Рангоут и такелаж судна с механическим двигателем


Категория Морская практика

На судах с механическими двигателями рангоут выполняет функции, не связанные с обеспечением движения судна, и поэтому он не получил такого развития, как на парусных судах. В отличие от последних степень развития рангоута современных судов зависит не столько от размеров судна, сколько от его конструкции и назначения. Так, например, на некоторых грузовых специализированных судах (танкерах, рудовозах и др.) рангоут представлен лишь сигнальными мачтами, штоками, шлюпбалками и трап-балками. Более развитый рангоут имеют суда, предназначенные для перевозки штучных (генеральных) грузов. Неподвижный рангоут такого судна состоит из грузовых мачт и колонн, сигнальных мачт, небольшого гафеля, кормового флагштока, флагштока и носового штока. К подвижному рангоуту относятся грузовые стрелы, стрелы-краны, шлюпбалки и трап-балки.

Рис. 1. Рангоут и стоячий такелаж грузового судна

Мачты по своему назначению подразделяются на грузовые и> сигнальные.

Грузовые мачты предназначены в основном для крепления грузовых стрел. Кроме того, на них устанавливаются навигационные и сигнальные огни, антенны и приспособления для подъема флагов и вымпелов.

Грузовые мачты, как и мачты парусного судна, бывают или цельными, или составленными из нескольких частей. Крепление тяжелых и ответственных грузовых мачт к корпусу и палубам подобно креплению мачт парусного судна — с помощью степсов и пяртнерсов.

Аналогичны и названия соответствующих мачт и их стеньг:
1 — фок-мачта; 2 — фока-ванты; 3 — фока-штаг; 4 — фор-стень-штаг; 5 — съемный штаг; 6 — форстень-контр-штаг; 7 — полумачта; 8 — ванты полумачт; 9 — безванто-вые полумачты; 10 — сигнальный фал; 11 — грот-мачта; 12 — грота-ванты; 13 — грот-стень-штаг; 14 — съемные бакштаги; 15 — грузовые стрелы; 16 — грот-стень-контр-штаг; 17 — стень-топ-штаг; 18 — гафель; 19 — флагшток; 20 — стеньги; 21 — клотики.

Суда оборудуются грузовыми мачтами различных конструкций. Наиболее часто встречаются мачты одинарные и двойные: П-образные, Л-образные и так называемые грузовые колонны. Основные элементы грузовых мачт следующие: клотик, стень-ванты, стеньга, салинг, ванты, мачта, вентиляционные колонки, шпор мачты, степс, нижняя палуба, пяртнерс, верхняя палуба, краспица, ригель и решетчатый салинг.

Одинарные мачты — стальные трубчатые колонны, устанавливаемые в ДП судна. При вооружении одинарной мачты одной стрелой непосредственно на мачте, в ее нижней части, на некоторой высоте над палубой закрепляется башмак, в котором крепится шпор стрелы. Неответственные одинарные мачты иногда проходят через рубки, имеющие прочные конструкции. В этом случае крепление мачты упрощается: степс для шпора мачты устанавливается на первой сплошной палубе, а не на кильсоне, а пяртнерс— на крыше рубки.

Одинарная мачта, вооруженная двумя стрелами, имеет в верхней части удлиненный салинг, а в нижней — поперечную балку — краспицу, присоединенную к двум невысоким грузовым колонкам, которые обычно одновременно служат вентиляторами. Башмаки для шпоров грузовых стрел укрепляются не на мачте, а на концах краспицы, что позволяет значительно увеличить вынос стрел за борт. На салинге крепятся нижние концы стень-вант и верхние блоки топенантов стрел.

Одинарные мачты имеют стоячий такелаж, наименование и назначение снастей которого те же, что и соответствующего стоячего такелажа мачт парусного судна.

Максимальный вылет стрел за борт достигается также установкой на судах грузовых колонн, П- и Л-образных мачт, которые практически не имеют стоячего такелажа.

П-образная, или портальная, мачта состоит из двух колонн, топы которых жестко соединены салингом. В середине салинга устанавливается стеньга. Башмаки для шпоров стрел закрепляются на колоннах внизу, а на топах колонн крепятся верхние блоки топенантов стрел.

Л-образная, или двуногая, мачта состоит из двух наклонных полумачт (ног), топы которых жестко и прочно связаны салингом. К нему крепятся верхние блоки топенантов стрел. Башмаки для шпоров стрел закрепляются на полумачтах в нижней части.

Рис. 2. Грузовые мачты:
а— одинарная; б — грузовые колонны; а — П-образная; г — Л-образная

Рис. 3. Сигнальные мачты:
1 — палуба; 2 — пяртнерс; 3 — мачта; 4 — антенна радиопеленгатора; 5 — навигационные огни; 6 — гафель; 7 — дирик-фал; 8 — антенна радиолокатора; 9 — флагшток; 10 — радиоантенна; И — клотик; 12 — клотиковый огонь; 13 — сигнальный леер; 14 — сигнальные фалы; 15 — сигнальный рей; 16 — топенант сигнального рея; 17 — антенный рей; 18 — топенант антенного рея

Для устойчивого равновесия стрел, обеспечивающего наиболее благоприятные условия их работы, башмаки для шпоров стрел и верхние блоки топенантов устанавливаются в одной вертикальной плоскости.

Салинговые площадки мачт ограждаются леерами из пруткового железа или решетчатыми конструкциями. Колонны и полумачты оборудуются трапами для подъема людей на салинг. На некоторых судах крепление стеньг позволяет убирать их внутрь мачты или заваливать в случае прохода судна под мостами с недостаточной высотой пролета.

Сигнальные мачты служат для установки навигационных и сигнальных огней, для подъема сигнальных знаков, флагов и вымпелов.

Гафель современного судна — это небольшой металлический или деревянный рангоут, закрепленный сзади на кормовой мачте или стеньге под некоторым углом к плоскости горизонта. На ноке гафеля закрепляется небольшой блок, который основывается фалом для подъема государственного флага на ходу судна.

Кормовой флагшток — металлическая труба или деревянный шток круглого сечения, укрепленный неподвижно в районе кормовой оконечности судна. Через шкив на топе штока пропускается фал для подъема государственного флага при стоянке судна в порту или на рейде. На клотике флагштока устанавливается кормовой якорный огонь.

Носовой шток по устройству аналогичен кормовому флагштоку. Он устанавливается около форштевня и предназначается для размещения носового якорного огня и подъема черного шара при стоянке судна на якоре. При отсутствии носового штока якорный огонь или шар поднимается на фор-штаге.

Грузовые стрелы — важнейшие элементы подвижного рангоута грузового судна. Они шарнирно соединяются с мачтами или грузовыми колоннами и бывают цельнотянутыми или сваренными из отдельных труб. В средней, наиболее напряженной части стрела имеет подкрепляющее утолщение. По грузоподъемности стрелы подразделяются на легкие и тяжелые (тяжеловесные).

Трап-балки служат для постановки и уборки забортных трапов.

Шлюпбалки — устройства, предназначенные для спуска, подъема и крепления по-походному шлюпок.


Читать далее:

Категория Морская практика