Ремонт клепаного корпуса с применением сварки


Категория Корпуса судов

Восстановление клепанныx конструкций при ремонту корпуса в настоящее вре-ляя, как правило, производится редко, поскольку применение сварки при ремонте клепаного корпуса проще и экономичнее. В некоторых случаях применение сварки при ремонте не может быть допущено из-за плохой свариваемости основного материала. Перед ремонтом необходимо проверить листовой материал корпуса по химическому составу (по данным химического анализа либо по сертификатам) и, при необходимости, — на свариваемость (образцы старого металла и вновь устанавливаемого). цельносварными с совмещенными стыками и пазами. Кромки оставшихся листов клепаного корпуса, к которым присоединяют посредством сварки новые, должны быть срезаны до полного удаления заклепочных соединений и подготовлены под сварку в соответствии с действующими стандартами.

Замена отдельных клепаных соединений сварными при ремонте судов клепано-сварной конструкции и сварной вариант ремонта клепаной конструкции корпуса в каждом отдельном случае должны быть согласованы с инспектором. Регистра.

При большом ремонте корпуса Регистром допускается замена клепаных барьерных швов сварными соединениями в случае одновременной замены соединяемых поясьев листами из стали повышенной вязкости.

Обычно при переводе клепаной конструкции на сварную располагают сварные швы вне пазовых и стыковых перекроев на расстоянии примерно 10-кратной1 толщины листа от его удаляемой кромки. В случае сохранения заклепочного соединения по пазам наружной обшивки (при ремонте крупных судов) расположение стыков должно соответствовать требованиям, предъявляемым к сварным соединениям.

Допускается вырезать изношенные либо поврежденные заклепочные соединения, например клепаный паз листов наружной обшивки, с последующей постановкой на их место полос шириной не менее 250 мм, привариваемых по кромкам встык к оставшимся частям обшивки. Набор в районе установки сварных полос обычно приклепывают к последним.

Рис. 1. Переход от клепаного паза к сварному стыковому соединению листов обшивки (район окончания барьерного шва)

Рис. 2. Вариант замены изношенной обшивки (палубного настила) с сохранением клепаного набора вне района ремонта

Рис. 3. Выполнение сварки после клепки. Постановка так называемых стопоров

При замене листов обшивки корпуса без удаления старого набора допускается присоединение последнего к обшивке посредством сварки. Если заменяют изношенный набор клепаного корпуса и оставляют старую обшивку, допускается приварка набора к обшивке, при этом заклепочные отверстия должны быть заварены. У привариваемого к обшивке старого набора перед сваркой следует удалить часть полки, отрезав ее по прямой линии, касательной к заклепочным отверстиям.

При замене изношенных листов палубного настила и сохранении старого набора последний обычно приваривают к новым листам палубы, причем полку набора отрезают по заклепочным отверстиям. Если производят ремонт клепаных переборок, новые переборки или участки переборок выполняют сварными, а на заклепочных пазах обшивки, пересекающих переборку, выполняют так называемые стопоры на сварке.

По согласованию с инспектором Регистра допускается обварка ослабевших или разъеденных головок заклепок на конструкциях, подлежащих замене в ближайшие годы, либо на судах, предназначенных к списанию.

Применение сварки при ремонте, однако, не исключает необходимости выполнения некоторых работ по клепке. В частности, при замене листа наружной обшивки корпуса клепаного судна с применением сварки надо удалить заклепки стыков, пазов и набора обшивки на расстоянии не менее 250 мм от линии реза, а после окончания сварочных работ необходимо произвести переклепку заклепок.

Правилами Регистра допускается сварка после клепки при условии, что: шов, подлежащий сварке, отстоит от параллельного ему заклепочного шва не менее чем на 500 мм; в заклепочном шве, пересекающем шов, подлежащий сварке, не установлены заклепки на расстоянии не менее 250 мм в обе стороны от подлежащего сварке шва.


Читать далее:

Категория Корпуса судов