Ремонт зубчатых редукторов


Категория Организация и технология судоремонта

Характерными дефектами зубчатых редукторов являются износы зубьев и нарушение центровки осей шестерен и колес.

Наиболее тяжелым повреждением зубчатого редуктора является поломка зубьев вследствие усталостных разрушений и попадания в редуктор посторонних предметов.

Центровка осей шестерен и колес зубчатого редуктора нарушается из-за неравномерного износа подшипников и шеек валов передачи, а также деформаций корпуса передачи.

При ремонте зубчатых редукторов устраняют дефекты зубьев, выполняют центровку передач, обеспечивают необходимый контакт в зубчатом зацеплении.

Возможность ремонта зубьев определяется характером, размером дефекта и назначением зубчатой передачи. В общем случае рабочие поверхности зубьев после тщательного осмотра запиливают и зашлифовывают вручную мелкой наждачной бумагой, закрепленной в специальные профильные прижимы, до удаления поверхностных дефектов (царапин, наволакивания металла и неглубокого питтинга). Для контроля профиля зуба используют плоские и объемные шаблоны.

Исправление перечисленных дефектов таким способом возможно в том случае, если снятие металла с профильной поверхности зуба не повлечет за собой увеличения бокового зазора выше допустимого.

Зубчатые редукторы центруют при сборке в цехе или в судовых условиях (если редуктор не демонтировали). Наиболее сложной и ответственной является центровка зубчатых передач ГТЗА, которую выполняют так.

Укладывают колесо на подшипники на краску, после чего последовательно прицентровывают к нему на монтажных подшипниках шестерни. Монтажный подшипник представляет собой стальное или чугунное полукольцо шириной 30—40 мм с тремя регулировочными шпонками по наружной поверхности. Внутренняя поверхность монтажного подшипника залита баббитом, расточена и пригнана по соответствующей шейке шестерни с минимальным зазором, обеспечивающим вращение шестерни при центровке. Под каждую регулировочную шпонку заложен набор прокладок толщиной 1,5—2 мм. Изменением толщины набора прокладок достигают перемещение монтажного подшипника в нужном направлении при центровке шестерни по колесу.

В процессе центровки периодически проверяют ее качество по зубчатому зацеплению, снимая свинцовые оттиски и подсчитывая непараллельность и перекос осей шестерни и колеса. Центровка считается удовлетворительной, когда непараллельность осей не превышает 0,1 мм/м, а перекос—0,05 мм/м.

После этого от поверхности каждой шейки телескопическим штихмасом снимают шесть замеров, по которым размечают и растачивают штатные подшипники шестерни. При расточке оставляют припуск 0,1 — 0,15 мм на шабрение подшипников по шейкам шестерни.

Рис. 1. Центровка шестерни по колесу редуктора ГТЗА

Монтажные подшипники убирают, устанавливают расточенные штатные и укладывают шестерни на подшипники на краску. В процессе укладки и шабрения подшипников контролируют состояние центровки сначала по свинцовым оттискам, а затем по контакту в зубчатом зацеплении на краску. Когда контакт по длине зубьев достигает 60%, укладку прекращают и достижение более полного контакта, требуемого техническими условиями, обеспечивают обкаткой редуктора на пасте ГОИ. Это делают в цехе на специальных стендах или в судовых условиях на штатном месте зубчатой передачи.

Для избежания задиров обкатку ведут при небольших частотах вращения (10—15 об/мин).

Пасту разводят на керосине с добавлением (по массе) 30% олеиновой кислоты и 12% стеарина или парафина.

Обкатка считается законченной, если контакт по длине зуба составляет 90% на передний, не менее 80% на задний ход и не менее 60% по высоте.

В среднем по времени обкатка зубчатых редукторов ГТЗА занимает 20—25 ч, вспомогательных тур-бомеханизмов 12—15 ч.

После обкатки детали тщательно промывают уайт-спиритом, протирают и консервируют штатным маслом.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта