Ремонт электрических сетей


Категория Организация и технология судоремонта

Для безопасной эксплуатации сопротивление изоляции кабелей сети освещения, цепи управления и защиты не должно быть ниже при напряжении до 110 В — 0,3 МОм, от 111 до 500 В — 1 МОм; силовой сети при напряжении до 500 В — 1 МОм, свыше 500 В — 1 + + 0,002м0м. Кабель после ремонта должен иметь сопротивление изоляции не менее 10 МОм. В процессе эксплуатации в результате естественного старения изоляции и различных воздействий (перегрев, химическое воздействие масел и нефтепродуктов, механические повреждения) сопротивление изоляции снижается.

Большие токи утечки могут привести к нарушению изоляции жил между собой и между корпусом, и, как следствие, может возникнуть короткое замыкание, приводящее к пожару. Поэтому необходимо строго следить за тем, чтобы сопротивление изоляции не снижалось ниже допустимого.

Для поиска места повреждения изоляции используют метод последовательного отключения потребителей от главного распределительного щита. Отключение поврежденного фидера приводит к резкому возрастанию сопротивления изоляции и, следовательно, к выравниванию показаний всех мегаомметров. Наиболее вероятными местами повреждения изоляции являются соединительные коробки и концевые подключения. Если на линии несколько соединительных коробок, то сначала вскрывают среднюю коробку, а затем в той половине сети, где сохраняется пониженное сопротивление изоляции, опять вскрывают среднюю коробку, и так поступают до тех пор, пока не будет установлено место повреждения. В коробке, имеющей пониженную изоляцию, отсоединяют концы кабеля, с них и со стенок коробки тщательно смывают бензином грязь, после чего все просушивают.

Иногда кабельная линия имеет пониженное сопротивление изоляции даже и после того, как в коробках она восстановлена до нормального значения, а отдельные участки линии также имеют сопротивление изоляции не ниже нормы. Это, как правило, свидетельствует о том, что причиной снижения сопротивления изоляции служит образование в ней (большей частью на ее поверхности) трещин. При наличии пыли и влаги в них образуется грязь, которая служит – токопроводящими мостиками, снижающими общее сопротивление изоляции кабеля. Это типично для старых кабелей, которые в этом случае подлежат замене.

Нарушение или пробой изоляции вызывают следующие повреждения: замыкание одной или нескольких жил на землю; соединение в месте повреждения двух или трех жил кабеля между собой; обрыв одной или нескольких жил с заземлением или без него; заплывающий пробой изоляции. Характер повреждения в большинстве случаев можно определить мегаомметром. Для этого производят измерения сопротивлений изоляции каждой жилы по отношению к земле и между собой, а также проверяют их целость. При заплывающих пробоях изоляции иногда приходится производить ее прожигание, с тем чтобы получить в месте повреждения кабеля малое переходное сопротивление. На основании полученных данных и составляют схему повреждения, пользуясь которой выбирают наиболее приемлемый метод определения места повреждения. Для определения мест повреждения применяют следующие методы: импульсный, колебательного разряда, емкостный, акустический, индукционный и др.

Емкостный метод применяют при обрыве жил кабеля. Он основан на измерении с обеих сторон емкости кабеля до места обрыва. Разделив длину кабелей линии пропорционально полученным емкостям, находят расстояние до места повреждения. Измерение емкостей при частичном обрыве жил производится мостом переменного тока или мостом постоянного тока при переходном сопротивлении 5000 Ом и более.

Акустический метод применим при любом виде повреждений, если в месте изоляции удается создать электрический разряд. Звук от искрового разряда прослушивается прибором АИП-ЗМ.

Повреждение кабелей имеет место как на наружных металлических оболочках, так и на экранных оплетках, полихлорвиниловой наружной оболочке, изоляции жил кабеля и, наконец, на самих его жилах. Возможен также полный обрыв жил. Технология ремонта определяется характером повреждений. На доступных участках выполняется ремонт, в недоступных местах — замена участка поврежденного кабеля.

Ремонт производится одним из следующих способов.

Частичное повреждение наружной металлической оплетки устраняют следующим образом. Подрезают оборванные пряди, места повреждения зачищают наждачной бумагой и обезжиривают спиртом. На подготовленное таким образом место в один ряд накладывают бандаж из металлической эластичной пленки, например из медной луженой фольги. Торцы пропаивают припоем ПОС-61. При полном обрыве экранирующей оплетки на свободную оболочку накладывают слой фторопластовой ленты, а на нее наматывают медную луженую фольгу, которую затем припаивают припоем. Сверху накладывают слой полихлорвиниловой ленты, а конец приклеивают клеем КП-1.

Оболочку кабеля при нарушении ее целости проколами, задирами, прожогами без повреждения внутренних элементов восстанавливают путем местной изолировки. При длине участка повреждения до 10—15 мм его протирают ацетоном и покрывают починочной пастой, затем промазывают клеем КП-1 и обворачивают двумя слоями полихлорвиниловой ленты. Если длина прорези больше 20 мм, то после нанесения починочной пасты на место повреждения накладывают полихлорвиниловую трубку диаметром, равным диаметру кабеля, и длиной, превышающей длину прорези на 10—15 мм в каждую сторону.

Ремонт сквозных прорезей в полихлорвиниловой оболочке производят сваркой в струе горячего воздуха температурой около 180 °С. При ширине прорези до 5 мм применяют присадочный материал в виде полихлорвинилового прутка, укладываемого под действием струи горячего воздуха на поврежденное место. При ширине прорези .более 15 мм ремонт производят приваркой полихлорвиниловой муфты.

Ремонт повреждений защитного шланга (трещин, наколов) при открытой прокладке можно также производить двухслойной подмоткой с перекрытием на половину ширины липкой полихлорвиниЛовой лентой и с последующей промазкой поливинилхлорид-ным лаком. Более надежным является ремонт в струе горячего воздуха от сварочного или газовоздушного пистолета. При этом температура воздуха достигает 200° С и становится легко выравнивать при наплав-лении поверхности шланга.

Проколы, небольшие отверстия заделывают в струе горячего воздуха с применением присадочного прутка, остатки которого после охлаждения отрезают. Затем место ремонта прогревают до появления признаков плавки, выравнивают и герметизируют сварной шов, прижимая куски кабельной бумаги, сложенной в 3—4 слоя. При ремонте больших прорезей (вырезов) применяют полихлорвиниловые заплаты или разрезные манжеты, которые перекрывают место повреждения на 1—2 мм. Вдоль сварочного шва приваривают пруток. Срезая затем при тщательном прогреве места повреждения выступающие поверхности, выравнивают шов.

Повреждение проволоки многопроволочной жилы устраняют путем наложения бандажа из тонкой медной луженой проволоки. Место повреждения предварительно очищают спиртом, а проволоки укладывают по повиву. Бандаж пропаивают припоем ПОС-61 с канифольно-спиртовым флюсом. Изоляционный слой и оплетку восстанавливают описанными выше способами. Оборванные однопроволочные жилы сечением до 1 мм2 восстанавливают пайкой внахлест припоем ПОС-40. Многопроволочные жилы сечением до 1,5 мм2 предварительно скручивают, а затем пропаивают припоем ПОС-61. В многожильных кабелях соединения выполняют так, чтобы они располагались по длине кабеля со смещением друг относительно друга. Перед соединением- жил на один из концов кабеля надевают полихлорвиниловую трубку, имеющую длину на 20—30 мм больше места повреждения. На участке соединения на 30—40 мм срезают под углом наружную оболочку кабеля и зачищают ее рашпилем. Токо-проводящую жилу изолируют стеклотканью с перекрытием на половину ширины в два слоя с заходом на зачищенные места и оболочку кабеля. На место соединения кабеля сдвигают полихлорвиниловую трубку и закрепляют ее с обоих концов бандажами из медной проволоки.. На расстоянии 10—15 мм от каждого конца трубки делают проколы: b один из них вводят шприцем компаунд К-156, а другой Служит для выхода воздуха из ее полости. По окончании заливки оба отверстия заклеивают липкой лентой и, дав компаунду затвердеть, восстанавливают экранирующую оплетку.

Многопроволочные провода сечением 2,5 мм2 и более соединяют холодной опрессовкой с применением медных гильз. При сечении жил до 10 мм2 их опрессовывают ручными клещами, при больших сечениях — гидропрессом. Стыковка жил должна производиться посередине гильз. При опрессовке последних все лунки должны находиться в одной плоскости и иметь одинаковую глубину. Выполнив соединение токоведущих жил, производят восстановление изоляционного и защитного слоев. В случае резиновой изоляции применяют починочную резину марки ПИ-35. Ее накладывают вполнахдеста, а затем проглаживают электрогладилкой. Общая толщина слоя резины не должна быть меньше толщины резиновой изоляции жилы.

Перед вулканизацией починочную резину посыпают тальком, сверху туго наматывают прорезиненную или миткалевую ленту, конец которой закрепляют бандажами из хлопчатобумажных нитей. Поверх этого накладывают слой смоченной в воде миткалевой ленты и закрепляют его бандажом. Подготовленное таким образом место соединения вулканизируют при температуре 150—160 °С. Время вулканизации при сечении жил до 6 мм2 должно быть порядка 20—25 мин, с увеличением его Время вулканизации увеличивается и для больших сечений составляет около часа. После вулканизации со шланговых кабелей снимают бандаж из миткалевой и прорезиненной лент, а с кабелей с экранирующей оболочкой или сплошным экраном удаляют только верхний бандаж из миткалевой ленты.

Наиритовые оболочки кабеля ремонтируют аналогичным способом с применением пасты ПШН-40.

При повреждении свинцовой оболочки кабеля прежде всего проверяют влажность верхнего слоя изоляции в разогретом до 150° С парафине. Если влага во внутрь кабеля не попала, то на поврежденную часть обмотки накладывают свинцовую трубу из двух половин. Длина трубы должна быть на 70—80 мм больше длины поврежденной части кабеля. Муфту через отверстие заливают мастикой, далее производят пайку шва, а затем накладывают сверху медный бандаж, который и припаивают к свинцовой оболочке. В том случае, когда внутрь попала влага, поврежденный участок заменяют новым и ставят две муфты.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта