Ремонт обмоток роторов и контактных колец


Категория Ремонт судового электрооборудования

Роторы асинхронных электродвигателей могут быть с короткозамкнутыми и с фазными обмотками. Фазные обмотки роторов бывают катушечные, наматываемые тонким проводом, и стержневые, из профильной меди. Чаще всего встречаются стержневые двухслойные волновые обмотки.

Ремонт катушечных и стержневых обмоток ротора ничем не отличается от ремонта таких же обмоток статора. Новые роторные стержни изготовляют из одной или двух медных полос прямоугольного сечения, причем верхние стержни на 20—30 мм длиннее нижних. Нарезанные заготовки рихтуют, затем у них с одной стороны отгибают и формируют лобовую часть.

После облуживания концов стержней в ванне с расплавленным припоем ПОС-40 изолируют пазовую часть (изготовляют твердую гильзу). Заготовку изоляции, выполненную в виде прямоугольника с обрезными с одной стороны на ширину стержня углами, помещают на прогретую до 70—80 °С плиту, накладывают стержень и навертывают на него 1—1,5 оборота заготовки. Длину заготовки берут на 10—15 мм больше длины пазовой части стержня, а ширину рассчитывают исходя из размеров стержня и необходимой толщины изоляции гильзы.

Стержень с заготовкой помещают в обкаточный станок, где на него навертывают изоляцию и обкатывают. Температура утюгов обкаточного станка завигнт от применяемых материалов. Для микафолия на шеллаке она составляет 150— 1б0 °С, на глифталевом лаке—170— 180 °С, для стекломикафолия на кремний-органическом лаке — 200—220 °С. Продолжительность обкатки составляет 3—5 мин.

После обкатки пазовую часть стержня опрессовывают в пресс-форме при давлении не менее 50 кгс/см2. Стекдомика-фолиевую изоляцию на кремнийоргани-ческом лаке дополнительно запекают в пресс-форме при температуре 200— 220°С в течение 20—30 мин с последующим охлаждением. После нанесения твердых гильз изолируют лобовые части лентами внахлест; в месте стыка пазовой и лобовой частей не должно быть просветов и утолщений.

После ремонта или изготовления обмотки укладывают и соединяют в соответствии со схемой. При замыкании контактных колец на корпус ротора изоляцию втулки, на которую напрессованы контактные кольца, заменяют.

Наиболее трудоемкой, но надежной является твердая изоляция втулок. Обычно ее выполняют из формовочного миканита или из чередующихся слоев бакелизированной бумаги и формовочного миканита. При всех сочетаниях материалов технология изолирования одинакова.

Втулку до изолирования очищают от старой изоляции и грязи, промазывают клеящим лаком и на высушенную поверхность плотно накатывают на горячей плите изоляционный материал, внутреннюю поверхность которого предварительно покрывают клеящим лаком и подсушивают до слабого отлипа. Затем изоляцию опрессовывают в пресс-форме с конусными сегментами (а — зазор между сегментами). Пресс-форму с изолированной втулкой разогревают в печи до температуры 150—160 °С в течение 30—40 мин, затем на кольцо подают давление с таким расчетом, чтобы давление на поверхности втулки было не менее 150 кгс/см2.

Рис. 1. Опрессовка изоляции втулок контактных колец

После опрессовки втулки производят запекание изоляционного материала в течение 2—3 ч при температуре: 150—160 °С — для миканита на шеллаке, 170— 180 °С — для глифталевых лаков и 200—220 °С — для кремнийорга-нического лака К-40. После запекания и охлаждения изоляция должна быть монолитной и при простукивании издавать металлический звук. Доведение изоляции втулки до необходимых для посадки колец размеров производят на токарном станке.

Контактные кольца насаживают на втулку в нагретом до 450 °С состоянии. После насадки в кольца ввертывают контактные шпильки, а свободное пространство между кольцами заполняют пропитанной в электроизоляционном лаке стеклянной лентой и покрывают эмалью. Для изоляции классов А и В применяют лак МЛ-92 и эмаль ГФ-92ГС, а для изоляции классов F и Н —лак КО-916К и эмаль КО-935.

В последнее время контактные кольца изготовляют впрессованными в пластмассу. При пробое изоляции в таких узлах приходится заменять пластмассовые конструкции на конструкции, изготовленные вышеописанным способом. Для заполнения пространства между контактными кольцами можно использовать устанавливаемые при насадке на втулку изоляционные кольца, изготовленные из текстолита или стеклотекстолита.

Короткозамкнутые роторы ремонтируют в случае разрывов или трещин в стержнях и замыкающих кольцах. Трещины в замыкающих кольцах роторов с алюминиевой обмоткой можно запаивать специальным припоем, состоящим из 63% олова, 33% цинка и 4% алюминия. Ротор при пайке разогревают до 400—450 °С и к разделанным в виде ласточкина хвоста трещинам прикладывают палочку из припоя. Припой, плавясь (температура плавления 380 °С) при соприкосновении с ротором, заполняет трещины. Трещины или разрывы в доступных местах алюминиевых обмоток можно заваривать алюминиевой проволокой путем электросварки неплавящимся (вольфрамовым) электродом в среде защитного газа (аргона) с помощью специальной установки типа УДАР-300 или УДГ-500.

При значительных повреждениях алюминиевых обмоток, выполненных заодно с вентиляторами, перезаливают роторы или заменяют алюминиевую обмотку на медную. Перезаливка алюминиевой обмотки — довольно сложная работа и может быть произведена только на специализированных заводах. В некоторых случаях алюминиевую обмотку можно отремонтировать без перезаливки. Лопнувшие стержни высверливают и заменяют новыми, аналогичными по сечению и сопротивлению. Ротор нагревают, вставляют новый стержень и соединяют его с замыкающим кольцом аргоно-дуговой сваркой, с помощью которой можно наваривать обломанные лопасти вентиляторов, отлитых вместе с замыкающим кольцом.

Рис. 2. Втулка с контактными кольцами

Лопнувшие медные стержни ротора вытаскивают с помощью специальных приспособлений и заменяют. Приспособление состоит из вращающегося захвата, гайки, винта и стойки. Соединение медных стержней с замыкающими кольцами выполняют твердыми серебряными или медноцинковыми припоями, а также электросваркой специальными электродами или автогеном. После ремонта или замены обмотки производят балансировку ротора.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования