7 — ступица гребного винта; 8 — поршень; 9 — распорные кольца; 10 — диск-ограничитель

Работа по съемке винта производится в следующем порядке. На конус вала и ступицу водолаз наносит риски, определяющие посадку и взаиморасположение винта и гребного вала. С палубы поочередно подаются два комплекта клиньев, которые устанавливаются водолазом с двух сторон по диаметру вала для создания равномерного распора, а удары наносятся попеременно или, если работа ведется с палубы «барсом», то одновременно по обоим клиньям.

Рис. 7. Клиновой способ съемки гребного винта

После того как винт будет сдвинут, он застрапли-вается с обоих бортов концами, закрепленными на балке, специально положенной на верхней палубе поперек судна и оконечности которой свешиваются по обоим бортам. Концы выбираются талями соответствующей грузоподъемности, и винт снимается с конуса вала. Чтобы удобнее было вывести винт из-под кормового подзора, дополнительно подается конец с берега или с другого судна, а водолаз одерживает и направляет винт.

На некоторых судах, особенно с одновальными установками, расстояние между концевой частью гребного вала и рудерпостом мало и вывести винт не удается. В этом случае гребной вал расстопоривается и по указанию водолаза подается в нос судна. Выводу гребного винта из-под кормового подзора может помешать перо руля, в этом случае снимаются ограничители сектора и перо руля повертывается на 90°.

После того как винт снят с конуса вала и выведен из-под кормы, перед подъемом на поверхность производят перестропку с лопастей за ступицу. Это необходимо сделать, чтобы винт не сорвался. Кроме того, винт застроплен за две лопасти с обоих бортов, что затрудняет его подъем, а поднимать винт, застропленный за одну лопасть, нельзя. Для перестройки концы с обоих бортов потраливаются, гребной винт опускается на беседку или на грунт (если работа выполнялась с грунта), и водолаз перестрапливает винт. Если винт не может уместиться на беседке, с верхней палубы подается дополнительный конец, которым водолаз стропит винт за ступицу, и после того, как на этот конец передастся вес винта, концы от бортовых талей отдаются и винт поднимается на поверхность.

Взрывной способ съемки гребного винта применяется в случаях, когда обычные средства съемки не дали результатов или когда вес винта превышает 1 г. Сущность способа заключается в следующем. Заряды (два — четыре) взрывчатого вещества равномерно размещаются на валу в зазоре между носовым торцом ступицы винта и дейдвудом или кронштейном и взрываются. Значительное усилие взрыва, направленное по оси гребного вала, сдвигает его с конуса вала. Несмотря на кажущуюся простоту, этот способ требует большого внимания, тщательности подготовки и строгого соблюдения правил техники безопасности.

Основное внимание по подготовке гребного винта к съемке взрывным способом должно быть обращено на определение величины и количества зарядов. С достаточной для практики точностью величина и число зарядов определяются исходя из массы (веса) винта, его материала, допустимых нагрузок на обшивку корпуса еУДна и углубления зарядов в воду.

На основании расчетов разработаны таблицы, определяющие вес потребного количества взрывчатого вещества (ВВ) (приложение 4) и предельный вес одного заряда (приложение 5). Сначала определяется общее количество ВВ, а затем уточняются величина и количество зарядов в зависимости от конкретных условий. Выбирается меньший вес ВВ и соответственно большее количество зарядов.

Предельный вес ВВ в открытом заряде (в мягкой оболочке) допускается до 70 г, а в закрытом (в деревянной колодке) до 210 г. Заряды применяются одного веса. В качестве ВВ используется тол, тротил или аммонит. Наибольшее распространение получил тол в порошкообразном и прессованном виде. Из прессованного тола ножовкой выпиливается параллелепипед, в торце которого высверливается глухое отверстие, в которое вставляется электродетонатор. Полученный таким образом заряд обертывается парафиновой бумагой или шелковистой резиной. Концы электропроводников детонатора зачищаются и сворачиваются.

Порошкообразное ВВ засыпается в мешочек из шелковистой резины или другого водонепроницаемого материала, устанавливается электродетонатор, а горловина мешочка плотно обвязывается шпагатом или суровой ниткой вокруг проводников электродетонатора.

Применяются электродетонаторы ВКМ с капсулями-детонагорами типа ГРТ № 8, ТАТ № 8 или ТАГ № 8.

Для взрывныхработ на глубине до 20 м применяются влагостойкие электродетонаторы ЭДЧ-16, а при разделке затонувших судов на большой глубине — ВКМ-80.

Заряды ВВ закладываются в деревянные колодки (П-образную рамку) толщиной 30—40 мм или подвешиваются на валу открыто. Во избежание повреждений вал обертывается свинцовым листом; носовой торец ступицы винта и мортира дейдвуда прикрываются стальными листами, а между ними устанавливаются деревянные распорки (рис. 23).

Чтобы заряды не отставали от вала, их подвязывают штертом и, кроме того, подвешивают удерживающие свинцовые грузики. Концы проводов от электродетонаторов (участковые провода) последовательно соединяются с магистральными проводами и через рубильник— с источником тока.

Магистральные провода — это двухжильные провода марки ПРШМ или ПРШУМ. В качестве источника тока используются специальные взрывные машинки типа ПМ-I, ПМ-2 или КПМ-2 или аккумуляторные батареи напряжением 12 в. Сила тока в электровзрывной цепи 1-5 а обеспечивает взрыв электродетонаторов. Электро-

Детонаторы между собой соединяются параллельно. Электровзрывная цепь проверяется на исправность изоляции и целость проводников омметром.

Если работы выполняются с водолазного бота, то после выхода водолаза из воды бот отводится на безопасное расстояние. Затем подается предупредительный сигнал, через 2—3 мин включается рубильник и производится взрыв. Если взрыва не произошло, то через 20—30 мин магистральные провода отключаются от рубильника, водолазный бот подходит к судну и водолаз спускается для осмотра. Если взрыв произошел, то водолаз спускается спустя 10—15 мин на случай, если взрыв был неполный.

Рис. 8. Установка на валу открытых зарядов ВВ:
1 — нажимная гайка; 2 — гребной винт; 3 — магистральный провод; 4 — деревянные распорки; 5 — свинцовая защита; 6 — железный лист; 7 — детонатор; 8 — заряд; 9 -— гребной вал; 10 — дейдвудная втулка

Рис. 9. Схема электровзрывной цепи:
1 — амперметр; 2 — вольтметр; 3 — рубильник; 4 — магистральные провода; 5 — заряд; 6 — участковые провода; 7 — электродетонатор; 8 — аккумуляторная батарея

Если винт сдвинулся с конуса вала, то водолаз остропливает его, отворачивает нажимную гайку, стаскивает и подает его наверх. Если винт не сходит от руки или от легких ударов ручника, то для стаскивания его применяется штатный съемник.

В последнее время широкое распространение получил способ взрывания зарядов при помощи детонирующего шнура. Детонирующий шнур довольно безопасен, горит спокойно, его можно резать ножом, к удару и трению он малочувствителен, может находиться под водой до 12 ч, передает детонацию со скоростью 6800— 7200 м/сек, при температуре более 30 °С становится взрывоопасным.

Заряд ВВ обертывается детонирующим шнуром, в три — четыре витка. Конец шнура выводится на поверхность, и к нему на расстоянии 10—15 см изоляционной лентой прикрепляется электродетонатор или зажигательная трубка. Чтобы шнур сработал, концы его плотно обертываются изоляционной лентой или покрываются мастикой. Детонирующий шнур менее опасен для водолазов-взрывников при установке и особенно при ликвидации несработавших зарядов. Он часто применяется как дублирующее средство электродетонаторов при съемке винтов взрывным способом.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов