Ремонт тормозов судов


Категория Ремонт судового электрооборудования

На судах наиболее распространены ленточные, дисковые и колодочные тормозные устройства (тормоза).

У ленточного тормоза при пуске электродвигателя на зажимы катушки тормозного электромагнита подается напряжение. Сердечник втягивается внутрь катушки, увлекая за собой груз, и с помощью рычага отжимает тормозную ленту от тормозного барабана, растормаживая механизм. Колодочный тормоз действует аналогично ленточному. Торможение в колодочном тормозе осуществляется за счет прижатия к тормозному барабану специальных колодок. Включение электромагнита вызывает отжатие колодок и растормаживание механизма.

Дисковые тормоза обычно встраивают в электродвигатель. Тормоз типа ТМТ смонтирован на подшипниковом щите электродвигателя типа МАП со стороны, противоположной приводу. Электромагнитная система тормоза состоит из двух тороидных сердечников, в радиальных пазах которых симметрично расположено шесть катушек.

Сердечники, изготовленные из ленточной электротехнической стали, снаружи и внутри заключены в кольцевые обоймы, а их витки (для придания сердечникам монолитности) при намотке промазаны эпоксидным клеем и запечены. Один из сердечников приварен к подшипниковому щиту электродвигателя (неподвижная магнитная система), а другой — к диску (подвижная магнитная система), который вместе с промежуточными дисками перемещается по трем штифтам из немагнитной стали, запрессованным в корпус. Каждая пара диаметрально расположенных катушек соединена между собой последовательно, а внешние их концы выведены в коробку и присоединены к соответствующим клеммам изоляционной панели. Катушки закреплены на сердечнике неподвижной магнитной системы с помощью держателей и винтов. Выводная коробка с двумя сальниками закрывается сверху крышкой с уплотнением. Между панелью и коробкой установлена уплотни-тельная прокладка из электролита.

Корпус тормоза болтами крепится к подшипниковому щиту, а подшипниковый щит болтами — к станине электродвигателя. Тормозные диски с наклеенными на них асбофрикционными кольцами на некоторое расстояние свободно перемещаются вдоль оси вала двигателя, скользя по шлицевой втулке, плотно насаженной на вал и закрепленной на нем концевой гайкой и стопорной шайбой. Внутренняя шлицевая нарезка тормозных дисков выполнена либо на самих дисках, либо на специальных втулках, к которым приклепываются диски.

Рис. 1. Ленточный тормоз

Рис. 2. Дисковый тормоз ТМТ

Между подшипниковым щитом и диском подвижной магнитной системы размещена пружина, которая через шайбу одним концом упирается в регулировочную гайку, ввернутую в диск. При отключенном электромагните под действием пружины 16 система дисков вместе с подвижной магнитной системой прижимается к регулировочному кольцу в неподвижном диске, обеспечивая тормозной момент. При включении электромагнита подвижная магнитная система притягивается к неподвижной, сжимая пружину и освобождая тормозные диски. Снаружи тормоз закрыт кожухом с резиновым уплотнением. К корпусу кожух крепится болтами.

Все тормоза имеют отверстия для спуска конденсата. Тормозной момент и свободный ход подвижной магнитной системы исправных тормозов должен быть в определенных пределах.

Регулируют тормоза при снятом кожухе в расторможенном (вручную или электромагнитом) состоянии. Между шпильками вставляют гаечный ключ и медленно вращают вал электродвигателя, нажимая на шпильки вдоль оси до тех пор, пока они не войдут в соответствующие пазы или отверстия в гайке. Дальнейшее вращение вала происходит совместно- с гайкой. Для уменьшения тормозного момента вал вращают против часовой стрелки и наоборот.

Регулировать начинают с того, что, поворачивая гайку против часовой стрелки и считая количество оборотов, ввертывают ее до упора в диск, а затем, вращая по часовой стрелке, устанавливают необходимый момент, соответственно увеличив или уменьшив количество оборотов регулировочной гайки. При регулировании следует иметь в виду, что более четырех оборотов гайку от конечного положения (до упора в диск) вывертывать нельзя.

Далее вынимают шпильки и проверяют величину тормозного момента путем подвешивания груза к рычагу, закрепленному на валу двигателя. Произведение величины груза, удерживаемого тормозом, на расстояние от него до оси вала двигателя равно тормозному моменту тормоза.

Величину хода подвижной магнитной системы изменяют регулировочным кольцом, имеющим с одной стороны сквозной разрез с конусным отверстием в стыке. В это отверстие вставлен конусный болт 8, который при затяжке гайки разжимает кольцо и тем самым надежно стопорит его в диске.

При регулировании хода магнитной системы гайку отвертывают и через упругую прокладку слегка ударяют по концу болта, освобождая тем самым регулировочное кольцо. Затем в отверстия кольца 2 вставляют шпильки, заложив между ними гаечный ключ, поворачивают кольцо в нужном направлении до установления необходимого зазора. После этого шпильки вынимают и затягивают гайку конусного болта. Для замера хода магнитной системы в корпусе тормоза имеется отверстие, закрывающееся пробкой 28 с прокладкой из электронита толщиной 3 мм.

Ручное растормаживание производят с помощью рукояток, закрепленных на оси эксцентрика болтами. При повороте рукоятки эксцентрик перемещает по пазу тягу, которая, выбрав осевой зазор между подвижной магнитной системой и гайкой, прижимает подвижную систему к неподвижной, освобождая тормозные диски.

Зазор Е между концом тяги механизма ручного растормаживания и ближайшим промежуточным диском при отключенном электромагните и опущенных рукоятках также должен соответствовать значениям, указанным в таблице.

При ремонте дисковых тормозов необходимо обращать внимание на состояние уплотнений. При потере эластичности уплот-нительные прокладки необходимо заменять. Прокладки крышки и сальников изготовляют из мягкой резины марки Б толщиной 5 и 8 мм соответственно.

Уплотнительные кольца изготовляют из резинового шнура средней твердости (ГОСТ 6467—69) размером 8×8 мм для тормозов 1—4 величин и 10Х Х10 мм — для тормозов 5—6 величин. Прокладки изготовляют из тонкошерстяного войлока толщиной 4—6 мм и пропитывают смазкой.

Чаще всего ремонт дисковых тормозов сводится к замене изношенных тормозных дисков, катушек электромагнитов и пружин. Иногда приходится шлифовать поверхности соприкосновения сердечников подвижной и неподвижной магнитных систем, а также снимать заусеницы и устранять неравномерности выработки на трущихся поверхностях. Изношенные диски и вышедшие из строя катушки заменяют при полной разборке тормоза в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Ремонт со шлифованием магнитной системы и с заменой

изношенных деталей следует производить в заводских условиях.

Тормозной электромагнит постоянного тока типа ВМ, применяемый для ленточных тормозных устройств, собран в стальном корпусе (остове), нижняя часть которого переходит в лапки для крепления на механической части тормоза. Внутри корпуса помещена катушка, закрываемая сверху стальной крышкой, которая вместе с корпусом образует магнитопровод.

Якорь магнита, выточенный из мягкой стали, свободно скользит в направляющей бронзовой втулке. Один конец втулки насажен на неподвижный упор, имеющий коническое углубление, в которое входит верхний конец якоря, а другой центрован в нижней части корпуса. Бронзовая шайба удерживает войлочную прокладку сальника и служит дополнительной направляющей для якоря. Латунная шайба на торце якоря препятствует залипанию якоря после отключения электромагнита.

Якорь, с большой точностью подогнанный к направляющей втулке, используют как воздушный буфер для смягчения ударов при включении и отключении магнитов. Силу смягчения регулируют демпферным винтом 10 со специальной прорезью. Ввинчивая или вывинчивая винт, меняют сечение прорези, регулируя демпферный эффект. Через отверстие демпферного винта вводят консистентную смазку для смазывания якоря и направляющей втулки.

Рис. 3. Тормозной магнит типа ВМ

Якорь, не имеющий нижнего упора, свободно вращается вокруг своей оси. Для присоединения к рычагу тормозной системы на его конце предусмотрено отверстие. Питание к катушке электромагнита подводят через сальник на клеммы клеммовой доски 1,3. На клеммовой доске при помощи держателей монтируют трубчатые элементы разрядных резисторов.

Ремонт и регулирование таких электромагнитов не вызывает особых трудностей и сводится к замене вышедших из строя катушек, регулированию скорости срабатывания магнитов демпферным винтом (средняя скорость срабатывания при включении должна быть 50—100 мм/с), замене уплотнительной резины, установленной в крышке, а также шлифовании или замене изношенных трущихся деталей. При изготовлении новых катушек обычно используют каркас старой катушки с предварительно отремонтированной изоляцией.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования