Рекордные скорости лодок с подвесными моторами


Категория Спортивные катера

Многие читатели помнят то время, когда мощность в 20 л. с. для подвесных лодочных моторов считалась исключительно большой. Моторы запускались пусковым шнуром, который после каждой неудачной попытки надо было снова наматывать на маховик. И никто не предполагал, что через 30 лет скорость лодок с подвесными моторами превысит 200 км/ч.

Суда с подвесными моторами, согласно Правилам UIM 1970 г., подразделяются на классы: 9 гоночных (различаются рабочим объемом цилиндров моторов), 10 спортивных (различаются размерами судов) и 3 класса надувных лодок.

На рис. 1 показан гоночный скутер 50-х годов, а на рис. 2 — современный скутер с подвесным мотором.

Требования к моторным катерам спортивных и гоночных классов различны. Если для катеров спортивных класс’ов жесткие требования, предъявляемые с рабочему объему цилиндров мотора, обводам корпуса и сорту топлива, вполне обоснованы, то для катеров гоночных классов подобные ограничения излишни.

С 1970 г. установлены следующие требования к изготовлению и эксплуатации лодочных моторов: моторы необходимо изготовлять на заводах серийно и выпускать в среднем по 150 единиц каждой модели; они должны иметь передний, холостой и задний ход и должны быть одобрены для продажи.

Изменения допускаются в строго ограниченных пределах. Выбор гребного винта свободный, это же положение относится и к запальным свечам. Регулировка карбюратора и зажигания может быть изменена. Топливо необходимо использовать только стандартного сорта (без добавок).

Рекордные скорости могут быть увеличены, если при подготовке мотора и его эксплуатации выполнять указанные требования, а также использовать передовые технические знания 64«

Примером может служить заезд судна с одним подвесным мотором, в результате которого была достигнута неслыханная скорость — 211 км/ч.

Рис. 1. Гоночный скутер 50-х годов.

Хуберт Энтроп спроектировал скутер «Старфлайт IV» длиной 5,2 м с единственной целью — установить мировой рекорд в классе 01 с четырехцилиндровым V-образным мотором «Эвинруд», рабочий объем цилиндров которого 1470 см3. Водитель должен был наклонно лежать ногами вперед, с немного приподнятой головой, чтобы иметь возможность смотреть по курсу прямо между колен.

Рис. 2. Современный скутер с подвесным мотором. В результате разгрузки кормовой опорной поверхности скутер приобретает свойства двухточечного глиссера.

Распределение веса и аэродинамический дифферент можно было изменять с помощью особого устройства.

Водитель «Старфлайта IV», рекордсмен класса OF 1964 г., 26-летний студент Джерри Уолен установил несколько рекордов на судах с подвесными моторами. И теперь он был готов к этому необычному и рискованному заезду.

Рис. 3. Гоночный катамаран Дитера ПГульца с подвесным мотором мощностью 115 л. с. Длина 5,85 м, ширина 2,2 м, скорость 120 км/ч. На катерах Д. Шульца гонщики многократно завоевывали первенство мира.

Перед спуском скутера на воду водителя вместе с матрацем пристегнули к корпусу, в результате чего он оказался полностью закрепленным в скутере и вел его по курсу почти в неподвижном состоянии. Управление осуществлялось двумя рукоятками, которые одновременно служили в качестве рукояток газа. Мотор был изготовлен специально для гоночных целей, с применением всех современных технических средств, включая повышенную степень сжатия вместе с непосредственным впрыском горючего (спиртовой смеси с добавлением кастроля) и улучшенной системой зажигания. Патрубки свободного выхлопа по диаметру и длине определялись в зависимости от скорости выброса выхлопных газов, которые до некоторой степени удалялись за счет стоячих колебаний газа, чем достигалось улучшенное наполнение цилиндра чистым воздухом.

Рис. 4. Скутер «Старфлайт IV» с четырехцилиндровым V-образным подвесным мотором «Эвинруд». До 1973 г. удерживал абсолютный рекорд скорости (211 км/ч).

Рис. 5. На этом гоночном катамаране с шестицилиндровым подвесным мотором «Меркюри» мощностью 125 л. с. в 1968 г. гонщик Молинари выиграл шестичасовые гонки, проводившиеся на р. Сене в районе Парижа.

Рис. 6. 10-метровый моторный катер «Сьюпер Дайана». Построен из стеклопластика (на деревянной основе). Днище на 3/4 длины имеет округлую форму шпангоутов, но в корме переходит в остроскулую, что пригодно для переходного режима движения.

Рис. 7. Двухкаютный катер «Адлер IV» длиной 10,3 м. Построен целиком из красного дерева. С двумя дизелями «Волвс-Пекта» развивает скорость 33 км/ч.

Рис. 8. 12-метровые моторные катера типа «Риомар». С дизелем мощностью 65 л. с. они развивают скорость 20 км/ч, а с дизелем мощностью 110 л. с. — почти 24 км/ч.

Скутер, великолепно уравновешенный устойчивый, на полном ходу «пролетел» над водой, совершенно не касаясь ее поверхности, как будто он поддерживался.только водяной струей, исходившей от подводной части подвесного мотора.

Результатом больших усилий и денежных средств была достигнутая скорость 211 км/ч.


Читать далее:

Категория Спортивные катера