Развитие техники морских геологических исследований


Категория Техника морских геологических исследований

Море с древнейших времен привлекало человечество как загадочная, необозримая и заманчивая по своим масштабам и богатству часть Земли. Человек в течение многих веков проявлял интерес к морю как необъятному пространству, которое разъединяло материки и государства и которое нужно было преодолевать. В море человек находил необходимую пищу, на дне его он искал затопленные древние города и клады, из недр морских пытался добывать алмазы, жемчуг, золото, нефть, на берегах его строил уникальные сооружения, он опускался на дно для военных целей. Очень медленно и очень трудно море открывало свои тайны, опасным трудом и неимоверными усилиями человек пробивал себе путь к всестороннему освоению богатств Мирового океана.

Становление и развитие техники морских геологических исследований шло вместе с развитием мореплавания, океанографии, океанологии, гидростроительства, с развитием морской геологии.

Предварительное обследование морского дна потребовалось древним строителям уникальных храмов, расположенных на побережье Средиземного моря. Древние сицилийские водолазы-бойцы, разрушившие подводные части причальных сооружений при защите Сиракуз от нашествия римлян в 211 г. до н. э., предварительно изучали характер морского дна.

Возможно ли было эффективно использовать подводных солдат Александра Македонского (согласно легенде, имеющей вполне правдоподобное звучание), применивших в 333 г. до н. э. прототип водолазного колокола при взятии финикийского города Тира, без предварительного изучения свойств грунтов морского дна?

В трактате Флавия Вегеция «Краткое изложение военного дела», написанном в 410 г. нашей эры, кроме военных вопросов, приводится описание действий римских подводных рабочих, связных и солдат, в силу необходимости изучавших и знавших самые простейшие особенности морского дна.

Древние гидростроители, очевидно, учитывали естественные геологические и гидрографические условия при возведении уникальных гидротехнических и морских сооружений. В частности, знаменитый архитектор Сострат из Книда в начале III в. до н. э. спроектировал и построил у входа в Александрийский порт величественную мраморную башню высотой 130 м — первый в мире морской маяк «Фарос».

До наших дней сохранились древние ассирийские барельефы, свидетельствующие о попытках человека опуститься на морское дно еще в IV в, до нашей эры, а в исторических повествованиях Геродота говорится о бойцах-водолазах, применявших при погружении под воду стебли тростника. Аристотель в своих «Проблемах» описывает первый подводный аппарат в виде наполненного воздухом опрокинутого сосуда, в котором размещался водолаз. Известна и популярна легенда об Александре Македонском, опускавшемся в бочке на морское дно для разведывательных целей (эта ситуация изображается французской гравюрой XIV в.).

Вместе с созданием и использованием примитивных средств подводных исследований — стебли тростника, деревянные щупы, подводные колокола — в этот период римские и греческие философы и ученые Страбон, Сенека, Лукреций и другие в своих сочинениях приводят простейшие сведения о море и строении морского дна.

С очень давних времен прибрежные государства отправляли свои корабли в море с целью открытия морских путей и установления выгодной торговли. На стенах величественного храма близ Фив изображены сцены из морской экспедиции финикийцев, которая была направлена на юг Африки 1500 лет до нашей эры.

В начале нашей эры многие годы мир был окутан мраком средневековья, времени, когда создавались страшные истории и мифы о море, представляющемся бушующей стихией, неведомой и бездонной пропастью, кишащей драконами и спрутами, за границей которой человека ожидала страшная кара или неминуемая гибель. Но шли годы, и человечество пришло к периоду крупных морских экспедиций и открытий, к эпохе путешествий Колумба, Васко да Гама, Магеллана и многих других отважных мореплавателей и исследователей, что несомненно вызвало соответствующее развитие технических средств.

После успешного плавания Колумба из многих стран отправляется множество экспедиций для поисков морских путей к Индии, в полярные моря, к берегам Южной и Северной Америки.

Несмотря на страшные легенды и сказы о море, отважные новгородцы еще в XII в. выходили на просторы Арктических морей (о чем повествует Ипатьевская летопись 1114 года), они плавали на своих суденышках далеко на Север вплоть до Груманта (о. Шпицберген) и Новой Земли.

Годы морских экспедиций, в ходе которых изучались моря и новые страны, а также создавались первые морские карты (1579 г.), постепенно приводили мореплавателей к мысли о том, что раскрытие «тайн морских» требует серьезной и основательной подготовки как в практическом, так и в теоретическом отношении. Это побудило ученых и изобретателей обратиться к специальным научным исследованиям Мирового океана, к разработке новых средств морских исследований.

Уже в 1500 г. Леонардо да Винчи в своих рукописях приводит описание основных способов погружения под воду, а в его записной книжке имеются наброски некоторых технических средств, в частности первых ласт, принципиально мало отличающихся от современных. С 1500 г. появляются различные трактаты и описания изобретений, в которых на достаточно высоком по тем годам уровне приводится описание различных средств подводных исследований.

В 1578 г. в Англии публикуется «Трактат об изобретениях», в котором предлагаются теоретические основы расчета подводного судна, а в 1680 г. Дж. Борелли предложил снаряжение (прототип мягкого водолазного костюма со шлемом и ластами) для погружения под воду.

В последующие годы появляется серия важных изобретений в области индивидуального и группового снаряжения и оборудования для подводных исследований (водолазные костюмы, колокола,-подводные лодки и т. п., разработанные Штурмом, Гал-леем, Клингертом, Гаузеном, Лодыниным и др.).

В России впервые водолазный колпак был описан в книге Волкова под названием «Книга о способах, творящих восхождение рек свободное, напечатанная в царствующем великом граде Москве лета 1708 в иулии месяце»; этот колпак рекомендовалось использовать для поиска и извлечения с морского дна различных ценностей. Первое в России автономное водолазное снаряжение было предложено крестьянином Ефимом Никоно-вым в 1719 г., представившим также проект первой подводной лодки — «потаенного судна», к которому с большим вниманием относился Петр I.

В 1725 г. публикуется первая специальная научная работа о море — «Физическая история моря», подготовленная Мар-сильи в результате его почти полувековой работы в морских экспедициях.

В XVIII в. заканчивается период прожектерства и несбыточных свершений, мучительных поисков и фантастических планов освоения Мирового океана. Со второй половины этого века началась эпоха крупных морских кругосветных путешествий и экспедиций, покрывших Мировой океан довольно густой сетью маршрутов.

Неоценимы роль и вклад русских ученых, мореплавателей и исследователей в изучение Мирового океана в этот период. Созданный в 1739 г. Петром I и руководимый с 1758 г. М. Ломоносовым Геграфический департамент Петербургской Академии Наук проводил громадную работу по развитию морского дела. В «Похвальном слове Петру Великому» М. Ломоносов представляет Россию как великую морскую державу, где «…новые Колумбы к неведомым берегам поспешают…».

В 1759 г. М. Ломоносов готовит «Рассуждение о большой точности морского пути», в котором с изумительной убежденностью и прозорливостью ставит вопрос о необходимости специального научного подхода к изучению морей и океанов, выдвигает комплекс новых технических идей, задач и вопросов, вплоть до оснащения кораблей новейшими приборами, автоматически управляющими и регистрирующими движение корабля. При этом М. Ломоносов особое внимание обращал на необходимость научного решения вопросов морского дела, ибо «…бесчисленное множество по всем открытым морям и к страннолюбивым берегам плавает, но только ради прибытков, не ради науки». В этом году М. Ломоносов предлагает изобретенные им приборы для морского кораблевождения и подводных исследований: самопишущий компас, механический лаг, батоскоп для подводного наблюдения и др.

В 1763 г. М. Ломоносов издает свой фундаментальный труд «Первые основания металлургии или рудных дел», состоящий из ряда разделов, в которых излагаются научные основы геологии, горного дела и металлургии. В заключительной части этого труда, названной «О слоях земных», Ломоносов впервые дает научно обоснованное понимание формирования морских осадочных пород не как «первозданного тела», а как естественно-исторического образования, в процессе своего стадийного развития, претерпевающего ряд важных внутренних изменений.

В своих трудах по геологии и горному делу М. Ломоносов, кроме их научных основ, рекомендовал постановку конкретных работ по изучению полезных ископаемых в руслах рек: в

1761 г. он обратился в Сенат с конкретным предложением начать поиски россыпного золота в руслах некоторых рек Сибири. В 1763 г. М. Ломоносов составил и представил в «Морскую Российских флотов комиссию» проект организации крупной морской полярной экспедиции: «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

Созданная по инициативе М. Ломоносова в 1733 г. Великая Северная экспедиция, в составе которой было 13 кораблей, под руководством В. Беринга и А. Чирикова провела выдающиеся комплексные морские исследования на огромной территории, причем в состав экспедиции входили геодезисты, картографы и «рудознатцы». Несомненно, результаты выдающихся исследований Северной экспедиции могли служить серьезным основанием к совершенствованию техники морских исследований, в особенности в северных широтах.

Великий ученый, философ, горняк, поэт — М. Ломоносов под впечатлением изнурительной Семилетней войны (1756—

1762 гг.), предвидя большое будущее в изучении полезных ископаемых дна морей и океанов, писал :«0, если бы все труды, заботы, издержки и многолюдство, истребляемое и уничтожаемое свирепством войны, были бы обращены на пользу мирного и ученого мореплавания; не токмо были бы уже открыты давно известные земли в обитаемом свете… но могли бы быть обнаружены неустанным усердием людей тайны дна морского».

В начале XIX в. в России были снаряжены крупные морские экспедиции под руководством прославленных мореплавателей и ученых (Крузенштерна, Беллинсгаузена, Литке, Лазарева, Макарова и др.). В ходе работ этих экспедиций выполнялись промеры глубин и отбор проб донных грунтов с помощью лота. Следует напомнить, что первые попытки Магеллана и Дж. Кука в 1500 г. измерить глубину моря с помощью троса с грузом не привели к желаемым результатам. Можно сказать, что морской лот в те годы являлся единственным техническим средством изучения морского дна — определения глубины моря, рельефа его дна и характера донных осадков, на смену которому позднее пришли драги, пробоотборники и эхолоты.

С течением времени теоретический и практический интерес к изучению моря возрастал, и в 1872—1874 гг. осуществляется знаменитое кругосветное плавание «Челленджера», в задачу которого входило комплексное океанографическое исследование Мирового океана и его дна. Результаты морских исследований «Челленджера» принято считать началом развития современной океанографии как морской науки. По существу этой экспедицией были заложены основы комплексного изучения морей и океанов. За экспедицией «Челленджера» последовали экспедиции подобного же плана, но меньшего масштаба, снаряженные Германией, Австрией, Норвегией, Америкой, Данией.

Начало XX в. знаменуется изобретением ряда технических средств, обеспечивающих заметный скачок в изучении Мирового океана, в особенности его минеральных ресурсов. К этим средствам в первую очередь следует отнести морские буровые установки и эхолоты. Патент на стационарную морскую буровую установку впервые был выдан инж. Льюису в 1870 г., а в 1896 г., — инж. Ролланду. В СССР к бурению на море со стационарной установки приступили в 1924 г. на Каспийском море, а в 1925 г. в бухте Ильича в скв. 61 появилась нефть.

Использование в 30-х годах эхолотов дало много данных о морском дне, применение же сейсмических методов исследований на море привело в 1936 г. к открытию крупных морских месторождений нефти и газа в Мексиканском заливе.

Говоря об эхолоте как об одном из важнейших технических средств, применяемых сейчас не только в мореплавании, но и в морских геологических исследованиях, нельзя не упомянуть имени русского изобретателя первого в мире гидролокатора, принцип работы которого послужил основой для разработки эхолота, а затем и звуковых геолокаторов — К- И. Шиловского. В 1912 г. он самостоятельно осуществил направленное излучение ультразвука в воду, а в мае 1916 г. во Франции Шиловским и Ланжевеном был получен патент под названием «Описание аппаратов и способов их применения для подачи направленных подводных сигналов…». В 1923 г. Шиловский и Ланжевен демонстрировали эхолот с пьезокварцевым излучателем-приемником, что намного улучшало работу эхолота по сравнению с эхолотами Марти, Бёма и др. Подобные излучатели широко применяются и в современных гидроакустических системах.

Вместе с выполнением первых поисково-разведочных работ на различные виды подводных полезных ископаемых, а также комплексным изучением Мирового океана в середине XX в. в развитых странах разрабатываются новые и совершенствуются старые технические средства подводных и надводных исследований, разрабатываются методические основы морских геологических исследований. В этом отношении несомненно заметная роль принадлежит Плавучему Морскому научному институту (ПЛАВМОРИН), созданному по указанию В. И. Ленина в 1921 г. Для выполнения морских исследований этому институту был передан ледокол «Малыгин», а затем специальное научно-исследовательское судно «Персей». Переименованный в 1925 г. в Государственный океанографический институт (ГОИН), институт становится в СССР крупным центром комплексного изучения моря.

В 1948 г. выходит в свет труд М. В. Кленовой «Геология моря», в котором впервые были изложены методические основы и описаны простейшие технические средства изучения геологического строения дна и донных осадков морей и океанов. До настоящего времени актуальны слова М. В. Кленовой: «Геология моря — наука молодая. Как всякая новая наука она не имеет еще твердо установившихся методов и приемов исследования. Многообразие требований, предъявляемых к геологии моря со стороны народного хозяйства, также заставляет изыскивать и применять все новые и новые методы исследований».

Существенный сдвиг в океанографических исследованиях наступил в 1957 г., когда ВНИРО была передана подводная лодка «Северянка» для научных целей. Впервые в мире комплексные океанографические исследования, составной частью которых были морские геологические работы, могли осуществляться непосредственно в подводных условиях.

Заметная интенсификация и расширение деятельности в развитии морского геологоразведочного дела в ряде стран наступили в 1950—1960 гг., когда вопросы изучения и освоения ресурсов морей и океанов, и в особенности минеральных, стали рассматриваться как вопросы государственного значения и жизненно важные национальные проблемы.

В связи с задачами освоения минеральных ресурсов морей и океанов в СССР акад. А. В. Сидоренко в 1967 г. отмечал: «Огромно значение геологического изучения дна морей и океанов. Освоение колоссальной подводной территории нашей планеты не только для добычи полезных ископаемых со дна (это уже вопрос сегодняшнего дня), но и для жизни человека под водой — дело вовсе не такого отдаленного будущего».

Ряд серьезных объективных обстоятельств и фактов явился причиной интенсивного комплексного изучения в этот период Мирового океана, выполнения обширных геолого-поисковых работ в море, разработки разнообразной и высокоразвитой техники морских исследований, не уступающей по сложности технике изучения космического пространства.

К этим обстоятельствам относятся:
— острый недостаток минерального сырья в развитых странах, в первую очередь нефти и газа;
— успешная добыча нефти в ряде районов континентального шельфа, в особенности в Мексиканском и Персидском заливах, а позднее — в Северном море;
— серьезные проблемы правового регулирования раздела и освоения минеральных ресурсов как в пределах шельфа, так и в открытом море;
— успешные результаты комплексных исследований в рамках международного геофизического года;
— гибель подводной лодки «Трешер», отсутствие эффективных средств подводных поисков затонувших предметов, проблемы противолодочной защиты и т. д.

После первоначального «бума» в мировой нефтедобывающей промышленности в связи с открытием ряда крупных месторождений нефти и газа (кроме упомянутых выше) у берегов Канады, Австралии, Юго-Восточной Азии, Африки, Англии и других стран, количество которых и объемы разведанной и добытой нефти в них с каждым годом все более увеличивались [12, 19 и др.], а также попытки получить колоссальные прибыли с малыми затратами средств, стало очевидным, что без серьезных предварительных научных исследований и обеспечения необходимыми техническими средствами изучения и добычи полезных ископаемых морского дна и, наконец, без детального изучения специфики самих морских условий, в которых будет применяться необходимая техника, рассчитывать на успех в дальнейшем нельзя.

Поэтому в 60-х годах появляются все более трезвые суждения и рекомендации по дальнейшим путям изучения Мирового океана, исследования и добычи полезных ископаемых морского Дна как в пределах континентального шельфа, так и в области материкового склона, и даже в ложе океана. В связи с этим в США, Англии, Франции и Японии создаются национальные комитеты по разработке новой подводной техники, по изучению и освоению ресурсов Мирового океана, разрабатываются разнообразные программы его изучения и освоения, организуются различные специализированные управления, комитеты, комиссии, институты, полигоны и лаборатории, в практическую работу по созданию новой техники геологического изучения морского дна включаются многие министерства, ведомства и фирмы, подчас весьма далекие от морской геологии.

На современном этапе развития морских геологоразведочных работ и геологических исследований в ряде стран отмечаются крупные достижения в добыче морской нефти и газа, а также обнадеживающие перспективы добычи этого сырья в будущем, обусловленные значительными капиталовложениями в эту отрасль, созданием мощной и высокоразвитой техники морского бурения, отработкой эффективной технологии морского глубокого бурения и добычи морской нефти. Иное положение сложилось с изучением и освоением твердых полезных ископаемых: до сих пор в этом направлении имеет место отставание в связи со слабым финансированием работ по исследованию геологического строения шельфа, отсутствием необходимых технических средств, неразработанностью методики и технологии поисков, разведки и добычи морских россыпей и т. д.

Современные технические средства, обеспечивающие разведку и добычу морской нефти, отличаются высокой степенью механизации и автоматизации, внедрением новейших достижений различных областей науки и техники, что позволяет в ближайшее время приступить к разведке и добыче нефти и газа за пределами шельфа — в глубоководных зонах континентального склона.

На глубоководные зоны Мирового океана в настоящее время обращается внимание также в связи с положительными перспективами добычи железо-марганцевых конкреций, запасы которых практически неисчерпаемы, а также с возможностью использования горячих рассолов и металлоносных илов, обнаруженных в рифтовых зонах некоторых внутренних морских бассейнов. В связи с этим сейчас большое значение за рубежом, в особенности в США, придается разработке способов и средств изучения морской среды и морского дна в глубоководных зонах, при этом готовятся подробные планы использования индивидуальных и групповых средств подводных исследований в мирных целях.

Без сомнения можно сказать, что в настоящее время происходит интенсификация научных исследований в области изучения и освоения ресурсов Мирового океана, в создании новых технических средств, в ряде стран создана высокоразвитая «океаническая индустрия».

Все, кто так или иначе связан с изучением геологического строения морского дна, с поисками, разведкой и добычей подводных месторождений полезных ископаемых, считают, что успех определяется прежде всего уровнем и объемом технической оснащенности, и что в наши дни главной проблемой является обеспечение морских работ специальными техническими средствами. Акад. А. В. Сидоренко отмечал, что прежде чем человек приступит к освоению других планет, он освоит глубины океана, и в первую очередь зону шельфа нашей Земли. Назрела необходимость в широком обсуждении проблемы взаимодействия вооруженного техникой человека и земной коры.

В настоящее время под техникой исследований или работ в широком плане принято понимать совокупность материальных систем, выполняющих определенные специфические функции посредством технических средств, используемых людьми.

Техника исследований включает в себя методы исследований и соответствующие технические средства. Под методами морских геологических или геофизических исследований следует понимать способы изучения геологического, физического или иного явления, позволяющего раскрыть и познать геологическое строение, особенности и свойства морского дна. В соответствии с этим при ведении геолого-геофизических исследований применяют методы литологические, стратиграфические, инженерно-геологические, геофизические и т. д. Основные методы геологических и геофизических исследований дна морей и океанов могут иметь разновидности и модификации, обусловливающие в свою очередь многообразие технических средств.

Технические средства геологических и геофизических исследований чрезвычайно разнообразны по типам и видам, поэтому соответствующие им термины, такие, как «сооружения», «оборудование», «установки», «аппаратура», «приборы», «станции» и т. д. отличаются известной неопределенностью. В связи с этим целесообразно привести определение терминов основных видов и типов технических средств, используемых в настоящее время в морской геологии и геофизике.

Морским «сооружением» следует называть то, что построено и установлено на дне в пределах морских акваторий, «оборудованием»— совокупность устройств, механизмов, аппаратуры, инструментов и т. д., необходимых для выполнения исследований или работ.

В состав «аппаратуры» входят приборы, установки, станции. При этом обычная аппаратура измеряет какую-либо одну величину или параметр (независимо от числа каналов, пределов измерений, масштаба и т. д.), универсальная аппаратура — поочередно несколько величин или параметров, а комплексная аппаратура одновременно может измерять несколькими каналами несколько величин.

Под «прибором» понимают устройство, содержащее в одном корпусе все необходимые элементы для точечного или непрерывного измерения необходимого параметра или величины.

«Установка» — это устройство для точечного или непрерывного измерения одной или нескольких физических или иных величин, отдельные части которой оформляются в виде блоков, соединяемых между собой в процессе работы. «Станция» же — установка для измерения геологических или геофизических показателей, стационарно размещаемая на каком-либо носителе — самолете, подводном аппарате, плавсредстве, автомашине и т. д.

Условия применения и эксплуатации аппаратуры весьма разнообразны: измерения могут производиться на суше, в надводных и подводных условиях, в скважинах, в лаборатории, в космосе и т. д.

В зависимости от способа транспортировки и установки аппаратуру можно изготовлять в различных вариантах: стационарном, переносном, для монтажа на судах или на дне акваторий и т. п.

Эффективность использования геологической и геофизической аппаратуры определяется производительностью измерений, удобством и простотой эксплуатации (габаритные размеры, масса, число органов управления, источник и мощность питания и т. д.), а также способом и формой регистрации результатов измерений. Предпочтение должно быть отдано аппаратуре, дающей быструю информацию об изучаемом объекте, позволяющей вести одновременно аналоговую и цифровую регистрацию наблюдений или измерений. Надежность технических средств, в частности оборудования и аппаратуры, является одним из важнейших показателей, определяющим как эксплуатационные, так и экономические их характеристики в сложных условиях использования на морских акваториях.

Специализированные технические средства морских геологических исследований, как указывалось выше, начали разрабатываться лишь в последние годы. До этого времени в таких исследованиях, если они проводились по самостоятельному плану и программе, обычно использовались оборудование и аппаратура, применяемые при океанографических и океанологических работах, к которым относятся дночерпатели, ковши, драгн, пробоотборные трубки, эхолоты, подводные лаборатории и аппараты, и т. д. С развитием и расширением объема и состава морских геологических исследований указанные технические средства оказались недостаточными или неприменимыми, потребовалась разработка и внедрение более совершенных специальных средств, в первую очередь средств пробоотбора и морского бурения, являющихся до настоящего времени основными методами морских геологических исследований.

В последние годы в морских геологоразведочных работах широко применяется комплексирование методов и средств геологических и геофизических исследований (сочетание пробоотбора, бурения, сейсмического метода, звуковой геолокации, электро- и магнитометрии и др.), которое показало, что этим путем может быть значительно повышена научная, технологическая и экономическая эффективность морских геологических исследований, состав же методов и технических средств при комплексировании очевидно будет расширяться.

Первый опыт разработки и внедрения новых специализированных методов и технических средств морских геологических исследований при использовании их в различных естественно-географических и геологических условиях в последние годы приводил к ряду важных выводов о путях их дальнейшего развития. Прежде всего стало очевидным, что при создании и применении указанных технических средств необходимо возможно полнее учитывать конкретные условия, в которых они будут эксплуатироваться, т. е. нужно ясно представлять геологическое строение морского дна и свойства его отложений, вид изучаемого минерального сырья, а также гидродинамические, климатические и иные особенности морского участка или района намечаемых исследований. Другими словами, разработка и применение технических средств морских геологических исследований требуют детального и конкретного учета специфики морских условий и дна.

Кроме того, каждое разрабатываемое и применяемое техническое средство, как правило, должно выполнять определенную задачу или, в крайнем случае, очень ограниченный круг задач на данных стадии или этапе выполнения морских геологических исследований. Разработка универсальных средств (пробо-отбора, бурения, натурных испытаний, подводных исследований и т. д.), часто не оправдывала себя и не приводила к эффективным научным и технологическим результатам, хотя создание подобных средств кажется задачей весьма заманчивой.

Неравнозначно техническое обеспечение методов геологических (а также геофизических) исследований и их разновидностей средствами изучения и измерения. Для основных методов и видов геологических исследований необходим выпуск серийной аппаратуры, обладающей высокой эффективностью и надежностью; для решения же частных задач разработка специальной аппаратуры и ее серийный выпуск могут оказаться экономически невыгодными.

В связи с тем что задачи, состав и объем морских геологических исследований с каждым годом все более усложняются, расширяются и увеличиваются, в дальнейшем при создании новых технических средств или совершенствовании старых необходимо учитывать перспективу развития отрасли в целом, тенденцию развития основных направлений морских геологоразведочных работ, принимая во внимание новейшие научные достижения в смежных областях науки и техники, а также учитывая опыт ведения иных работ, выполняемых в морских условиях.

В настоящее время число опубликованных трудов, в которых бы имелись сведения о технических средствах, применяемых при морских геологических исследованиях, весьма ограничено. В имеющихся специальных трудах, посвященных техническим средствам «изучения и освоения минеральных ресурсов дна» (14, 41 и др.), не нашли отражения специальные средства геологических исследований в той мере, как это сейчас необходимо. В этих работах рассматриваются различные средства, используемые в океанографии и океанологии, в подводном строительстве, при добыче морской нефти и газа, а также в военных целях.


Читать далее:

Категория Техника морских геологических исследований