Рубка металла под водой


Категория Подводный ремонт судов

В подводном судоремонте рубка металла применяется главным образом при разделке кромок листов под сварку и при их зачистке, расчленении листов небольшой протяженности, когда нельзя применить огневую резку, при удалении головок заклепок, перерубапии тросов, цепей и т. д. Рубка металла различается по положению в пространстве, по углу обрубаемой кромки и по чистоте обработки.

По положению в пространстве рубка бывает сверху (в нижнем положении), сбоку (в вертикальном положении) и снизу (в потолочном положении). В подводном судоремонте применяется главным образом рубка сбоку и снизу, т. е. в вертикальном и потолочном положении.

По углу обрубаемой кромки различается рубка при снятии фасок под углом 30—60° и при зачистке кромок, так называемая нормальная — под углом 90°. По чистоте обработки бывает черновая и чистовая рубка. Черновая— это обрубка неровностей кромки, снятие усиления сварного шва (например, при сварке встык с накладками) и т. д., а чистовая — это рубка по размеру, по риске.

Работы по рубке выполняются рубильными молотками или при малых объемах работ и небольших толщинах листа — рубильно-чеканочными молотками. Водолаз держит пневматический молоток обеими руками: левой направляет зубило по предварительно сделанной разметке (риске или линии, очерченной мелом, проваренным в сале), а правой нажимает на молоток, помогая корпусом.

Рубка ведется от одной из оконечностей кромки вдоль нее, справа налево. Если поверхность загрязнена или обросла ракушками и водорослями, то вначале производится очистка участка кромки листа. Толщина стружки берется в зависимости от толщины листа и конкретных условий выполняемой работы.

Если металл имеет значительную толщину и снятия одной стружки недостаточно, то процесс повторяется. Обрубленные кромки не должны иметь задиров и заусенцев. При вырубке отверстия в середине листа сначала крейцмейселем вырубается канавка, затем она углубляется зубилом до полного вырубания отверстия.

Срубание головок у заклепок, требующих замены, производится в следующем порядке: сначала по диаметру головки прорубается канавка, а затем срубаются половинки головки, стержень заклепки выбивается бородком или высверливается. Заклепки часто выжигаются электрической дугой.

При работе рубильным молотком соблюдаются определенные правила. Перед пуском воздуха в рубильный молоток зубило плотно прижимают к срубаемой кромке. Если этого не сделать, то при подаче воздуха боек молотка может разбить упорное кольцо или молоток может выскочить из рук водолаза.

При подготовке листов под сварку кромки должны обрабатываться особенно тщательно, так как неточность в величине зазора вызывает брак. Правильность углов раскрытия и величина зазоров проверяются шаблонами. При рубке могут быть следующие дефекты: нарушение размеров, заусенцы, кривизна кромок.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов