Пути совершенствования топливного баланса морского флота


Категория Применение топлив в судовых дизелях

Топливный баланс морского флота, как и любой баланс, учитывает как производительные (полезные), так и непроизводительные (потери) расходы топлив.

Доли этих расходов для каждого вида топлива определяются типом и количеством установок, в которых используются топлива, совершенством переработки топлива на бункеровочных базах, совершенством средств его доставки на суда, эффективностью методов и средств подготовки, а также качеством сгорания топлива в установках.

Топлива, поступившие на нефтебазу до момента их подачи на суда, хранят в емкостях, где происходит их медленное окисление (осмоление). Эти процессы незначительны в маловязких топливах, но весьма значительны в средне- и особенно высоковязких топливах. Полимеризированные продукты топлива представляют собой сложные углеводородные молекулы, которые, являясь более тяжелыми по сравнению с основным топливом, легко выпадают в осадок. На бункеровочной нефтебазе в результате указанных процессов в топливах при их хранении постепенно скапливается осадок, периодически удаляемый при очистке емкостей. Выпадающий из топлив осадок является горючей частью, и поэтому он рассматривается как потери топлива в процессе использования. Процесс окисления топлив происходит и в судовых условиях при хранении в танках и цистернах. Этот процесс в средне- и высоко-вязких топливах протекает даже несколько интенсивнее в связи с неоднократным нагревом и охлаждением, осуществляемыми при эксплуатации теплоходов. Наряду с процессом окисления топлив и выпадения полимеризированных компонентов в осадок значительные потери топлив происходят в процессе очистки их перед сжиганием. Особенно велики потери при очистке средне- и высоковязких топлив в сепараторах. При большом обводнении этих топлив (что в судовых условиях обычное явление) и склонности их к образованию стойкой водотолливной эмульсии потери возрастают до 3—5%.

Рис. 1. Баланс расхода маловязких (I), средневязких (II) и высоковязких (III) топлив теплоходами (в %):
1 — вспомогательные дизели; 2 — общесудовые нужды; 3—главные дизели

И, наконец, имеются потери топлива от неполного его сгорания в главных и вспомогательных дизелях, при этом: худшие показатели сгорания — у средне- и выооковязких топлив. Указанные потери в современных дизелях составляют 0,3—2,0%.

Таким образом, общие потери топлива, включая потери на бункеровочной базе, плавбункеровщиках, на борту судна и при сгорании, составляют значительную величину.

Устранение или по крайней мере уменьшение этих потерь является одним из главных направлений по совершенствованию топливного баланса морского флота.

Это направление совершенствования топливного баланса включает:
— использование антиокислительных присадок для предотвращения окислительных процессов в топливе и, таким образом, сокращения выпадения осадков при хранении топлив;
— использование диспергирующих и деэмульгирующих присадок к топливу для предотвращения образования асфальто-смолистых агломератов и стойких водотопливных эмульсий и, таким образом, сокращения отходов при очистке топлив;
— применение для очистки топлив фильтрации с предварительной их гомогенизацией;
— применение для улучшения сгорания топлив специальных присадок.

Другим основным направлением совершенствования топливного баланса морского дизельного флота является качественное его изменение, т. е. изменение его структуры за счет:
— оснащения вновь строящихся судов специальными системами топливоподготовки и топливоподачи, а также оснащения дизелей устройствами, обеспечивающими применение более вязких топлив;
— переоборудования систем топливоподготовки и топливоподачи, а также дизелей действующих судов, обеспечивающего применение более вязких топлив.


Читать далее:

Категория Применение топлив в судовых дизелях