Рубка и резка троса и якорь-цепей под водой


Категория Подводный ремонт судов

Рубка стального троса производится зубилом и кувалдой. Перерубать трос в натянутом положении не рекомендуется. Если ослабить натяжение троса невозможно, то для того чтобы концы троса в момент окончания рубки не «прыгнули» и не поранили водолаза, перед рубкой место реза следует с двух сторон оклет-невать и шкентелем подвязать к борту судна.

Трос можно перерезать при помощи ручных ножниц. Для этого свайкой по частям отделяют пряди и перекусывают специальными ножницами или обыкновенными ножницами по металлу.

Рис. 1. Срубание заклепочной головки:
а — канавка прорублена; б — срубание остатков головки

Стальные тросы ф до 65 мм в подводных условиях могут разрезаться при помощи дискореза с электроприводом как свободно висящие, так и намотанные на винт или гребной вал. Трос перерезается за 15—20 мин. Если трос намотан на винт и заклинен между ступицей винта и мортирой, что бывает довольно часто, то, если позволяют условия, гребной вал разобщается и немного подается в корму. Если намотанный трос перепутан, заклинен и не поддается размотке, то его перерезают шлаг за шлагом механическими средствами или огневой резкой. Растительные тросы перерезаются водолазным ножом.

Огневая резка троса, намотавшегося на винт, осуществляется электродуговым или электрокислородным способом. Трос перерезается постепенно, начиная с верхнего шлага. При резке последнего шлага необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить гребной вал или ступицу винта. Если трос заклинен в зазоре между ступицей винта и мортирой, электрод необходимо держать по касательной к окружности троса.

Рекомендуется последний шлаг троса отрезать электродуговым способом путем последовательного зажигания дуги. В этом случае в месте возбуждения дуги стальные нитки троса быстро сгорают, исключается опасность повреждения ступицы винта, мортиры или гребного вала. Если это возможно, под последний шлаг троса подкладывается металлическая или деревянная подкладка. Сила тока выбирается в соответствии с диаметром троса, но на 15—20% меньше, чем при резке сплошного сечения той же толщины.

Когда необходимо освободить судно от удерживающих его связей, но нет возможности выбрать якорь, производят резку якорь-цепи. Резка цепей осуществляется в основном огневым способом. Режимы выбираются такие же, как и при резке круглых сечений. Резка звеньев цепи производится рядом с распоркой. Положение водолаза при этом должно быть таким, чтобы обрезанные концы якорь-цепи при падении не могли задеть водолаза.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов