Ремонт судовых аппаратов слабого тока


Категория Ремонт судового электрооборудования

Современное судно является сложным автономным инженерным сооружением. Для обеспечения оперативного управления таким сооружением или его отдельными частями, а также для обеспечения нормальной жизнедеятельности обслуживающего персонала судно оборудуют: электрической сигнализацией; приборами управления главными и вспомогательными механизмами; внутрисудовой телефонной связью.

В зависимости от назначения приборы звуковой и зрительной сигнализации объединяют в системы или группы. Все схемы систем и групп сигнализации имеют общие элементы, отличающиеся лишь конструктивным исполнением: звонки, ревуны и трещотки постоянного и переменного тока; номерники оптической сигнализации; прерыватели световых сигналов; замыкатели различного исполнения; датчики сигналов и т. п.

В большинстве случаев ремонт таких приборов сводится к их регулированию и чистке. Реже возникают неисправности, требующие восстановления гальванических и лакокрасочных покрытий, а также замены деталей: поврежденных катушек, конденсаторов, резисторов, поломанных или обгоревших контактов, окислившихся или изношенных осей, изоляционных прокладок и уплотнений. Неисправности обнаруживают при техническом обслуживании. Вышедшие из строя детали заменяют и регулируют аппараты в соответствии с инструкциями по их эксплуатации. Защитные покрытия восстанавливают в заводских условиях после полной разборки аппаратов. Катушки перематывают на намоточных станках или вручную по данным, указанным в паспорте. Обычно паспорт наклеен на катушку.

Комплексная автоматизация управления судном предусматривает одновременно с подачей сигналов подачу управляющего воздействия на технические средства судна. Приборы, осуществляющие высокоскоростную надежную связь между командным пунктом и исполнительными постами, фиксацию, контроль приема и исполнения определенного числа известных команд, объединяют в электрическую схему, называемую телеграфом.

В телеграфах переменного тока применяют индукционную систему синхронной передачи угла на однофазных контактных и бесконтактных сельсинах. По конструкции сельсины незначительно отличаются от синхронных или асинхронных машин небольшой мощности. Чаще всего их изготовляют двухполюсными с однофазной обмоткой возбуждения и трехфазной вторичной обмоткой. Обмотка возбуждения расположена либо на статоре, либо на роторе, отчего зависит расположение обмотки синхронизации, которую всегда выполняют распределенной. Обмотки синхронизации обычно соединены в звезду. Контактные кольца и щетки выполняют из сплавов серебра.

В машинных телеграфах постоянного тока типа МТК используют двухпластинчатый датчик, а приемники представляют собой трехфазные синхронные двигатели, роторы которых являются двухполюсными постоянными магнитами. Схема телеграфа выполнена на базе синхронной передачи изменяющейся частоты.

Неисправности в схемах телеграфов, определяемые входящими в схему приборами и аппаратами, чаще всего являются следствием повреждения обмоток сельсинов или нарушения целостности электрических цепей. Если приемник легко выпадает из синхронизма, а обмотка синхронизации перегревается, то причина заключается в обрыве обмотки возбуждения приемника или элементах ее цепи. Если такой дефект наблюдается у всех приемников, то обрыв имеется в обмотке возбуждения датчика.

Если ротор одного из приемников поворачивается скачками и имеет только два устойчивых положения, это является следствием обрыва обмотки синхронизации приемника. Отказ в работе всех приемников при повороте рукоятки датчика свидетельствует об обрыве цепи питания датчика и приемников, либо обрыве не менее двух фаз обмотки синхронизации датчика.

Неисправности обмоток обнаруживают описанными методами при осмотре приборов. Неисправные сельсины заменяют и регулируют приборы в соответствии с инструкцией по обслуживанию. Ремонт корпусов и изготовление отдельных деталей, не поставляемых в запас, на судне, как правило, не производят.

Наряду с приборами сигнализации и телеграфами, для передачи команд и связи с отдельными абонентами на судах широко используют безбатарейную телефонную связь; в ее состав входят индукторы, звонки, сигнальные лампы, ключи кулачковые, бленкеры, и автоматическую (АТС), состоящую из номеронабирателей, шаговых искателей (ШИ), реле РКН и РКМ, зуммерных вибраторов. Общим для всех видов телефонной связи является наличие микротелефонных трубок.

Ненормальности, появляющиеся в процессе эксплуатации элементов связи, могут возникать из-за нарушения регулирования отдельных приборов или их поломки. Если в телефонных аппаратах ухудшается или пропадает слышимость, прекращается подача сигнала либо в коммутаторах и АТС нарушается работа коммутирующих устройств при вызове абонентов, то в большинстве случаев причиной неисправности является нарушение контакта в элементах цепи. Для чистки и регулирования контактов применяют специальный регулировочный инструмент, поставляемый в комплекте с АТС. Контакты чистят замшей и промывают спиртом. После чистки необходимо отрегулировать контактное нажатие и установить необходимые растворы и провалы. Силу нажатия контактов проверяют специальным граммометром, поставляемым в комплекте с регулировочным инструментом. Регулируют АТС, как правило, при ремонте. На судне чаще всего неисправные элементы связи заменяют и регулируют.

Обнаружение и устранение мелких неисправностей производят во время технического обслуживания или при эксплуатации. Например, полное отсутствие слышимости в одном направлении может быть следствием нарушения контакта между капсюлем микрофона и пружинами в микротелефонной трубке одного из аппаратов. Такой дефект устраняют подгибанием пружинящих контактов в трубке. При неисправности внутри капсюля его заменяют. Иногда слышимость может произвольно прерываться и появляться, что чаще всего свидетельствует о неисправности (повреждении жил) телефонного шнура. В этом случае шнур заменяют. Отсутствие одного из сигналов (звонка или светового) вызова абонента коммутатора свидетельствует о неисправности звонка или сигнальной лампы. При отсутствии вызова (нет сигнала) неисправность может быть в вызывном устройстве (индукторе или ключе). Если индуктор не развивает необходимого напряжения (30—60 В), то его заменяют. При отсутствии контакта в контактной группе индуктора или переключающих устройств контактные группы чистят и регулируют.

Ремонт корпусов аппаратов связи с заменой уплотнений, проводов внутренней коммутации, комплектующих изделий (конденсаторов, резисторов, реле и т. п.) и восстановлением покрытий производят в заводских условиях.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования