Проведение технического обслуживания и ремонта земснарядов и обслуживающих их судов в период навигации


Категория Эксплуатация дноуглубительного флота

Техническое наблюдение и навигационный ремонт земснарядов при нахождении на объектах работ сводят к ежедневному, периодическому техническому обслуживанию (ТО) и ремонту в течение, всей навигации.

Для улучшения организации технического обслуживания и. ремонта дноуглубительного флота каждый член судового экипажа ведет систематическое наблюдение за закрепленным механизмом, устройством,-системой, участком корпуса судна, выявляет и фиксирует обнаруженные недостатки и ведет подготовку к их устранению.

Характеристика ТО по видам оборудования земснарядов приведена ниже.

Энергетические установки в зависимости от объема, характера и сроков выполнения работ подвергаются нескольким видам технического обслуживания. Техническое обслуживание главных среднеоборотных дизелей (9СБ 350 II ПС; 6СБ350ПН; 6Л275 III ПН; 6НВД48; 8НВД36; 6425/34, 6С275Л и др.) разделяется на четыре вида: ТО 1, ТО 2, ТО 3, ТО 4.

Техническое обслуживание проводят через каждые 50 ч работы двигателя без вывода земснаряда из эксплуатации, а также при его буксировке и неплановых остановках. При этом очищают и промывают топливные и масляные фильтры, сливают отстой из топливных и масляных баков.

Техническое обслуживание проводят через каждые 500 ч. работы двигателя при буксировках земснарядов и неплановых остановках. Кроме работ, выполняемых при ТО 1, дополнительно добавляют масла в масляную систему с предварительной очисткой и промывкой масляных фильтров. Промывают и. опрессовывают форсунки, проверяют и регулируют зазоры в. клапанном механизме. Производят проверку и затягивают болты и шпильки *рамовых и шатунных подшипников коленчатого вала, а также подшипников гребного вала у самоходных земснарядов, проверяют состояние клапанов компрессоров и циркуляционных насосов, набивают сальники, проверяют правильность соединения вала грунтового насоса с передаточным механизмом (редуктором, муфтой включения и коленчатым валом двигателя).

Техническое обслуживание 3 проводят через каждые 1000 ч работы двигателя при буксировках и в специально отведенное стояночное время по графику навигационного ремонта земснаряда с выводом его из эксплуатации. Кроме работ, выполняемых при ТО 2, Дополнительно промывают масляную систему, картер, маслосборник, фильтры и анализируют масло в судовой лаборатории. При удовлетворительных результатах анализа доливают масло на угар, а при браковочных данных анализа заменяют масло в системе двигателя. .Проверяют и очищают холодильники систем охлаждения масла и воды, воздухораспределители, проверяют и притирают клапаны топливных насосов; проверяют состояние упорных подшипников.

Техническое обслуживание 4 проводят через каждые 2000 ч работы двигателя в специально планируемое время с выводом судна из эксплуатации. Кроме работ, выполняемых при ТО 3, дополнительно очищают и притирают впускные, выпускные и .пусковые клапаны, проверяют валовую и поршневую группы, регулируют зазоры в подшипниках вала, заменяют изношенные поршневые кольца, регулируют механизмы газораспределения, проверяют состояние подшипников и уплотнений газотурбинного наддува двигателя.

Техническое обслуживание быстроходных двигателей внутреннего сгорания (64 12/14; ЗД6; 7Д12; 84 23/30; 4С110; 64 18/22; 7Д6; 6С160ПН; 6С160 и др.) с частотой вращения коленчатого вала 750 мин-1 и выше разделяется на 5 видов. Детали сопряженных трущихся пар у высокооборотных двигателей подвергаются более интенсивному изнашиванию, чем у среднеоборотных двигателей. Поэтому экипажи земснарядов ежедневно наблюдают за работой и техническим состоянием таких двигателей, осматривают трубопроводы топлива, масла и воды, подверженные вибрации, устраняют течь, проверяют крепление двигателя, редуктора и опорных подшипников валов, заправляют маслом механизм управления муфтой реверс-редуктора и механическую передачу к тахометру, проверяют уровень масла в корпусе реверс-редуктора при неработающем двигателе и доливают его до верхнего уровня указателя; спускают топливо из корпуса топливного насоса; осматривают и очищают электрогенератор от пыди, масла, влаги; осматривают электропроводку, проверяют и подкрепляют контактные соединения.

Техническое обслуживание 1 проводят через каждые 50 ч работы двигателя без вывода земснаряда из эксплуатации во время буксировок и неплановых остановок. Кроме работ, выполняемых при ежедневном техническом обслуживании, разбирают и промывают топливный и масляный фильтры с заменой секций тонкой очистки, промывают суфлер.

Техническое обслуживание 2 проводят через каждые 100 ч Готы двигателя без вывода земснаряда из эксплуатации во> ра>мя неплановых стоянок и при буксировках земснаряда. Кроме работ, предусмотренных ТО 1, дополнительно проверяют уровень масла в корпусе топливного насоса, добавляют масло в корпусе регулятора до уровня контрольной пробки, проверяют крепление навешенных на дизель механизмов и коллекторов, смазывают подшипники валов переднего и заднего хода реверс-редуктора, проверяют состояние деталей механизма управления фрикционной муфтой редуктора.

Техническое обслуживание 3 проводят через каждые 500 ч работы двигателя, для чего специально планируют время с выводом земснаряда из эксплуатации. При этом выполняют все работы, предусмотренные ТО 1 и 2. Кроме того, дополнительно спускают отстой из топливных баков, промывают топливные трубопроводы, проверяют фазы газораспределения, крепление блока цилиндров, воздушную систему пуска двигателя и регулируют воздухораспределитель, заменяют масло в реверс-редукторе и промывают его корпус, проверяют состояние водо-масляных холодильников и сальниковых уплотнений насоса забортной воды и смазку его заднего подшипника, подтягивают гайки крепления шестерен валов переднего и заднего хода у реверс-редуктора.

Техническое обслуживание 4 проводят через 1000 ч работы двигателя с выводом земснарядов из эксплуатации. При этом выполняют все работы, предусмотренные ТО 3. Кроме того,, дополнительно демонтируют водяные насосы внутреннего и внешнего контуров охлаждения двигателя, разбирают их, заменяют изношенные сальники; проверяют шариковые подшипники, шестерни у реверс-редуктора, диски трения муфты и механизм ее включения.

Техническое обслуживание 5 проводят через каждые 2000— 2500 ч работы двигателя с выводом земснаряда из эксплуатации. При этом выполняют все работы, предусмотренные ТО 4. Кроме того, дополнительно снимают крышки и блоки, заменяют поршневые кольца, притирают впускные и выпускные клапаны, проверяют равномерность подачи топлива. по цилиндрам с регулировкой топливного насоса и форсунок, а при необходимости заменяют пары игла — распылитель.

Специальное оборудование проходит 3 вида технического обслуживания. Техническое обслуживание специального оборудования землесосных, одно-, многочерпаковых и грейферных земснарядов проводится через каждые 1000 ч работы земснарядов. При этом выполняют следующие работы.

По землесосным снарядам при ТО 1 и 2 осматривают рабочие устройства и устраняют обнаруженные дефекты и неисправности; проверяют зазоры между дисками рабочего колеса и облицовками корпуса грунтового насоса, а также плотность лосадки рабочего колеса на валу; уплотняют или заменяю сальниковую набивку вала грунтового насоса; осматривают шейки вала грунтового насоса и опорно-упорные подшипники регулируют зазоры; проверяют состояние соединительной муф! ты валов грунтового насоса и приводного двигателя; устраняют обнаруженные неисправности, проверяют осевую линию вала грунтового насоса; проверяют состояние редуктора и подшипников вала механического рыхлителя грунта и деталей свай- ного устройства рабочего хода землесосного снаряда, а также полностью механизм автоматической или механической очистки приемного отверстия всасывающего наконечника; проверяют шаровые н гибкие соединения всего грунтопроводного устройства и регулируют уплотнения; поджимают сальниковые уплотнения всасывающего патрубка рабочего колеса грунтового насоса; детально осматривают все системы дистанционного автоматического смазывания рабочих устройств землесосного снаряда и оперативных лебедок, устраняют выявленные недостатки тормозных устройств, канатоукладчиков, подшипников валов, редукторов, открытых передач и масляных систем.

При ТО 3 выполняют все работы, предусмотренные ТО 1 н 2. Кроме того, вскрывают грунтовый насос и заменяют облицовки, защитное уплотнительное кольцо, рабочее колесо (при достижении предельных износов), проверяют соосность валов грунтового насоса и приводного двигателя и их центруют. Все перечисленные работы ТО 3 совмещают по времени с работами ТО 4 (для главных и вспомогательных среднеоборотных дизелей) и с работами ТО 5 (для главных высокооборотных дизелей).

По черпаковым земснарядам при-ТО 1 и 2 осматривают рабочие устройства, выявляют дефекты и устраняют их. Основное внимание уделяют осмотру деталей черпакбвой цепи (пальцев, втулок, колец). В зависимости от степени износа деталей частично заменяют их или поворачивают неизношенными частями в рабочее положение; проверяют состояние подшипников черпаковых скатов, очищают смазочные каналы, заменяют новыми изношенные скаты; вскрывают подшипники нижних барабанов, провер-яют степень износа вкладышей, состояние уплотнений, регулируют масляные зазоры; осматривают узлы и детали верхнего черпакового привода; проверяют соосность валов привода, состояние подшипников и зубчатых зацеплений, работу централизованных масляных систем, плотность посадки па валах шестерен, катушек барабана, проверяют состояние вала черпаковой рамы и натяжного устройства; детально осматривают лебедки и устраняют выявленные дефекты; осматривают по узлам носовой кран и проверяют Действие механизмов поворота стрелы, и подъема груза; осматривают рамоподъемное устройство (лебедки, полиспасты, канаты, крепление полиспастов), проверяют и смазывают оси блоков.

Техническое обслуживание 1 и 2 специального оборудования времени совмещают с ТО 3 и 4 главных среднеоборотных ТО 5 высокооборотных двигателей.

1 Техническое обслуживание 3 специального оборудования проводят одновременно с ТО 3 и 4 главных среднеоборотных л хо 5 высокооборотных двигателей. При этом выполняют все работы, предусмотренные ТО 2. Кроме того, дополнительно производят проверку степени износа граней верхнего и нижнего барабанов, восстанавливают их электронаплавкой износостойкими электродами, а при больших износах заменяют накладки, вскрывают подшипники вала верхнего барабана, определяют степень износа вкладышей, регулируют масляные зазоры, при необходимости заменяют вкладыши; осматривают снаружи грунтовые пути (колодец,, лотки), грунтовый клапан; прц предельных износах заменяют нижние и верхние черпаковые скаты; устраняют слабины в движущихся частях оперативных лебедок и другого механического оборудования.

Приведенные нормы предельных износов деталей рабочих устройств земснарядов являются результатом многолетних наблюдений за изнашиванием каждой детали и расчетов прочности деталей с учетом износа. Критерием предельного износа детали является ухудшение эксплуатационных характеристик, земснарядов и начальный период перехода к предельному износу с потерей необходимых запасов прочности.

Новые детали ставят на суда в соответствии с монтажными зазорами, указанными в технических условиях заводов-изготовителей. Приведенные нормы предельных износов не являются-стабильными, их периодически корректируют в зависимости от совершенства конструкции и качества материалов, применяемых для изготовления деталей рабочих устройств.

При техническом обслуживании специального оборудования дноуглубительного флота следует, помимо изложенного, руководствоваться Положением об организации навигационного ремонта судов технического флота Министерства речного флота РСФСР и Правилами технической эксплуатации специального оборудования дноуглубительных снарядов.

Электрооборудование земснарядов состоит из: дизель-генераторов (главных и вспомогательных),, электроприводов насосов, черпаковых устройств, оперативных лебедок, рамоподъем-ных устройств, судовых кранов, вентиляторов, а также ряда систем комплексной автоматизации управления энергетическими установками, вспомогательными механизмами и технологическими процессами дноуглубления.

Техническое обслуживание 1 проводят ежедневно, а также время ТО 1 и 2 главных среднеоборотных и высокооборот-двигателей земснарядов. При этом электрооборудование «е разбирают. Во время его осмотра удаляют посторонние предметы, протирают от пыли, влаги, грязи, проверяют надежность подсоединения кабелей и проводов от источников питания, исправность и плотность закрытия крышек и смотровых люков, нагрев подшипников, с помощью мегометра проверяют состояние изоляции, проверяют чистоту контактов, работу подвижных частей, правильность установки реле по контрольным рискам, исправность действия контроллеров, выключателей и переключателей^ состояние меток нормального положения маховиков (рукояток) реостатов всех типов, состояние коллекторов электрических машин, правильность установки и крепления траверсы; исправность дугогасительных камер, звуковую и световую сигнализацию судовых огней и предохранителей; осматривают межэлементные соединения аккумуляторных батарей, удаляют с них соль и смазывают вазелиновым маслом, устраняют обнаруженные неисправности; проверяют уровень и плотность электролита, прочность корпусов батарей, напряжение, устанавливают необходимость проведения их зарядки. Если емкость батарей не соответствует паспортной, проводят контрольно-тренировочные циклы по зарядке^аккумуляторов.

При То 2 выполняют работы, предусмотренные То 1. Кроме того, дополнительно производят частичную разборку электрооборудования, удаляют с него пыль и грязь с помощью сжатого воздуха, проверяют затяжку всех резьбовых соединений и состояние подшипников движущихся частей (машин, проверяют, пригоняют и частично заменяют контактные щетки, устраняют причины, вызывающие неравномерный износ коллекторов, при необходимости прочищают пазы, осматривают крепления электрооборудования к фундаментам и проверяют состояние заземляющих устройств, восстанавливают поврежденное покрытие электрооборудования, проверяют с помощью Щупа плотность прилегания контактов у контакторов, рубильников, переключателей и зачищают подгоревшие контакты, смазывают все трущиеся поверхности, проверяют правильность показаний контрольно-измерительных приборов.

Техническое обслуживание 3 выполняют в межнавигационныи период в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей электрооборудования и систем автоматизации управления и регулирования.

Обслуживающий персонал дизель-электрических земснаря дов постоянно уделяет внимание средствам автоматизации раГ боты механизмов машинного отделения и палубы.


Читать далее:

Категория Эксплуатация дноуглубительного флота