Регулирование и настройка судового электрооборудования


Категория Ремонт судового электрооборудования

Настройку аппаратов после ремонта начинают с механического регулирования. Вначале проверяют правильность прилегания контактов и плавность хода подвижных систем. Якорь контактора или реле при перемещении его рукой должен двигаться без заеданий в опорах и перекосов. Подвижные контакты при перемещении не должны задевать за внутренние поверхности дуго-гасительных камер. Якорь должен плотно прилегать к сердечнику без качания и зазоров, что особенно важно для аппаратов переменного тока.

Плотность прилегания якоря к сердечнику, как и плотность прилегания контактов, определяют, подкладывая под сердечник листы чистой и копировальной бумаги и прижимая якорь рукой. При достаточной плотности прилегания площадь отпечатка должна быть не менее 70% площади соприкасающихся поверхностей. Если площадь отпечатка меньше, то необходимо подгонять поверхности соприкосновения сердечников или контактов.

При линейном контакте щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить более чем на 1/3 контактной линии. Главные контакты контакторов должны включаться и отключаться одновременно; их регулируют в зависимости от типа аппарата. Контакторы с горизонтальным валом регулируют хомутиками, удерживающими подвижные контакты на валу аппарата.

При механическом регулировании особое внимание обращают на четкое отпадение якоря под действием возвратной пружины, так как при замедленном разрыве цепи тока происходит сильное оплавление контактов электрической дугой. Кроме того, устанавливают нормальные величины нажатий, провалов и растворов контактов в соответствии с инструкциями на аппараты.

Провал влияет на величину конечного нажатия контактов и характеризует степень их износа. При малой величине провала степень сжатия пружин, определяющая силу нажатия контактов, уменьшается и, следовательно, уменьшается величина конечного нажатия контактов.

Рис. 1. Измерение провала А раствора Б и расстояния В, характеризующего провал

У контакторов с линейным перемещением подвижной системы провал контактов равен расстоянию А, на которое сжимается пружина подвижного контакта при включении аппарата (1 — неподвижный контакт). У контакторов с поворотным якорем измерить провал непосредственно нельзя. О величине провала в этом случае судят по расстоянию В, зависящему от провала. По мере износа контактов провал уменьшается и уменьшается величина конечного нажатия контактов.

Раствором Б контакта называется кратчайшее расстояние между поверхностями неподвижного и подвижного контактов в разомкнутом положении. Раствор контактов оказывает существенное влияние на время гашения дуги, так как с увеличением расстояния между контактами дуга растягивается сильнее и ее сопротивление увеличивается, что приводит к уменьшению силы тока и разрыву дуги.

Раствор контактов регулируют путем изменения длины упора, ограничивающего движение якоря при отпадании, или путем перемещения контактов, где это предусмотрено конструкцией. Провал контактов регулируют одновременно с регулированием раствора и проверкой нажатия, так как в большинстве случаев эти величины взаимно связаны. Например, провал мостиковых контактов и блок-контактов некоторых типов контакторов можно регулировать, изменяя высоту стоек неподвижных контактов, но в этом случае уменьшается величина раствора, которую приходится снова регулировать. Если провал контактов увеличить нельзя, а величина конечного нажатия контактов оказывается меньше допустимой, то пружины заменяют.

Величину нажатия контактов регулируют как в начале их замыкания, так и в конце. При малой величине начального нажатия возможно отскакивание подвижного контакта при ударе о неподвижный в момент замыкания контактов, что может вызвать возникновение дуги и сваривание контактов.

Начальное нажатие определяют при разомкнутых контактах; конечное нажатие — при замкнутых и при якоре, притянутом к сердечнику контактора. Крючок пружинного динамометра привязывают нитью к подвижному контакту. Затем прокладывают полоску тонкой бумаги: в первом случае между подвижным контактом и кронштейном; во втором — между подвижным и неподвижным контактами. Плавно оттягивают динамометр в направлении, перпендикулярном плоскости контакта, одновременно стараясь вытянуть полоску бумаги. За величину начального или конечного нажатия контактов принимают показание динамометра, при котором полоска бумаги начинает свободно вытягиваться. Величину начального нажатия регулируют пружиной, с увеличением начального нажатия контактов увеличивается и конечное.

Для достижения необходимой величины начального и конечного нажатий иногда приходится менять пружины, подбирая определенный диаметр проволоки, шаг навивки и другие параметры. При очень сильном конечном нажатии может оказаться, что сила притяжения якоря к сердечнику будет недостаточна и между якорем и сердечником образуется зазор. У контакторов переменного тока это может привести к выходу из строя втягивающей катушки. Кроме того, могут либо не замкнуться замыкающие блок-контакты, либо не разорваться размыкающие, связанные с якорем, что в свою очередь приведет к ложным действиям других аппаратов.

Нажатие контактов существенно влияет на величину напряжения отпадания якоря. При большой величине конечного нажатия и провале напряжения генератора при пуске двигателей возможно отключение механизмов из-за отпадания якорей контакторов.

Величину начального и конечного нажатия контактов у контакторов с линейным перемещением подвижной системы проверяют специальным динамометром с толкателем. Толкатель динамометра вставляют в отверстие контактодержателя и плавно нажимают на динамометр. В момент появления видимого зазора между контактодержателем и планкой с контактами прибор покажет величину начального нажатия. Величина конечного нажатия определится величиной, при которой зазор между контактодержателем и планкой с контактами (контактным мостиком) при включенном контакторе станет равным величине провала А.

Рис. 2. Определение начального и конечного нажатий контактов

Величины начального и конечного нажатий контактов, а также провалы контактов реле и других аппаратов проверяют и регулируют аналогичными способами (эти величины указаны в инструкциях по обслуживанию аппаратов и в справочной литературе). Отрегулированные контакторы и реле проверяют на срабатывание и регулируют на требуемые уставки.

Срабатыванием называется автоматическое действие аппарата в соответствии с его назначением. Уставкой называется величина тока или напряжения, на которую аппарат отрегулирован или регулируется.

Величину напряжения срабатывания контакторов и реле проверяют как в холодном, так и нагретом состояниях катушек. Усилие тяговой катушки аппарата должно быть достаточным для четкого срабатывания при напряжении 60—65% номинального в холодном состоянии катушки и 80—85%—в нагретом. Если пружины аппарата установлены и отрегулированы правильно, то включение контакторов происходит четко, без заметной задержки в момент касания контактов. В случае несоответствия уставок на втягивание и отпадание якорей аппарат необходимо отрегулировать.

У большинства контакторов схемой включения предусмотрена установка экономического резистора, который в момент начала срабатывания контактора или реле напряжения шунтируется замкнутыми блок-контактами аппарата и включается в цепь катушки только тогда, когда сила притяжения сердечника достаточна для окончательного срабатывания аппарата. Включение экономического резистора в цепь втягивающей катушки после срабатывания аппарата уменьшает нагрев катушки и позволяет экономить обмоточный провод.

Правильным подбором экономического резистора и времени его включения в цепь втягивающей катушки можно регулировать четкость срабатывания и величину напряжения отпадания якоря аппарата. Для этой цели также служат специальные пружины. Величина напряжения изменяется потенциометром ПР или лабораторным автотрансформатором ЛATp, а напряжение срабатывания и ожидания замечают по вольтметру.

Реле максимального тока регулируют на такую величину тока, при которой оно должно сработать и отключить соответствующую цепь.

Грузовое реле регулируют на величину тока срабатывания и отпадания при нагрузке механизма, а токовое реле ускорения — на величину тока срабатывания при пуске двигателя и величину тока отпадания при его разгоне.

Рис. 3. Определение начального и конечного нажатий контактов аппаратов с линейным перемещением контактной системы

Способ изменения уставки у реле зависит от конструкции. Величину тока срабатывания регулируют изменением величины зазора между якорем и сердечником или силой сжатия возвратной пружины. Величину тока отпадания якоря регулируют установкой между якорем и сердечником немагнитных прокладок различной толщины и изменением натяжения возвратной пружины.

Для настройки токовых реле постоянного тока применяют низковольтные или сварочные генераторы; можно также использовать противокомпаундные генераторы с подходящим номинальным током. На рис. 68, а показана схема регулирования реле максимального тока Р1 от низковольтного генератора Г постоянного тока с параллельной обмоткой возбуждения ПОВ, подключенной к постороннему источнику питания через потенциометр Пр. Силу тока, проходящую через катушку реле, регулируют путем изменения напряжения, подаваемого на обмотку возбуждения генератора.

Проверять и регулировать тепловые реле магнитных пускателей, токовых реле и автоматических выключателей переменного тока в судовых условиях можно с помощью выпускаемых в последнее время переносных приборов типа ППЗ-300 и др. Прибор позволяет регулировать и проверять защиту аппаратов с током срабатывания до 300 А. Прибор состоит из лабораторного автотрансформатора, силового трансформатора, сигнальной лампы СЛ, универсального трансформатора тока УТТ-5, амперметра А.

Рис. 4. Схемы для настройки мини» мальной защиты контакторов и реле напряжения РН постоянного (а) и переменного (б) тока

Электромагнитные реле времени регулируют аналогичными способами с той разницей, что у них настраивается не ток или напряжение втягивания и отпадания якоря, а время, через которое реле срабатывает после подачи питания на катушку или снятия питания с нее. Для контроля за временем срабатывания используют электросекундомер, отсчитывающий время с точностью до 0,01 с. При включении выключателя 1В катушки электросекундомеров ЭС не получают питания, так как в одном случае они зашунтированы контактом РВ настраиваемого реле, а во втором — разорваны.

При включении выключателя 2В реле срабатывают, и в первом случае контакт РВ размыкается, а во втором — замыкается, но секундомер по-прежнему не работает, так как его катушки шунтируются выключателем 2В. Отсчет времени начинается после выключения выключателя. Катушки электросекундомеров оказываются под напряжением одновременно с разрывом катушек реле.

Когда выдержка времени заканчивается, то в первом случае контакт РВ шунтирует катушки, а во втором — их обесточивает. Стрелки секундомера останавливаются и регистрируют уставку времени реле.

Подробные описания принципов регулирования и настройки аппаратов автоматического управления электроприводами даны в инструкциях по эксплуатации аппаратов.

Рис. 5. Прибор для проверни электрической зашиты

Рис. 6. Схемы настройки реле времени при помощи электросекундомера


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования