Пять вариантов общего расположения в 11-метровом корпусе


Категория Спортивные катера

Серийное производство снижает стоимость. Это не зависит от того, изготовляют ли катера с металлическими или деревянными корпусами на кустарных верфях или с корпусами из стеклопластика индустриальными методами. В последнем случае высокая стоимость оснастки окупится тем, что на одной матрице можно будет отформовать не менее восьми корпусов.

Если деревянные или металлические корпуса строят серийно ручным способом, то и тогда по сравнению с единичной постройкой достигается значительная экономия средств. Поэтому часто для одного базового корпуса разрабатывается много вариантов надстроек.

На рис. 1, а—д показаны пять существенно разных вариантов катера с наибольшей длиной 11,2 м и шириной 3 м.

Под общим названием «Риомар» построено в достаточном количестве четыре таких варианта. То, что вариант, представленный на рис. 1, в, не заказывался — чистая случайность; в нем много полезного.

Название катера «Риомар» означает «Река и море». Многие такие катера успешно эксплуатируются на море. Особенно хороши варианты а ид — не столько вследствие присущего им общего расположения, сколько из-за их спортивного назначения. Существенное различие вариантов состоит в размещении поста управления и в общем расположении кормовой части катера: а, б и в предусматривают большой кокпит (до транца); гид — кормовую каюту. Каждый вид общего расположения имеет свои преимущества, но, вероятно, и недостатки. На рис. 2, а жилая главная каюта находится у входного трапа; камбуз и туалет в противоположность всем приведенным ранее схемам общего расположения продвинуты вперед. В главной каюте предусмотрены три спальных места: одно откидное на правом борту и двуспальная койка, образуемая из двух угловых сидений и стола.

Схема общего расположения, показанная на рис. 2, б, имееч сходство с приведенной выше, но в этом случае камбуз и туалет оборудованы прямо у входного трапа в средней части судна. В кормовой части кокпита установлен второй обеденный стол, который может быть защищен от солнечных лучей или дождя при помощи водонепроницаемого тента.

Рис. 1. Пять вариантов (а—д) бокового вида быстроходного туристского катера «Риомар». Корпус катера во всех вариантах одинаков, а надстройки и общее расположение различаются прежде всего размещением поста управления и использованием кормовой части за счет открытого кокпита или кормовой каюты.

Рис. 2. Пять вариантов (а—д) общего расположения быстроходного туристского катера «Риомар». Схемы различаются размещением обеденного стола, камбуза, туалета, а также поста управления. На схемах а—в предусмотрен длинный открытый кокпит; на схемах гид имеется кормовая каюта со средним достаточно хорошо защищенным кокпитом.

Схема общего расположения, показанная на рис. 2, в, разработана для спортивной ловли рыбы на Уругвайском морском побережье. В носу катера размещены две V-образные койки, а в рулевой рубке — два спальных места. Слань в кокпите и рулевой рубке находится на равной высоте, без ступеней.

На схемах общего расположения, изображенных на рис. 2, з и д, предусмотрена кормовая каюта, в которой находятся два спальных дивана. На рис. 2, д даже показан небольшой туалет. Средний кокпит на обоих катерах выполнен различно. Пост управления на схеме г открытый, а на схеме д — крытый и защищенный. В обоих вариантах есть еще маленькая, но совсем не бесполезная кормовая палуба. Три из пяти вариантов имеют леерное ограждение по всему борту.

Число вариантов могло бы быть удвоено, но чаще всего выбирают один из приведенных. Сопоставление позволяет будущему владельцу оценить по существу, какое общее расположение и устройство судна должно соответствовать намечаемым районам туристских маршрутов.


Читать далее:

Категория Спортивные катера