Ремонт судовых распределительных устройств


Категория Ремонт судового электрооборудования

К электрораспределительным устройствам на судах относят главные распределительные щиты электростанций, щиты электродвижения, групповые щиты освещения, щиты сигнализации и др. От распределительных устройств получают питание все потребители электроэнергии на судне, поэтому содержанию их в исправном состоянии придают большое значение.

Во время эксплуатации распределительных устройств могут возникнуть различные неисправности, связанные с повреждениями аппаратуры, электроизмерительных приборов, выводных плат, ши-нопроводов и проводов внутренней коммутации. Неисправности деталей распределительных устройств обнаруживают при наружном осмотре, а также при проверке работы.

Необходимость в ремонте распределительных устройств возникает при резком понижении сопротивления изоляции токопроводов и при неисправностях в установленных на них аппаратах. Сопротивление изоляции токоведущих частей главных и вторичных распределительных щитов от корпуса и сопротивление изоляции между токоведущими частями различных полюсов (фаз) должно быть не ниже 0,3 МОм при напряжении до 100 В, 1 МОм при напряжении 100—500 В и по 2000 Ом на каждый вольт номинального рабочего напряжения при напряжении свыше 500 В.

Понижение сопротивления изоляции может происходить из-за сильного увлажнения или загрязнения изоляционных материалов, механических повреждений и старения изоляции проводов. Участки с пониженной изоляцией обнаруживают, разъединяя токове-дущие части щитов на отдельные, не связанные между собой цепи, и замеряя сопротивление их изоляции. Если понижение сопротивления произошло вследствие загрязнения или увлажнения щита, то все изоляционные панели, шинодержатели и провода внутренней коммутации чистят и сушат (электрокалориферами или специальными лампами с инфракрасными лучами).

Поврежденные изоляционные детали и коммутацию заменяют. При ремонте щитов производят лужение контактных поверхностей шинопроводов и проводов. Обгоревшие или оплавленные шины заменяют или ремонтируют путем наплавки медью.

Электроизмерительные приборы на судне, как правило, не ремонтируют. Часто причиной неисправности приборов является перегорание плавких вставок предохранителей, установленных в цепях измерения, или отсутствие контактов в переключателях. Такие дефекты устраняют заменой предохранителей, ремонтом или заменой переключателей.

Наиболее распространенными неисправностями самих приборов, которые можно устранить без серьезного ремонта, являются: нарушение уплотнений и попадание влаги внутрь прибора (отпотевание защитного стекла); зацепление стрелки о шкалу или заскакивание ее за ограничитель; изгиб стрелки из-за ударов об ограничитель при зашкаливании; повреждения в трансформаторах тока или шунтах.

Для удаления влаги прибор снимают, вскрывают корпус, протирают и промывают спиртом, просушивают в печи при температуре не более 100°С и вновь собирают. Если герметичность прибора была нарушена из-за повреждения защитного стекла, то его заменяют, приклеивая новое стекло к корпусу прибора эпоксидным компаундом.

Стрелку прибора в нулевое положение устанавливают с помощью специального устройства (корректора), которое выводят наружу прибора или устанавливают под специальной пробкой, ввинченной в его корпус. Если отклонение стрелки от нулевого положения вызвано ее изгибом, то прибор вскрывают и производят рихтовку стрелки и балансировку ее специальными грузиками, установленными на противоположном конце стрелки. Такой ремонт выполняют на специализированных участках электроцехов. При зацеплении стрелки о шкалу прибор вскрывают и в зависимости от причины зацепления производят ремонт (подтягивают крепления и выравнивают шкалу, освобождают стрелку из-за ограничителя) и проверяют показания прибора по контрольному.

Неисправности в шунтах постоянного тока (нарушение пайки пластин или их замыкание) устраняют ремонтом или заменяют шунты. Шунты проверяют милливольтметром класса точности 0,2 или 0,5, подключенным на зажимы, идущие к амперметру. При пропускании по шунту номинального тока милливольтметр должен показывать номинальное падение напряжения (например, 75 мВ).

Ложные показания амперметров постоянного тока могут быть в случае подключения приборов случайными, не калиброванными по сопротивлению проводниками. Проводники, идущие от прибора к шунту, необходимо подключать только под специально установленные на шунте винты.

Неисправности приборов, вызывающие необходимость регулирования или замены отдельных деталей подвижных систем, устраняют на специализированных участках завода. На этих же участках приборы сдают и опломбируют. Клеймо о принятии прибора устанавливают на защитном стекле несмываемой краской.

Ремонт вторичных распределительных щитов, как и главных, сводится к ремонту аппаратуры, установленной внутри ящиков, замене или ремонту проводов внутренней коммутации и ремонту изоляционных панелей и выводных плат. Кроме того, часто требуют ремонта защитные уплотнения при попадании внутрь воды.

Уплотнение выполняют из профильной резины, укладываемой в специальные желоба. Качество уплотнения проверяют по отпечатку на резине натертого мелом буртика крышки щита. При наличии трещин на резиновом шнуре или при разъедании резины растворителями и маслом уплотнение заменяют. Резину на стыках склеивают клеем № 88. Клей на тщательно зачищенные и обезжиренные бензином поверхности наносят тонким слоем, после чего дают подсохнуть до исчезновения отлипа; вновь наносят тонкий слой клея и дают немного подсохнуть. Затем соединяют склеиваемые поверхности, сжимают место соединения тисками или струбциной и выдерживают в сжатом состоянии не менее 7 ч. После склеивания резину укладывают в желобок, смазанный клеем, и прижимают крышкой.

При среднем и капитальном ремонтах распределительных щитов с каркасов и ящиков снимают старую краску и окрашивают вновь. С железных и стальных корпусов старую краску снимают путем погружения в горячий (60—70 °С) раствор едкого калия, а с алюминиевых щитов — погружением в метиленхлорид или специальные смывки, состоящие из смеси различных растворителей. После размягчения и удаления краски щиты промывают, сушат и грунтуют грунтом ФЛ-ОЗк или ФЛ-ОЗж (для алюминиевых щитов). Загрунтованные щиты сушат и окрашивают эмалью.

Отремонтированные щиты проверяют на правильность монтажа и испытывают на электрическую прочность изоляции токоведущих частей. Защитные и коммутационные аппараты, установленные на щите, настраивают на специальных стендах.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования