Ремонт судовых аккумуляторов


Категория Ремонт судового электрооборудования

На судах применяют щелочные и кислотные аккумуляторы. Из щелочных наиболее распространены никель-кадмиевые аккумуляторы типа НК и никель-железные типа НЖ, а из кислотных — аккумуляторы типа СТ.

Независимо от типа аккумуляторов при неправильной эксплуатации в них могут возникнуть одинаково проявляющиеся неисправности: снижение емкости, значительный саморазряд, снижение напряжения при зарядке и разрядке, усиленное выделение газов при зарядке, течь сосудов.

Потеря емкости“ щелочных аккумуляторов может быть следствием длительной работы без замены электролита, понижения его уровня и обнажения части пластин, попадания примесей в электролит, короткого замыкания пластин, утечки тока из-за загрязнения, длительной эксплуатации на простом электролите, недозаря-Да или разряда малым током.

Для восстановления емкости аккумуляторов, длительно эксплуатировавшихся на электролите из едкого калия или натрия, простой электролит заменяют составным. Для этого разряжают батарею до напряжения 1 В на элемент; выливают старый электролит, энергично встряхивают банку аккумулятора; тщательно промывают каждый элемент дистиллированной водой и заливают свежим электролитом несколько повышенной плотности. Плотность затем снижается за счет оставшейся после промывки воды. После заливки аккумуляторы выдерживают не менее 2 ч. Резиновой грушей в стеклянный баллон набирают из банки электролит, проверяют его плотность ареометром и доводят (при необходимости) до норм. Затем аккумуляторам проводят два тренировочных цикла и один контрольный.

В первом тренировочном цикле заряд аккумуляторов проводят нормальным током в течение 12 ч, а разряд—в течение 8 ч. Во втором цикле заряд проводят в том же режиме, а разряд — нормальным током до напряжения 1 В на элемент. В третьем цикле проводят заряд нормальным током в течение 6 ч и разряд— нормальным током до 1 В на элемент. Аккумуляторы, имеющие после 7 ч разряда напряжение 1 В и ниже, меняют и восстанавливают отдельно.

Емкость аккумуляторов восстанавливают постепенно в течение работы на составном электролите. Считается нормальным, если в первых циклах увеличение емкости аккумуляторов будет равно 25—30% их емкости до восстановления. По мере восстановления аккумуляторы примерно одинаковой емкости комплектуют в батареи. Электролит после восстановления не меняют.

Признак короткого замыкания между пластинами аккумулятора — значительное понижение напряжения при заряде и разряде; основная причина — засорение электролита посторонними примесями или выпавшей активной массой. Короткое замыкание устраняют чисткой и промывкой аккумулятора. Аккумуляторы с выпавшей активной массой и разъеденными ржавчиной банками заменяют.

В практике эксплуатации никель-железных аккумуляторов бывают случаи, когда долго не работавшие аккумуляторы не отдают гарантированной емкости. Причиной такого явления является ухудшение характеристик отрицательного железного электрода за счет окисления сульфидной серы.

Для восстановления емкости таких аккумуляторов заливают новый электролит состава: для работы аккумуляторов при температуре 0—40 °С раствор едкого натрия плотностью 1,18—1,2 г/см3 с добавкой 20 г/л едкого лития и 20—25 г/л сернистого натрия Na2S-9H20 (реактивного); для работы при температуре от 0 до минус 20 °С — раствор едкого калия плотностью 1,21 — 1,23 г/см3 с такими же добавками.

Рис. 1. Приспособление для замера плотности электролита

Залитые новым электролитом аккумуляторы выдерживают не менее 3 ч, после чего замеряют напряжение каждого аккумулятора. При отсутствии напряжения выдерживают аккумуляторы с залитым электролитом еще в течение 10 ч. После этой выдержки аккумуляторы, на которых отсутствует напряжение, заменяют. Остальные аккумуляторы комплектуют в батареи и проводят три цикла режимом: I — заряд нормальным зарядным током в течение 12 ч; разряд нормальным током в течение 2 часов; II и III — заряд нормальным током в течение 12 ч, а разряд нормальным током в течение 8 ч, но до напряжения не ниже 1 В на элемент.

Если аккумуляторы на разряде третьего цикла не отдают номинальной емкости, то им дают еще 1—2 дополнительных цикла в том же режиме до получения номинальной емкости. Восстановленные таким способом аккумуляторы эксплуатируют с тем же электролитом. Электролит меняют через 100—150 циклов.

Никель-кадмиевые аккумуляторы применяют при температуре до —40 °С, а никель-железные — до —20 °С. При окружающей температуре минус 20 °С — 40 °С допускается применять составной электролит плотностью 1,25—1,27 г/см3, но при этом емкость аккумулятора будет на 5—10% ниже, чем при работе на калиевом электролите такой же плотности. Электрические характеристики несколько снижаются и при работе на натриевом электролите.

Для кислотных аккумуляторов в качестве электролита применяют раствор чистой аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность электролита должна выдерживаться по заводской инструкции в зависимости от условий эксплуатации. При нормальных условиях плотность в конце зарядки должна быть 1,28 г/см3.

Потеря емкости кислотными аккумуляторами чаще всего происходит из-за сульфатации пластин. Для устранения этого явления аккумуляторы разряжают током десятичасового режима, выливают старый электролит и заливают дистиллированной водой. Током, равным 30% номинального зарядного тока, аккумулятор заряжают до тех пор, пока его напряжение и плотность электролита не перестанут изменяться в течение 5—6 ч. Затем электролит снова выливают и наливают новый плотностью 1,28 г/см3.

После некоторой выдержки аккумулятора с новым электролитом его плотность доводят до нормальной и производят контрольную разрядку для определения емкости. Если емкость окажется менее 80% номинальной, процесс повторяют; если емкость снова не восстанавливается, то аккумулятор заменяют.

Ненормально большой саморазряд аккумуляторов происходит вследствие загрязнения их поверхности или электролита. Признаком саморазряда может быть утечка до 25% емкости аккумулятора в течение месяца бездействия. Для устранения саморазряда поверхности аккумуляторов промывают и протирают аккумуляторные банки. Загрязненный электролит заменяют.

При эксплуатации аккумуляторов необходимо следить за тем, чтобы уровень электролита был на 5—15 мм выше верхней кромки пластин. Трещины в пластмассовых или эбонитовых сосудах кислотных аккумуляторов заделывают карбонильным клеем или компаундом. Резиновые донышки к щелочным аккумуляторам приклеивают клеем 88 по хорошо промытой и обезжиренной поверхности. Аккумуляторы, не поддающиеся восстановлению указанными способами, ремонтируют в специализированных мастерских.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования