Разборка электрических судовых машин


Категория Ремонт судового электрооборудования

Перед разборкой электрической машины необходимо ознакомиться с ее конструкцией и инструкцией по эксплуатации, а также убедиться в том, что питание с фидера снято и вывешена табличка «Не включать!».

Независимо от типа электрических машин рекомендуется следующий порядок разборки:
— отсоединить от зажимов все кабели, предварительно повесив на их концы маркировочные бирки, и изолировать;
— отсоединить машину от механизма; отдать болты, крепящие ее к фундаменту; прокладки промаркировать и связать отдельно; с помощью съемника снять шкив, муфту или зубчатое колесо; проложить картон между железом якоря (ротора) и нижними сердечниками полюсов (статора);
— отдать с обеих сторон болты на подшипниковых крышках, крепящих подшипники внутри подшипниковых щитов;
— отдать болты, крепящие подшипниковые щиты к станине, и осторожно, без перекосов снять щиты;
— поднять щетки и отсоединить провода от щеточного устройства; ослабив стягивающие болты и стопор, снять траверсу; обернуть коллектор (кольца) плотной бумагой или картоном и обвязать шпагатом;
— вынуть якорь (ротор) из машины в сторону крылатки вентилятора, следя за тем, чтобы не повредить обмотку и коллектор, якорь положить концами вала на деревянные прокладки или на доски; отдать болты крылатки вентилятора и снять крылатку; снять при необходимости полюса и катушки полюсов, маркируя прокладки под полюсами.

Ролико- и шарикоподшипники снимают только при их замене. Шкивы, муфты, подшипниковые щиты, подшипники и вентиляционные крылатки снимают с валов якорей при помощи гидравлических съемников или винтовых стяжек различной конструкции.

Стяжка состоит из стального диска и прикрепленных к нему на шарнирах трех стальных лап. В центре диска имеется отверстие с резьбой (гайка), в которое ввинчивается упорный винт с воротком. Стяжку устанавливают так, чтобы крючки лап зацепились за края полумуфты, а винт уперся в центровое отверстие вала. Затем, равномерно постукивая молотком по муфте, ввинчивают винт, снимая тем самым полумуфту с вала двигателя. При снятии подшипника качения необходимо по возможности цеплять крюки стяжек за его внутреннюю обойму, так как при зацеплении за внешнюю обойму возможно повреждение подшипника.

Перед снятием подшипникового щита на нем зубилом наносят общие со станиной метки, чтобы затем при сборке поставить его на прежнее место. Для облегчения снятия подшипниковые щиты большинства электрических машин имеют специальные нарезанные отверстия для отжимных болтов. Вывинтив болты, крепящие подшипниковый щит к станине, вставляют их в отверстия для отжимных болтов и, равномерно подворачивая болты по всей окружности щита, постепенно выдвигают его из центрирующих заточек (замка) на торцах станины. Затем специальным съемником, при легком постукивании свинцовой или медной кувалдой по подшипниковому щиту, снимают его с вала.

После снятия подшипниковых щитов приступают к извлечению из станины якоря (ротора). Эту операцию выполняют вручную, если масса якоря не превышает 50 кг. Более тяжелые якоря вынимают стропами или с помощью специальных приспособлений.

Извлекая якорь из станины, стропят и приподнимают его за концы вала так, чтобы он не касался полюсов, и выдвигают до тех пор, пока центр тяжести якоря не выйдет за пределы станины. Если длина вала окажется для этого недостаточной, то на вал надевают отрезок трубы, за который стропят якорь. Опустив якорь на картонную прокладку внутри станины и оперев конец вала на специальную подставку, переносят оба стропа на одну сторону и полностью выводят якорь из станины.

При выемке якоря приспособлением конец вала двигателя как можно дальше вводят в трубу приспособления. Затем скобу с рымом для транспортировки приспособления устанавливают в такое положение, при котором рым окажется примерно на одной оси с центром тяжести якоря 6. Стропят приспособление за рым и, приподнимая якорь краном за рукоятку, выводят его наружу.

Все детали электрической машины при разборке маркируют условными знаками и рисками в определенных местах, чтобы знать, к какой машине они относятся и как их устанавливать при сборке. Мелкие детали и катушки маркируют бирками.

Крупные детали обычно маркируют в следующих местах: подшипниковые щиты — в верхней части кромки; станины — в верхней части на торце с обеих сторон; якоря крупных машин — в шпоночном пазу, а мелких — на шихтованном железе; вентиляторы — в верхней части со стороны подшипникового щита; фланцы — на лицевой стороне; полюса — на краю плоскости, обращенной к станине, со стороны коллектора; бракеты или пальцы щеткодержателей на торцах, обращенных к петушкам коллектора.

Рис. 1. Винтовая стяжка для снятия полумуфт, шестерен и шкивов с валов электрических машин

Рис. 2. Выемка ротора из станины

При маркировке полюсов порядковые номера ставят, начиная от верхнего главного полюса по часовой стрелке со стороны коллектора, считая и дополнительные полюса. В том же порядке маркируют бирками катушки полюсов. Крепеж и мелкие типовые детали не маркируют, а передают на участки в специальной таре.

Крупные электрические машины и машины, имеющие разъемные станины, разбирают в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей в том же порядке.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования